Медиатеоретик Нил Постман не дожил до изобретения смартфона или социальных сетей, но он предсказал наш нынешний кризис правды.
В своей книге 1988 года «Технополия» Постман описывает траекторию развития технологий в обществе. Хотя сначала общество воспринимало технологию как просто инструмент, он предсказал, что технология станет «навязчивой силой». Каждая проблема будет считаться технологической. Каждое предлагаемое решение будет технологическим.
Когда общество достигнет этой стадии, Постман предсказал три проблемы, особенно актуальные для нашей сегодняшней битвы за истину: «перенасыщение информацией, информация без смысла, информация без механизмов контроля».
Постман предвидел противоречивость нашего времени: слишком много новостей для потребления, слишком мало контекста для осмысления этих новостей и слишком мало социальных институтов для обеспечения «защитных» механизмов, необходимых для различения истины. Он был прозорлив, но, конечно, не более пророческим, чем Библия.
Больше, чем информация
Согласно библейской литературе мудрости, включающей такие книги, как Иов, Притчи, Екклесиаст и некоторые Псалмы, истина — это больше, чем информация, а мудрость — больше, чем способность быть «правым».
Стать мудрым, согласно Библии, — это вопрос становления. Это пожизненное обучение, которое, прежде всего, включает в себя правильные отношения с Богом: «Начало мудрости – Страх Господень» (Пр. 1:7). Согласно библейской традиции мудрости, есть только две стороны: мудрые и глупые, и «глупцы презирают мудрость и наставление» (Пр. 1:7б).
В библейской традиции мудрость меньше похожа на философский семинар и больше на урок труда. Речь идет не о рассуждениях, а о жизненной практике. В своем комментарии к Притчам Дерек Киднер утверждает, что в этой книге мудрости нам предлагается рассмотреть, «каков человек в жизни или в работе; как он управляет своими делами, своим временем и самим собой».
Вот что еще Киднер говорит: «Доброта и мудрость - это не два отдельных качества, а два аспекта единого целого». Мудрость, другими словами, включает в себя нравственное участие и нравственное обязательство. Как и вера без дел, мудрость мертва.
Фонтан мудрости
Я думаю об этой традиции мудрости, когда встречаю такой отрывок, как Филиппийцам 4:8-9. Павел дает нам список качеств, которые охватывают единое целое добра и мудрости: то, что истинно, достославно, справедливо, чисто, прекрасно, похвально, превосходно, достойно похвалы. Думайте об этих вещах, говорит он. Практикуйте эти вещи, настаивает он.
Истина - первое качество, которое Павел называет в этом списке, и, подобно любви среди плодов Духа в Послании к Галатам 5:22-23, она служит источником. Как нет терпения или самообладания без любви, так и нет ничего прекрасного или превосходного без истины.
Именно так мы приходим к более полному пониманию истины в Библии. Истинное - это не только то, что можно проверить. Истинно то, что реально, то, что нравственно последовательно, то, что хорошо. Вот почему Бог истинен, а идолы ложны.
Именно поэтому критики Иисуса утверждали его «истинность» не как меру его эмпирически проверяемой «правоты», а по целостности его характера: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь» (Марка 12:14).
Быть истинным по примеру Самого Бога — это то, что Павел описывает во 2-м послании к Коринфянам, когда защищает свое служение: «Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире» (2 Кор. 1:12). Истина — это чистая и благодатная вода благочестивой жизни. В истине нет двойственности.
Быть истинным
В то время как все стремятся восстановить истину, христиане могут начать восстанавливать более полное понимание того, что это значит. Мы не просто хотим знать истину; мы хотим быть истинными. Это подразумевает подчинение практике, которая формирует мудрую и добродетельную жизнь: прежде всего, мы должны уткнуться носом в Божье Слово.
Но, что очень важно, согласно Библии, мудрость - это традиция. Это общинный труд, труд нескольких поколений. Это значит, что опыта одного человека недостаточно. Нам понадобятся учителя.
Истина - это медленная работа. Истина - это тяжелый труд. Не существует коротких путей, по крайней мере, в создании истинной жизни.
Примечание редакторов:
Эта статья является частью серии статей о Послании к Филиппийцам 4:8: «Наконец, братия мои, что только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте».