Пять Sola
Пять Sola

Пять Sola

Sola scriptura, Solus Christus, Sola Fide, Sola Gratia, Soli Deo Gloria

Эти пять положений евангельской веры лежат в центре того, что отличало теологию Реформации от теологии Римско-католической церкви в XVI веке. Sola scriptura - это вера в то, что, поскольку Писание является богодухновенным Словом, оно является единственным непогрешимым, достаточным и окончательным авторитетом для церкви. Solus Christus - это утверждение, что только Христос является основанием, на котором нечестивые оправдываются перед Богом. Sola fide утверждает, что верующий получает искупление, совершенное Христом, только через веру. Sola gratia провозглашает, что все наше спасение, от начала до конца, происходит по благодати и только по благодати. В связи с этим реформаторы придерживались фразы soli Deo gloria, что только Бог получает славу за наше спасение.

Пять sola составляют ядро евангельской веры. Они не только отражают Евангелие Иисуса Христа и объясняют, как это Евангелие укореняется в грешнике, но и определяют, где находится авторитет этого Евангелия и с какой целью оно проповедуется и возвещается. Хотя выражение «пять solo», возможно, появилось совсем недавно, корни его концепции уходят в Реформацию XVI века. Эти пять solo отделяли таких реформаторов, как Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Джон Кальвин и многих других, от учения Рима. Но в основе этого раскола лежал не просто богословский спор, а торжество Евангелия как такового. Реформаторы были готовы отдать свои жизни за эти sola прежде всего потому, что верили, что на кону стоит само Евангелие.

Sola Scriptura

Sola scriptura, иногда называемая формальным принципом Реформации, - это вера в то, что «только Писание, поскольку оно является богодухновенным Словом, является нашим непогрешимым, достаточным и окончательным авторитетом для церкви» (Одно лишь Божье Слово, 23). Заметьте, основой sola scriptura является вдохновенный характер Писания. Как говорит Павел, «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16-17). Этого нельзя сказать о церковной традиции, советах или церковных лидерах, какими бы важными они ни были. Хотя у Писания может быть много авторов-людей, у него есть один Божественный автор. Святой Дух, говорит нам Петр, сопровождал библейских авторов, поэтому то, что они говорили, говорил Сам Бог (2 Пет. 1:21), вплоть до конкретных слов.

По этой причине Писание также является непогрешимым, а непогрешимость является следствием вдохновения. Непогрешимость означает, что Писание истинно, безошибочно во всем, что оно утверждает. Когда Святой Дух сопровождал библейских авторов, Он позаботился о том, чтобы их человеческие слова отражали Его собственный святой характер. Следовательно, Писание - это истина, потому что Бог Сам есть истина. В конце концов, это Слово Божье . Непогрешимость важна не только потому, что она служит основанием для нашей уверенности, давая нам все основания верить, что Писание заслуживает доверия, но и потому, что непогрешимость отличает Писание от всех других ошибочных авторитетов. Только Писание является нашим непогрешимым, безошибочным авторитетом.

Наконец, sola scriptura означает, что только Писание является нашим абсолютным авторитетом. Павел не только говорит, что все Писание богодухновенно, но на этом основании Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления и для воспитания в праведности, чтобы человек Божий был совершен, приготовлен на всякое доброе дело». Или, как хорошо сказано в Бельгийском исповедании: «Мы верим, что Священное Писание полностью содержит волю Божью, и что все, во что человек должен верить для спасения, в достаточной мере преподано в нем».

Sola Scriptura учит нас, в конечном счете, что все другие авторитеты в христианской жизни подчиняются Писанию, и только Писание господствует над другими авторитетами, потому что оно одно является Божьим вдохновенным, непогрешимым и исчерпывающим Словом.

Solus Christus

Писание, как последняя инстанция для христианина, - это дар Божий. Это дар, потому что в Писании нам дан Сам Иисус Христос. Бог был бы совершенно справедлив и свят, если бы оставил нас в нашем грехе и осуждении. Но наш великий Бог опустился так низко, чтобы сказать нам, заблудшим грешникам, спасительное слово, которое достигло своей вершины в живом Слове, Самом Господе Иисусе (Иоанна 1:1).

Однако у нас есть искушение думать, что в нас самих есть что-то, хоть в малейшей степени способствующее нашему искуплению. Возможно, это послушание закону или добрые дела, которые проистекают из самой веры. Но Писание возражает: «Нет праведного ни одного, ни одного» (Рим. 3:10). Бог и только Бог может спасти нас.

Отец сделал именно это, послав Своего Сына «стать плотью» (Иоанна 1:14), чтобы представлять нас, заменяя Себя от нашего имени. В то время как мы не смогли соблюсти закон, Христос исполнил его за нас; когда мы заслужили наказание за нарушение закона, Христос умер за нас. Христос исполнил закон, который мы не могли соблюсти, и понес на Себе Божий гнев, который мы заслужили (Рим. 3:21-26). И Он сделал это в полной мере. Как говорится в старом гимне, «Иисус заплатил за все». Это значит, что дело Христа, и только Христа, является основой, на которой нечестивцы оправдываются в глазах Бога.

Sola Fide

Но как верующий получает искупление, совершенное Христом? Через веру и только веру. Вместо того чтобы уповать на себя, мы уповаем на другого: Иисуса Христа.

Реформаторы любили говорить о «великом, чудесном обмене». Христос взял на себя наш грех и наказание за него на кресте. Что мы получили взамен? Совершенную, безупречную праведность Христа. Мы не только были прощены, и наш долг был полностью оплачен, но и вменено нам в зачет совершенное послушание Христа.

Это означает, что Бог объявляет нас правыми перед Ним не на основании чего-то в нас самих, а только на основании чужой праведности, праведности extra nos, вне нас самих. Конечно же, это не что иное, как праведность Христа (2 Кор. 5:21; Фил. 3:9). Вера, таким образом, является инструментом, через который мы получаем эту чужую праведность. Через веру во Христа нам приписывается тот благословенный статус во Христе, который может дать только Бог. Поэтому Павел предупреждает христиан, что никто не оправдается делами закона, но только верой во Христа (Гал. 2:15-3:14).

Sola Gratia

Если дело Христа является основой нашего правого положения перед Богом, и если мы оправданы Богом не на основании наших дел, а только через веру в дела Его Сына, то из этого следует, что наше спасение происходит по благодати и только по благодати.

Sola gratia, однако, не ограничивается нашим оправданием, но охватывает все спасение от начала до конца. На самом деле, спасающая нас благодать, как так знаменито пел Джон Ньютон, «удивительна», потому что она вовсе не исходит от нас, а проистекает из Божьей милости в вечности. Как говорит Павел, Бог «избрал нас в Нем [Христе] прежде создания мира» (Еф. 1:4).

«Но подождите-ка», - скажете вы, - „Конечно, моя воля и мой выбор должны быть определяющим фактором“. По мнению Павла, это не так: Божье избрание «зависит не от воли или усилия человека, но от Бога, Который милостив» (Рим. 9:16). Его выбор, короче говоря, не зависит от нас; это дало бы нам повод для хвастовства. Напротив, Его избирающая благодать безусловна.

И если Его благодать в вечности так безвозмездна, то и Его благодать должна быть безусловной, когда ее проявляет Святой Дух. Бог, избравший нас по одной лишь благодати, один может призвать нас из тьмы в свет Своего собственного Сына (действенное призвание; Иоанн 6) и воскресить нас от духовной смерти к духовной жизни (возрождение; Иоанн 3). Его благодать не синергична, как будто ее успех зависит от нашей воли. Нет, она монергична, потому что только Он работает над тем, чтобы привести нас, мертвых, безжизненных грешников, к новой жизни в Его Сыне. Более того, только Он может дать нам веру, которая верует, и произвести эту веру в нас, чтобы мы приняли Христа как нашего Спасителя и Господа (Деян. 13:48-50; Еф. 2:8-10; Фил. 1:29-30; 2 Пет. 1:1).

Soli Deo Gloria

Лишь в том случае, если наше спасение происходит только по благодати, Бог один получает всю славу. Если мы можем претендовать на что-то свое, то мы больше не можем хвалиться только Христом. Но если Он - автор и совершитель нашего спасения, то только Он должен быть превознесен за Свою суверенную благодать. Нам, христианам, эти sola должны привить отношение полного смирения. Будь то в наших мирских профессиях или в нашем прославлении в воскресное утро, слава должна быть только Богу.

Опубликовано с разрешения
19/11/2024
Темы:
Адвент Богословие
146
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Хотите стать богословом получше?
Осознайте свою глупость.
Тадеуш Уильямс
| 21 сен |
285
Почему лидерам поклонения нужны богословы
Призыв Мэтта Редмана поклоняться Богу за все, кем Он является.
Мэтт Редман
| 7 авг |
330
Мэтт Сметурст
| 19 ноя |
109
Размышления об Адвента: Любовь, меняющая время
Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего
Бретт Маккрекен
| 19 ноя |
112
Джон Пайпер о природе спасающей веры
Пастор отвечает на критику его новой книги.
Джон Пайпер
| 21 ноя |
533
Работает на Cornerstone