Недалеко от нас недавно была перестроена водонапорная башня. Изначально городские власти спроектировали водонапорную башню, которая на бумаге выглядела лучше, чем в реальности. Никто не подумал о том, как будет выглядеть эта белоснежной чистоты башня через несколько лет после того, как на ее вершине сделают свои дела птицы. Белый цвет стал коричневым и зеленым и превратился в местный позор, видимый всему городу.
Сейчас она покрашена в более темный цвет, чему мы очень рады. Это и есть смысл «всего, что достойно чести» — одна из восьми категорий обновленного мышления, выделенных в Послании к Филиппийцам 4. Красиво ли это, когда, как знамя, поднято высоко перед всеми? Красиво ли оно, когда выставлено на всеобщее обозрение?
Большинство из нас были бы потрясены и смущены, если бы все наши мысли стали достоянием общественности. Джон Мильтон, писатель и мыслитель XVII века, в своей классической поэме «Потерянный рай» дал меткое описание внутренней работы человеческого разума: «Разум — вещь сама в себе, внутри себя он способен сотворить из ада рай, а из рая — ад».
По мнению Мильтона, наши мысли подобны воде: они легко стекают вниз. Такое мышление опустошает нас, унижая наше нравственное «я». Притчи 23:7 напоминают: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Как легко греховные мысли по спирали притягиваются к тому, что бесчестно. Мысленно мы начинаем с Галилейского моря, но в итоге застреваем в Мертвом.
Наш разум зачастую может казаться неуправляемым инферно, Писание призывает нас обновить его, управляя своими мыслями. Оно требует, чтобы мы задумывались о своих мыслях. Такое вдумчивое и направленное мышление Библия называет обновленным разумом. Это мысленное состояние сознания, которое стремится к гармонии с Божьей истиной, найденной в Писании и во Христе. Оно преобразует содержание и привычки нашего мышления, приводя наши ценности в соответствие с Божьей волей. Когда наш разум обновляется, наши желания соглашаются с Богом в том, что Его воля добра, угодна и совершенна (Рим. 12:2).
Понятие «достойный чести» встречается в Новом Завете для описания характера дьякона и пресвитера в 1 Тимофею 3. В Титу 2 оно является желательным качеством жизни для старших в вере мужчин. Корень слова — «почитать» или «поклоняться», а смысл — достойный быть высоко поднятым и выставленным на показ. Если бы кто-то выставил наши мысли напоказ, заслужил бы он большее уважение за свою добродетель и благородство?
«Все, что достойно чести» — это система измерения, по которой можно оценить мои мысли, и возникает вопрос: «Для кого достойно?». В нашем мире часто чествуют бесчестных, о чем свидетельствуют блестящие награды любого значимого медийного шоу. Библейское мерило того, что достойно чести, — это то, что достойно Бога. Нас ужасает перспектива того, что другие могут знать наши мысли, и мы не обращаем внимания на то, что Бог знает их все.
Библейская мера благородства - это то, что благородно для Бога.
Повеление мыслить благородно - это благодать. По мере того как наши размышления погружаются в истинное, прекрасное и превосходное в глазах Бога, наши сердца и жизнь все больше отражают благородство, чистоту и милосердие. Когда наши внутренние мысли уподобляются Христу, наши внешние поступки тоже становятся похожими на Него. Когда мы терпим неудачу и наши мысли разочаровывают нас, это еще один повод восхититься Иисусом. У Него никогда не было ни одной постыдной мысли, и каждое Его помышление достойно нашего обожания.
Примечание редакторов:
Эта статья является частью серии статей о Послании к Филиппийцам 4:8: «Наконец, братия мои, что только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте».