Я благословлен тем, что знаком с одним из 50 лучших мыслителей по версии журнала Time. Он был моим личным наставником на протяжении более 20 лет. Он преданный болельщик команды Chiefs. Он был моим мудрецом в периоды глубоких сомнений и другом во время приступов глубокой тревоги. Его зовут Дж. П. Морланд, и он считает меня идиотом.
Откуда я знаю, что он считает меня идиотом? Потому что он регулярно напоминает мне об этом. Двери наших кабинетов в Школе богословия Талбота при Университете Биола находятся на расстоянии примерно одного шага, и мы часто пересекаемся. Прежде чем вы придете к выводу, что Дж. П. входит в список 50 самых бесчувственных кретинов по версии журнала Time, позвольте мне рассказать вам, почему его регулярные напоминания - это благословение. Это то, что искал Г. К. Честертон , когда говорил: «Ангелы могут летать, потому что они легко относятся к себе... [но] сатана упал под действием силы тяжести».
Если мы хотим быть лучшими богословами, мы должны относиться к себе менее серьезно, чтобы относиться к Богу более серьезно. Когда речь идет о нашем познании Бога, нам нужно осознать, что мы все идиоты.
Осознание своего идиотизма
Хорошим определением богослова может быть тот, кто осознает, каким полным идиотом он или она является в отношении самых сокровенных знаний о Боге, но при этом стремится как можно больше смягчить этот идиотизм, часто обращаясь к Священному Писанию. (Возможно, богословские конференции следует называть съездами идиотов).
Чарльз Сперджен высказал эту мысль в своей проповеди, когда ему было всего 20 лет: «Богословие, - утверждает Сперджен, - это предмет настолько обширный, что все наши мысли теряются в его безбрежности; настолько глубокий, что наша гордость тонет в его бесконечности...
Ни один предмет созерцания не смиряет ум больше, чем мысли о Боге». В изучении Бога есть нечто уникальное в силу огромного масштаба и бесконечности его предмета.
В эпоху, когда гордость нагло преподносится как добродетель, нам нужно больше мужей и женщин Божьих, чья гордость была подавлена размышлениями о Существе, бесконечно более интересном, добром, могущественном, справедливом, мудром и славном, чем мы. Нам нужно напоминание Чарльза Октавиуса Бута о том, что богословы «должны подходить к торжественной задаче изучения Бога со смирением и благоговением. Бог любит смиренных, но скрывает Себя от гордых и самодостаточных людей».
И мы должны прислушаться к совету называвшего себя глупцом (1 Кор. 4:10), который «довольствовался слабостями [и] оскорблениями (2 Кор. 12:10), - богослова и апостола Павла, который сказал: „Никогда не будь мудр в своих собственных глазах“ (Рим. 12:16). У хороших богословов хватает смирения признать, что по эту сторону вечности мы видим «как в зеркале тусклом» (1 Кор. 13:12). Если Бог - это то, что Герман Бавинк назвал«океаном сущности, беспредельным и неизмеримым», то богослов знает, что он или она могут предложить лишь капли из этого бесконечного океана - драгоценные, питающие душу, животворящие капли, но все же капли.
Я предлагаю три совета, как осознать свой идиотизм, чтобы стать лучшими богословами.
1. Обзаведитесь кругом друзей, знающих вас в лицо и со всех сторон.
Пусть рядом с вами будут те, кто сможет прорваться сквозь вашу самонадеянность, с любовью отнесясь к ней с юмором. Обратите внимание на прилагательное «с любовью». Я не поощряю небиблейские грубые шутки и подначки, которые основаны скорее на нигилизме и столкновении эго, чем на радостном восприятии Бога более серьезно, чем нас самих. Дж. П. делится анекдотом о том, как он сказал другу «Отличная работа!» после проповеди. Его друг ответил так благочестиво: «О, это все Бог», на что Дж. П. ответил: «Если бы это все был Бог, это было бы намного лучше, чем это!»
2. Откажитесь от попыток стать следующим Лютером, Спердженом, Эдвардсом, Шеффером или [укажите здесь любимого богослова].
Великие богословы никогда не ставили перед собой цель стать следующим большим именем. Они стремились сделать имя Бога великим. Стремитесь в первую очередь к истинной славе - славе Божьей - и вы можете, но, скорее всего, не найдете славы в глазах людей. Если вы будете стремиться в первую очередь к самовосхвалению, то гарантированно упустите Божью славу и найдете свою собственную, превратившуюся в пыль. В культуре, ориентированной на знаменитостей, будьте радикально контркультурны и несите любое стремление к статусу знаменитости (то, что в старых Библиях называлось «тщеславием») прямо на крест.
3. Каждый день проповедуйте себе Евангелие против гордости.
Исаия сравнивал свои «праведные дела» с идим багад, что на иврите означает использованные тряпки для менструации (Ис. 64:6). Павел описал свою праведность как skybala - в переводе с греческого это мусор, отходы и экскременты (Фил. 3:8). Лютер назвал свою религиозность reiffe dreck, что по-немецки означает созревший навоз.
Однако Исаия с нетерпением ожидал Божьего обетования о Страдающем Рабе, «пронзенном за наши преступления» и «раздавленном за наши беззакония» (Ис. 53:5). Павел смотрел на Бога, Который, послав Иисуса, стал «праведником и оправдателем» (Рим. 3:26). Лютер пришел к тому, чтобы «созерцать Бога в вере... [и] взирать на Его отеческое, дружелюбное сердце, в котором нет ни гнева, ни немилосердия».
Хорошие богословы, осознавая свой идиотизм, не поют: «Моя надежда зиждется на моих духовных или интеллектуальных достижениях, на моей способности разбирать греческие глаголы или танцевать экзегетические круги вокруг культистов на моем пороге». По примеру старого гимна, пусть мы поем: «Моя надежда зиждется не на чем ином, как на крови и праведности Иисуса».