Я люблю библейское богословие (изучение каждой книги Библии и ее контекста в рамках всей Библии), которое интерпретирует Божье самооткровение через священную разворачивающуюся сюжетную линию Писания. Мне нравится, как она прослеживает святую любовь Бога к нам во Христе от вечности прошлого, через творение, через грехопадение и через обещанное, совершенное, примененное и окончательно и навсегда завершенное спасение.
Мне нравится, что библейское богословие подчеркивает всеобъемлющее повествование Писания. Оно спасает нас от холодного мозгового изучения Писания, рассматривая Слово глазами вечной, суверенной и торжествующей Божьей любви.
И мне нравится, что библейское богословие намеренно ориентировано на Христа. Рассматривая Божье откровение через эту призму, мы видим, как Иисус постепенно раскрывается не как послесловие, а как окончательное Слово Божье.
Лес и деревья
Но нынешние внутрицерковные дискуссии обнажили богословскую уязвимость слишком доминирующей библейской теологии. Верующие сегодня знают слишком мало из того, что Бог говорит о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Библейское богословие так сосредоточено на лесе - грандиозной схеме вещей. Оно может упустить отдельные деревья, бесчисленные доктринальные и этические дубы, клены, красные деревья и секвойи, которые возвышаются перед нами как прочные столпы истины, закона и благодати.
Это указывает на важнейшую роль систематического богословия (изучение христианской доктрины в логических категориях), которое собирает, исследует, упорядочивает и (при правильном подходе) применяет множество соответствующих библейских текстов, раскрывающих Божий разум по любой теме. Библейское богословие без систематического богословия упускает большую часть пропозициональной истины, которую раскрывает каждый текст. По моим наблюдениям, слишком часто эмфатический подход к «сюжетной линии» не дает более полного понимания написанного Слова.
Библейское богословие дает нам широту искупительной истории, в то время как систематическое богословие дает нам глубину. Библейское богословие фокусируется на постепенно раскрывающейся сюжетной линии Божьего Слова. Систематическое богословие собирает тексты и истины, сопровождающие эту сюжетную линию и вписывающиеся в нее, чтобы мы могли получить более полное и глубокое понимание Божьего разума.
Теологический редукционизм
Неспособность увидеть, что именно Писание говорит о любом вопросе в целом, и как он вписывается в Божью объединяющую истину, приводит к тому, что изучающие Библию преуменьшают или даже отбрасывают библейские доктрины. Узкая фиксация на нескольких избранных текстах приводит к поверхностному богословскому редукционизму. Библейское богословие может предложить широкие категории и понятия. Систематическое богословие углубляет и уточняет, что они означают и почему имеют значение.
Библейское богословие знакомит нас со справедливостью. Систематическое богословие помогает нам определить, преследовать и устанавливать справедливость, а также развивать реалистичные ожидания относительно нее по эту сторону небес.
Библейское богословие упоминает о надлежащей правовой процедуре. Систематическое богословие определяет шаги, цели, гарантии и границы этого процесса (как для обвинителя, так и для обвиняемого). Без этого мы никогда не защитим пострадавших, не уменьшим количество несправедливых приговоров и убийств.
Библейское богословие раскрывает ценность человеческой жизни. Систематическое богословие разъясняет, когда она начинается, почему она имеет ценность и как она ведет к прочной утробе матери, чтобы обеспечить святость жизни.
Библейское богословие выделяет гендерные категории. Систематическое богословие определяет, что это такое, почему они существуют, какое значение они имеют, что Евангелие говорит о них, и как утверждать их равенство, не уравнивая их роли.
Библейское богословие прославляет брак. Систематическое богословие раскрывает его божественное происхождение, непреходящую природу, евангельское значение, временную цель, относительную ценность и необходимую благодать.
Библейское богословие показывает нам Божье сердце к бедным и беженцам. Систематическое богословие направляет нас к тому, кто, что, когда и как отражает это отношение к нашим ближним.
Библейское богословие призывает нас к христианской свободе. Систематическое богословие раскрывает основания, контуры, радости и опасности этой свободы.
Библейское богословие раскрывает божественный гнев. Систематическое богословие раскрывает, почему этот гнев обоснован и как Бог справедливо воздаст по заслугам каждому. Оно раскрывает иронию в том, что многие отвергают то, что Библия говорит о гневе, потому что они не изучили всего, что Библия говорит о нем.
Без систематического богословия мы не можем глубоко изучить эти вопросы. Вместо этого, отсутствие всестороннего знания Писания приведет к усечению нашего понимания и сделает наши выводы в лучшем случае поверхностными.
Никаких конспектов
Как ветеран пасторского служения в течение почти 40 лет, мой богословский интерес скорее уличный, чем академический. Ежедневно я сталкиваюсь с тем, что происходит, когда люди не имеют полной подготовки к тому, что Библия говорит о всей жизни (2 Тим. 3:16-17).
Пасторы и учителя должны давать продуманные систематические советы, чтобы они служили основой для повседневной жизни. Те, кто руководит нами, должны избегать богословских конспектов, кратких изложений и звуковых фрагментов. Вместо этого они должны посвятить себя тщательному изучению Писания страница за страницей, чтобы углубить свои размышления и уточнить свои выводы.
Я, как обычный христианин и пастор, могу сделать две вещи. Во-первых, я могу углубиться в изучение Писания от корки до корки, исследуя те вопросы, которые актуальны и распространены в наше время. Для этого я могу отказаться от любого внебиблейского чтения, которое позволяет мне чувствовать себя «хорошо подкованным» в какой-либо теме, пока я не проделаю достаточную и глубокую работу над Библией.
Во-вторых, признавая, что многие богословы более опытны и хорошо обучены, я могу отдать предпочтение тем, чьи работы показывают всесторонний и богатый нюансами библейский труд (1 Тим. 5:17; 2 Тим. 2:15). Я могу выбрать для чтения тех, кто неоднократно проходил путь от Бытия до Откровения с неустанным и неутомимым усердием, и кто показывает плоды этого в том, что они пишут. Я могу спросить, полны ли их книги Писания. И я могу проверить цитируемые ими тексты, чтобы убедиться, что они соответствуют контексту.
Между неверным и очень неверным
В конечном счете, никто из нас никогда не будет полностью прав. Но чем больше мы погружаемся в тщательно продуманную систематизированную истину, тем больше у нас шансов ошибиться. Наш выбор - между ошибочным и очень ошибочным; между частичной ошибкой и большой ошибкой.
Обращение к систематическому богословию поможет нам не так сильно ошибаться. Чем ближе мы будем к всеобъемлющему, тем более последовательными и понятными мы станем. А это то, в чем так отчаянно нуждаются сегодня напряженные внутрицерковные богословские дискуссии.