В Деяниях 17 апостол Павел прибывает в Афины и обнаруживает нечто странное - алтарь с надписью «неизвестному богу».
Конечно, он умело использует этот момент, чтобы рассказать историю о едином истинном Боге. Но меня всегда поражало, насколько бесполезной должна была быть эта надпись для всех несчастных поклонников этого предполагаемого божества, которое было одновременно и неизвестным, и непознаваемым.
Мы ничего не знаем о природе, характере и атрибутах этого бога. Мы не знаем, совершал ли этот бог какие-либо могущественные деяния, творил ли чудеса или одерживал ли победы. Мы также ничего не знаем о его внешности. Мы даже не знаем его имени. Что именно требуется или ожидается от поклоняющихся? Нам буквально ничего не дано.
С поклонниками Иисуса все обстоит совершенно иначе. Мы поклоняемся Богу самооткровения, Который хочет, чтобы Его видели и знали. Каждая страница Его книги открывает Его - и не просто намеками, подсказками и шепотом, а полным описанием того, кто Он, что Он сделал и почему Он так достоин нашего поклонения.
У нас не остается сомнений в том, что Он одновременно величественный и милосердный, могущественный и мирный, святой и смиренный, славный и благодатный. Библия также рассказывает нам, как лучше обращаться к Богу и какие приношения найдут благоволение в Его глазах.
Когда речь заходит о поклонении, всегда было ясно, что мы не можем ничего выдумывать.
Служение поклонения может никогда не содержать всех аспектов Божьей истины, но, как однажды напомнила нам покойная Марва Дж. Доун, «поклонение никогда не должно давать нам неправду». Мы также должны делать все возможное, чтобы не упустить ключевые элементы Того, с Кем мы встречаемся.
Двадцать лет назад я обратился к ведущим пасторам, проповедникам и богословам с простым вопросом: «Какие основные темы Писания отсутствуют в наших современных формах поклонения?»
Во многих ответах говорилось о Боге как творце, Боге как судье и Боге как Троице. Несмотря на положительные отзывы о современной музыке поклонения, в ответах чувствовался вызов: ради блага церкви и славы Божьей мы должны стать лучше.
Спустя несколько десятилетий я задаюсь вопросом, насколько мы продвинулись вперед. Музыка поклонения развивалась и прогрессировала в творческом плане, появляясь в большем количестве музыкальных жанров, чем когда-либо прежде. Производственные аспекты нашего самовыражения тоже шагнули вперед. Но можем ли мы сказать то же самое о лирическом и богословском содержании?
Некоторые современные песни в стиле гимнов отлично справляются с этой задачей: Например, песня «King of Kings» группы Hillsong рассказывает о Божьей истории и упоминает 15 из 25 тем, содержащихся в Апостольском Символе веры. Песня Фила Уикхэма «Living Hope» затрагивает 11 из этих тем. Это красивые, красивые, весомые песни. Но если взглянуть на общий пейзаж, то нам предстоит еще много работы.
Я заметил одну вещь: мы предпочитаем петь о помощи Бога, а не о его святости. Мы тяготеем к тем аспектам Бога, которые непосредственно и очень очевидно полезны для нас - Бог как пастырь, утешитель, убежище или спаситель.
Это, если хотите, песни о полезности. Но очень важно, чтобы у нас также было много гимнов о Его святости - песен, восхваляющих Бога за Его достоинства, независимо от того, участвуем мы в этой истории или нет. Песни, склоняющиеся к таким темам, как величие, праведность и могущество. Как Книга Псалмов являет собой пример баланса святости и полезности, так и мы должны поступать подобным образом.
Большая часть ответственности за то, что мы поем в церкви, лежит на лидерах поклонения и авторах песен нашего времени. Лидеры поклонения и движения поклонения, имеющие общественный авторитет, должны нести возложенную на них ответственность с чувством святого благоговения. Недостаточно выпустить новую музыкально захватывающую пластинку или заполнить арену. Эти вещи могут быть прекрасными, но они становятся ужасными, если мы не обращаемся с нашим священным материалом с осторожностью.
Этот же призыв обращен к каждому лидеру поклонения поместной церкви. Выбираем ли мы песни, которые воздают честь Богу настолько полно, насколько это возможно? Или же мы иногда даем песням свободный ход, не пропуская их через какой-либо богословский фильтр, потому что музыкальные вибрации просто слишком убедительны, чтобы их игнорировать? Я, как и все, люблю свежие, инновационные, творческие выражения, но у нас может и должно быть и то, и другое.
Пасторы, вы также обладаете властью в этой области. Вы - стражи ворот наших служений. Призывайте нас - побуждайте лидеров поклонения к лучшему. Запрещайте песни, которые, по вашему мнению, содержат слишком мало сути или даже противоречат Писанию. Указывайте на темы, которых не хватает и для которых мы должны найти песни (или даже написать их). Не позволяйте нам отказываться от слабого богословия в ущерб приятному музыкальному опыту.
Не каждая песня должна иметь лирический накал гимна «Crown Him with Many Crowns» (Прославьте все Христа, взошёл Он на престол) - но если слишком много наших песен не соответствуют требуемым стандартам, пожалуйста, помогите нам осознать это и развиваться. Возможно, вам не нужно давать нам слишком много музыкальных советов, но, пожалуйста, не возлагайте на нас единоличную ответственность за все наше певческое богословие.
Многие из нас, в том числе и я, признают, что нуждаются в помощи в этой области. Скорее всего, мы пришли в служение не через семинарию или интенсивную теологическую подготовку; мы пришли через любовь к музыке и умение играть или петь.
Мы смиренно признаем, что не можем сделать это самостоятельно. Нам нужна помощь мыслителей, богословов и пасторов. Мы также нуждаемся в том, чтобы наши таланты шлифовали коллеги-песенники и лидеры поклонения.
Не случайно Библия в версии короля Иакова более 1200 раз говорит нам «созерцай». Мы поклоняемся Богу, Который хочет, чтобы Его признавали таким, какой Он есть. Я молюсь о том, чтобы церковь росла в этой области: чтобы песни становились все глубже и правдивее, а богослужения проводились так, чтобы мы могли созерцать Иисуса, как никогда раньше.