Возможно, вы считаете Библию скучной. Вы запутались в генеалогии, запутались в материалах скинии и ложах, запутались в некоторых церемониях и жертвоприношениях. Вы пытались произнести сложные имена, наморщили лоб от некоторых географических ссылок и почувствовали себя запуганными из-за огромного размера и объема Ветхого и Нового Заветов.
Но давайте вернемся назад. Что это за книга - Библия? Подумайте о том, что христиане говорят об этой книге. Подумайте о серьезности ее содержания и влиянии, которое она оказала - и продолжает оказывать - на весь мир.
Библия - это драма веков, история всех историй. В этой книге мы читаем о деяниях живого Бога, о Его творении и искуплении. Мы видим подлинную историю мира. Она противостоит всем другим эпосам и превосходит древние мифы. Библия не похожа ни на одну другую книгу.
Если вам наскучила Библия, задумывались ли вы, почему? Существует множество объяснений, и любое (или несколько) из них может выявить проблему. Давайте рассмотрим четыре варианта.
1. Вы игнорируете христологическую форму Писания.
Библия - это книга об Иисусе. Ветхий Завет предсказывает Его пришествие, а Новый Завет объявляет о Его приходе. Чтобы правильно понять отдельные части Писания, мы должны рассматривать их в свете целого. Общая картина - это история искупления, и она ведет к кресту и через пустую гробницу.
Мы должны спросить, как различные люди и соглашения, многочисленные события и законы, модели и институты вписываются во всеобъемлющую историю. Знать эту историю - все равно что держать в руках верхнюю часть коробки с головоломкой, где картинка ясно видна и находится рядом с вами. Возможно, вы читали Библию, не имея рядом коробки с головоломкой, и поэтому пока не видите, как множество кусочков сочетаются друг с другом и какую картину они образуют.
Когда мы видим христологическую форму Писания, мы видим, что это библиотека книг, которые все служат благой вести о Божьем милосердном стремлении к грешникам. Но без общей картины различные части могут показаться не связанными и неинтересными.
2. Вы не знаете некоторых исторических событий.
Независимо от того, какую главу или книгу Писания вы открываете, вы находитесь на расстоянии тысяч лет от композиции и содержания того, что вы читаете. Чем больше вы узнаете о некоторых исторических местах, обычаях, законах или генеалогиях, тем меньше вероятность того, что сложные отрывки отпугнут вас от дальнейшего чтения.
Будьте неустанно любознательны! Изучение библейской истории требует труда и ресурсов. Существуют атласы, комментарии и учебные Библии, которые могут пролить свет на то, что на первый взгляд кажется непонятным. Поэтому будьте любознательным читателем. Спросите себя: «Почему это здесь? Какую роль играет этот отрывок или глава в общем потоке Писания? Какие детали мне неизвестны и требуют дальнейшего изучения?»
Когда вы подходите к Писанию, предполагайте, что есть вещи, которых вы еще не знаете, но которые вам нужно знать и которые вы узнаете. Такая позиция даст преимущество сомнения - и по праву - библейским авторам. И это будет смиренным напоминанием о том, что, хотя вы и являетесь нынешним читателем священного текста, вы не первый его получатель.
3. Вы читаете непоследовательно.
Смутное знакомство с Писанием не приведет к любви к нему. Иногда мы начинаем любить что-то благодаря тому, что вкладываемся в это. Так могут работать отношения, когда нам нравится человек по мере того, как мы узнаем его лучше. Так могут работать навыки, которые развиваются благодаря постоянству и настойчивости. То, что раньше казалось обременительным, может стать восхитительным.
Думайте о Писании как о чем-то, что вы не полюбите, если будете читать его лишь изредка или случайно. Играйте в долгую игру. Разве вы не хотите стать лучшим читателем Библии? Разве вы не хотите больше понимать Писание, больше любить его и больше помнить о нем? Вам нужно читать постоянно. Это погрузит вас в учение и мировоззрение библейских авторов.
Ваша привычка читать Библию (или ее отсутствие) не увеличит и не уменьшит Божью любовь к вам. Но ваша духовная дисциплина повлияет на теплоту вашего сердца по отношению к истине. Ваша преданность Писанию взрастит в вас восторг от славы Христа и Евангелия.
4. Вы читаете без молитвы.
Эта причина стоит на последнем месте, но не потому, что она наименее важна. Она может быть самой важной. Не стоит пытаться составить план последовательного и медитативного чтения, в котором нет места молитве. Необходимость молитвы при чтении Библии отмечали многие люди (в том числе Дональд Уитни в своей книге «Молитва над Библией»).
Вы должны молиться, когда читаете Писание, потому что Святой Дух реален и активен. Верите ли вы в это? Молитесь ли вы так, как будто верите в это? Дух дарует понимание и просвещает ваш разум. Дух побуждает вас к убеждению, радости или миру. Ваш рост и зрелость не отделены от работы Духа, но являются результатомего работы.
Когда вы открываете Библию, молитесь о том, чтобы сосредоточиться и восхититься. Молитесь о прозрении. Молитесь о плодах Духа. Не читайте Библию без молитвы. Бог покажет Себя верным и милостивым, когда будет питать вашу душу через Свое Слово.
Этими четырьмя причинами не исчерпываются объяснения того, почему Писание может показаться читателю неинтересным. Но поскольку Писание богодухновенно и свидетельствует об искупительной работе Бога во Христе, наши сердца и умы нуждаются в том, чтобы знать, что сказал Бог. Его слова - это слова истины, добра и мудрости. Библия не скучна. Псалмопевец прав: «Слово Твое - светильник ногам моим и свет стезе моей» (Пс. 118:105)