Обзор СМИ:Что есть основание Церкви

Обзор СМИ:Что есть основание Церкви

Британский богослов полемизирует с либеральным крылом христианства

Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего. (Серия «Современная библеистика».) – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2011. – XII + 911 с. 

Имя Николаса Томаса Райта, в прошлом оксфордского и кембриджского лектора по Новому Завету, бывшего епископа Даремского (Церковь Англии), ныне – профессора Нового Завета и раннехристианских исследований в Университете св. Андрея (Шотландия), хорошо известно русскоязычному читателю, интересующемуся христианской проблематикой. Благодаря издательской деятельности Библейско-богословского института св. ап. Андрея ему доступны всемирно известные лекции Райта «Что на самом деле сказал апостол Павел?» (2004), его популярные комментарии к различным книгам Нового Завета, наконец, фундаментальный труд «Иисус и победа Бога» (2004). Последняя – ответ далекого от фундаментализма, но тем не менее достаточно консервативного христианского ученого на разного рода поиски «исторического Иисуса», ведущиеся уже более двух столетий. На приобретший значение догмата у либеральных христиан, продолжающих теперь этот поиск, тезис о том, что крайне важно отличать исторического Иисуса от Христа веры, Райт своим обширным (700 с.) исследованием показывает, что второй неразрывно связан с первым.

У тех, кто прочитал эту книгу, осталось чувство недоумения, почему Райт не включил в нее тему воскресения Иисуса. В предисловии к новой книге, являющейся, как можно догадаться, продолжением предыдущей, автор объясняет, что у него было намерение дописать к ней главу о Воскресении. Однако, взявшись за эту работу, Райт понял, что данная глава способна перерасти в обширное исследование (его новая книга насчитывает уже порядка 800 страниц). И действительно, выпущенная теперь по-русски книга «Воскресение Сына Божьего», ставшая на Западе настоящим событием (английское издание вышло в 2003 году), без сомнения, есть самое обстоятельное исследование данной темы.

Книга Райта детально исследует в хронологической последовательности их письменной фиксации все свидетельства Христова воскресения как в Новом Завете, так и во всей раннехристианской традиции. Это исследование предваряется весьма ценным в религиоведческом отношении экскурсом о представлениях, касающихся «жизни за гранью смерти» в античности, Ветхом Завете и постбиблейском иудаизме. Первые важны как идейный фон проповеди грядущего воскресения мертвых и воскресения «первенца из умерших» Христа Иисуса в греко-римском мире, куда с вестью о «свете язычников» – Мессии Израиля – устремились ученики Иисуса, а затем и Павел. Вторые еще более важны, поскольку выявляют как истоки последующих иудейских представлений о воскресении, так и отношение к ним в современном Иисусу Израиле. Наконец, третьи особо важны, поскольку в них уже в полной мере оформляется идея телесного воскресения, в котором Бог восстановит Израиль в лице его праведников, когда станет судить мир.

В Новом Завете в связи с искупительной смертью и воскресением Иисуса эта идея обретает более широкий эсхатологический горизонт, наиболее полно выраженный «Евангелием воскресения» апостола Павла (1 Кор: 15), рассмотрению которого Райт посвящает добрую сотню страниц своего исследования (главы 6 и 7).

Творчество Райта, как и других консервативных (что в западном контексте означает – сохраняющих веру в Иисуса как в Сына Божьего) исследователей Нового Завета проходит в окружении как фундаменталистов (еще социально сильных в США), так и христианских либералов, исключающих веру в воскресение Христа как в факт и рассматривающих его как метафору. При этом последние весьма многочисленны и активны на Западе как в академической, так и в издательской сфере. Резюмируя их публикации, Райт в предисловии к своей книге пишет: «В новозаветных исследованиях стало общим местом утверждать, что первые христиане не мыслили об Иисусе как о воскресшем из мертвых самым что ни на есть телесным образом; при этом Павел, постоянно цитируемый, выставляется в качестве главного свидетеля того, что модно нынче называть «духовным» взглядом на данную проблему».

Такой идеологизированный взгляд, по мнению Райта, не имеет ничего общего с научным обобщением, поскольку противоречит достаточно засвидетельствованному факту возвещения с самого начала исторического бытия Церкви Христовой именно телесного воскресения Иисуса. Последнее проистекает из «существенного единства раннехристианских текстов в основном пункте: практически все ранние христиане верили в телесное воскресение Иисуса. Говоря «Он воскрес на третий день», они придают этому буквальный смысл. Только осознав силу этих свидетельств, мы сможем воздать евангельским повествованиям должное…»

Таким образом, из книги Райта действительно следует вывод: именно вера в воскресение Иисуса, которым Бог прославил его как Христа и Господа (Деян 2:36), стала тем основанием, на котором образовалась Церковь в Иерусалиме, а свидетельство о воскресении Христовом расширила ее «до предела земли» (Деян 1:8).

Иннокентий Павлов - кандидат богословия, преподаватель Библейско-богословского института им. святого апостола Андрея.

Источник: Независимая газета

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

02/06/2011
315
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Обзор СМИ:Что есть основание Церкви
Читайте также:
Почему христианам нужна философия
Я нашел одну только [христианскую] философию безопасной и полезной. Поэтому и по этой причине я — философ&
283
419
Джон Пайпер о природе спасающей веры
Пастор отвечает на критику его новой книги.
400
Почему богословы гневаются?
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
287
Состояние богословия
Во что верят евангельские верующие в 2022 году
598
Работает на Cornerstone