Представители конфессий, социологи, философы и религиоведы  обсудили сегодня проблемы взаимоотношений между различными Церквями и обществом и указали

Представители конфессий, социологи, философы и религиоведы обсудили сегодня проблемы взаимоотношений между различными Церквями и обществом и указали

Обсуждение проходило в Институте Европы РАН в рамках научно-практической конференции «Религиозный фактор в социально-политической жизни России (преодоление нетерпимости и экстремистских тенденций)».

«Ученые заинтересованы в толерантности к религиозным взглядам не меньше, чем верующие», - заявил профессор Анатолий Красиков, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества подчеркнул, что сам термин «толерантность» требует серьезных обсуждений. ЮНЕСКО определяет толерантность как принятие любых особенностей человека, тогда как с точки зрения религии индивидуальные особенности могут быть как нравственными, так и безнравственными.

По словам протоиерея, «православное большинство настроено на диалог не только с традиционными религиозными меньшинствами, но и с нетрадиционными, которые уважают большинство». При этом, добавил о. Всеволод, диалог не ограничивает возможности межрелигиозной и межконфессиональной полемики. Цель взаимодействия Церквей, подчеркнул представитель Русской Православной Церкви, - это не сглаживание различий между религиями, и не построение «религии будущего, закрученной вокруг ценностей утилитарного порядка», а «взаимодействие, не нарушающее идентичность».

Несмотря на заявления руководства РФ, намерение создать комиссию по гармонизации межэтнических взаимоотношений, религиозная нетерпимость в России процветает как в средневековье, посетовал юрист Владимир Ряховский, сопредседатель Славянского правового центра. «Если бы у нас протестант или католик занял бы в нашей стране пост министра, все бы закричали, что «сектанты власть захватили», - добавил он. Ряховский также рассказал о случаях, когда протестантские религиозные объединения ликвидировали или судили их представителей на основе психиатрической экспертизы, которую сам юрист считает недопустимой. Церкви обвинялись в отрицательном воздействии на психику прихожан в результате изгнания бесов, в применении техник НЛП во время проповеди и т.д. Эти судебные решения Ряховский назвал нарушением норм права и дискриминацией религиозных меньшинств, поскольку, - привел он пример, - «в Русской Православной Церкви тоже существует практика экзорцизма», но никто ее за это не судит.

«Корень дискриминации меньшинств лежит в разделении религий на традиционные и нетрадиционные», - заявил Сергей Филатов, ученый из Института востоковедения РАН. Основной жертвой этого, по его оценке, стали протестанты, которые как раз официально не признаны традиционными, в отличие от православия, католичества, буддизма и ислама. В результате чиновники запрещают большинству протестантов заниматься социальной работой - об этом говорили многие участники конференции.           

С. Филатов констатировал, что сегодня государство хочет иметь лояльные и управляемые религиозные организации, кроме того, боится связей протестантских церквей с Западом. С другой стороны, православие, по мнению ученого, сегодня превратилось для многих людей в миф и сказку, в котором нет места вере. «В результате у современного российского общества нет идеологии и нет четкой идентичности», - считает Филатов.

Сейчас нарастает напряжение между христианами и мусульманами на Северном Кавказе, рассказала Ирина Бабич из Института этнологии и антропологии РАН, по опыту собственного исследования в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия. Многие люди уходят из ислама, так как опасаются радикализма. Сейчас на Северном Кавказе появляются «тайные христиане», протестанты и православные, сообщила И. Бабич, так как мусульмане преследуют тех, кто перешел из ислама в другую религию, привлекая силовые подразделения республик. В Дальневосточном регионе обостряются отношения внутри мусульманских религиозных движений, и виной этому – миграционная политика федеральных властей, утверждает исследователь Светлана Дударенок.

Юрист Инна Загребина оценила существующую в России экспертизу религиозного экстремизма как непрофессиональную. По ее мнению, экспертами должны быть люди  «объективные, то есть религиозно не ангажированные». Кстати, на днях И. Загребина вместе с религиоведом Романом Лункиным создали Гильдию экспертов по религии и праву. Р. Лункин на конференции говорил о религиозной неграмотности современного общества, призывал к отражению в СМИ социальной работы церквей как «мощного фактора развития гражданского общества».

«Борьба за религиозную толерантность на высших уровнях сегодня часто неэффективна», - сказал Александр Верховский, руководитель информационно-аналитического центра «Сова». Даже комиссия по гармонизации межэтнических отношений, которую государство решило создать в результате событий на Манежной площади, по прогнозу Верховского, будет провоцировать конфликты, вместо того, чтобы предотвращать их.

Елена Мартьянова

Источник: «Благовест-Инфо»

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

08/06/2011
243
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Представители конфессий, социологи, философы и религиоведы  обсудили сегодня проблемы взаимоотношений между различными Церквями и обществом и указали
Читайте также:
Обнаружена новая рукопись «Евангелия»?
Что это такое и почему это важно.
489
Проблемы неодарвинизма
Вы все еще верите Дарвину?
274
Другой путь окончания истории
Проблемы современной исторической науки.
357
Этично ли пересаживать свиное сердце человеку?
Где границы дозволенного в трансплантациях органов?
722
Как археологи находят подписи библейских царей, древних злодеев и, возможно, пророка
Влажное просеивание приближает нас к миру Иеремии, Исайи и Езекии, как никогда раньше.
801
Работает на Cornerstone