Выгорание служителей
Выгорание служителей

Выгорание служителей

Опасность, которая не должна уничтожать своих жертв

«Куда подевался запал? Снова и снова служители «выгорают», теряют свой энтузиазм и радость, начинают скучать и становятся педантичными, а потом решают покинуть служение, сменив сферу деятельности.

Выгорание – общая проблема всех профессий, связанных со служением людям. Социальные работники, учителя, няни, психиатры и психологи – все подвержены опасности пострадать от болезни, которая превращает некогда любимую работу в неблагодарный набор функций. Но служители особо уязвимы в этом смысле из-за стигмы, этаким «клеймом позора», связанным с выходом из служения. Такой уход часто рассматривается как духовное поражение, а покидающие служение испытывают чувство вины за неисполнение своего призвания. 

К счастью, выгорания можно избежать. Зачастую оно связано с ошибочными представлениями о природе христианского служения, нежеланием менять традиционные пасторские роли и идеализмом во взгляде на человечность служителя. Выгорание не обязательно должно присутствовать в жизни человека. Если заранее предупредить об опасности, служители могут лучше предвидеть, планировать и проходить через возникшую угрозу.

Четыре истории выгорания

Уильям Сетони – мелкий бизнесмен, который прослужил в евангельской церкви 22 года. Он больше не в штате церкви, но с удовольствием иногда проповедует, с ностальгией вспоминая свои пасторские годы. Десять лет назад он возглавил отдел по развитию кадров в компании, которой владел один из прихожан. Он разочаровался в церковной работе, хотя работу эту он делал хорошо, а прихожане его очень любили. На своем новом поприще Уильям был очень успешным, сегодня он владелец успешного торгового бизнеса.

Другая история – Питер Маквильямс. Питер тоже служил в пресвитерианских церквях в Нью-Йорке, Огайо и Канзасе, а потом стал пастором церкви в Техасе. А через год обратился в Центр развития карьеры с просьбой оценить его навыки и найти ему новую профессию, потому что он «очень разочаровался в служении после 15 лет работы».

Его послужной список указывал на эффективность: церкви росли, он регулярно избирался в деноминационные комитеты. Переезд в Техас был попыткой упростить жизнь, избавиться от негатива, связанного с его ролью «решателя проблем», советника и администратора, присущей всем пасторам. Но оказалось, что проблемы везде одни и те же. Он решил, что будет более счастлив, работая «с восьми до пяти», когда появляется время провести с женой или сходить на выходные в поход. Он устал заниматься тем, чем обычно занимаются служители.

Гарольд Соренсен, лютеранский пастор, начал думать об уходе из служения после пугающего конфликта в общине. Он стал свидетелем, как различные мнения по поводу программы миссий в церкви переросли в ссору, которые даже его миротворческие усилия не смогли погасить. Из плохой ситуация превратилась в катастрофическую, когда обе стороны вдруг решили, что Харольд действует против них. Об уходе из служения до этого Харольд никогда не думал. Но тут он начал думать о работе психолога-консультанта. Паника и чувство вины за провал возобладали над ним, ведь он мечтал быть пастором с детства. Решив, что смена деятельности будет единственным способом выжить, он начал планировать новую жизнь.

И последняя история. Рандольф Балю, бывший сотрудник миссии «Молодая Жизнь», служитель Ассамблей Бога в городе Уинфелде (штат Луизиана) на протяжении шести лет. Он отточил свой ораторский талант в служении подросткам, стал популярным лектором и часто получал приглашения на банкеты и митинги. При этом у него складывалось впечатление, что люди в родной церкви его не особо ценят и сопротивляются его руководству. Когда община проголосовала против проекта строительство, который он предложил, Рандаль вспомнил о давней мечте работать в развлекательной индустрии. Он на полном серьезе стал обдумывать переезд в Калифорнию и начало актерской карьеры, где его талантам нашлось бы более эффективное применение.

Эти четыре истории иллюстрируют опыт, на основе которого мы можем начать обсуждение общих вопросов, связанных с выгоранием в служении.

Выгорание: причины и способы лечения

Для начала, давайте определим различие между карьерой и работой. Карьера длится на протяжении всей жизни. Работа – это должности, занимаемые в разные периоды времени и в разных местах. Быть пастором церкви – это работа. Быть в служении – это карьера. Разделение этих двух понятий понятно, когда служитель переходит из одной церкви в другую. А вот когда переход происходит из служения в консультирование или преподавание, грань, кажется, размывается. Люди могут спросить: «А почему ты покинул служение?» Но вы сами считаете себя всё ещё служителем. Переход от пасторства к бизнесу будет объяснить несколько сложнее, но принцип остается тем же. 

Во многих случаях служителям не стоит испытывать чувство вины за свое желание нести служение в других рамках, нежели рамки поместной паствы. Профессионалы признают, что людям со временем может наскучить их работа, что 7 лет – это предел, после которого никто не способен продолжать делать, что делал, без какого-нибудь изменения ролей в организации и списке обязанностей. И служители тут не исключение.

Служители должны рассматривать свою карьеру с точки зрения перспектив развития. Карьера предполагает разные задачи и роли. В среднем человек за жизнь меняет 10 работ. Работы могут меняться, а карьера при этом стабильно развивается. Разумеется, служение «публично» как почти никакая другая работа. Служителям может потребоваться всегда излагать свои намерения и точки зрения. Во многих случаях они могут это сделать, смягчая свою вину и успокаивая озабоченность окружающих.

Например, один пастор почувствовал опасения своих прихожан по поводу его «ухода из служения», чтобы стать капелланом в больнице. Он напомнил пастве, что на протяжении многих веков самым заметным выражением служение было пасторство в определенной приходской обстановке: «Сравнительно недавно церковь вышла из «приходского шаблона» и стала приходить туда, где люди живут, движутся, существуют, где им нужна любящая поддержка, когда они болеют. Таким образом больничное служение распространилось, а кто наилучшим образом к этому служению подготовлен, как не тот, кто делал то же самое в своем приходе?» Таким образом пастору, переходящему в другое служение, удалось помочь прихожанам увидеть, что его служение в больнице на самом деле расширяет служение, а не является концом служения, как им казалось.

Второе, существует выражение: «если это не предотвращать заранее, все взаимоотношения превращаются в набор договоренностей». Люди теряют энтузиазм и радость, которые были от работы в самом начале, но выживают в собственноручно созданной комфортной рутине. Такой тип выгорания должен заботить нас больше, чем случаи, когда пасторы покидают церковь. Как сказал один из служителей: «Всё стало обузой.  Люди здесь очень милы, но я просто исполняю свои обязанности. С другой стороны, если уходить – я даже не знаю, куда идти». В такой ситуации страдает не только пастор, но и паства.

Взаимоотношения не должны превращаться в набор договоренностей. Несмотря на то, что служитель действует в традиционно установленных и расписанных рамках, у него достаточно свободы, чтобы предотвратить «ограниченность действий» в решении своих задач. Однако, поскольку груз влияния общины – это половина целой картины, служители не могут менять рамки своей роли в церкви, если прихожане не позволяют им это сделать.

Но и прихожанам тоже становится скучно и их энтузиазм иссякает, когда они позволяют своим отношениям с пастором стать «набором договоренностей». Если пастор решил поменять свои роли, он должен понимать, что вместе с желанием следовать традициям, у прихожан есть желание сохранять энтузиазм и радость.

Со временем человек может сменить свой статус, став, например, организатором конференции, сменить должность, поменяв церковь или фокус служения внутри церкви, или сменить сферу влияния, начав служение в каком-нибудь деноминационном комитете. Если служитель почувствовал наступление выгорания, им полезно будет рассмотреть эти возможности и определить, в каком направлении они хотели бы двигаться, чтобы обновить свое посвящение. Им нужно сделать переоценку своих возможностей и изменившихся интересов, а затем ответственно подойти к поиску должности, которая лучше всего соответствует этим способностям и интересам.

Джон Райднур посвятил «семь лучших лет своей жизни» маленькой методистской общине в сельской части Огайо. Его труд, однако, не остался незамеченным руководителями деноминации в Нэшвиле. Все семь лет пастор последовательно улучшал свои навыки и знания: семинар по организационному развитию, две недели летней школы, и так далее. Казалось, что Джон никак не мог насытиться темой организационной эффективности. Когда методистское братство призналось в желании взыскать его экспертную квалификацию в Нэшвиле, церковная община ожидаемо расстроилась. Прихожане не знали, что целых два года пастор не говорил им о чувстве усталости от церковных обязанностей. Его заинтересовала возможность помогать всей деноминации стать более эффективной. Он написал заявление и получил работу в Совете по благовестию в качестве редактора молитвенного журнала. Таким образом Джон «пересмотрел» свой контракт с деноминацией и получил новую жизнь.

Третье, выгорание часто проистекает из профессиональной неэффективности. Исследователи заявляют от четырех измерениях успеха в профессии:

  • Заинтересованность в работе
  • Требования работы
  • Необходимые способности
  • Самореализация

Редко можно найти ситуацию, в которой все четыре измерения присутствуют в равной мере, когда человеку нравится работа, он хорошо справляется с тем, что написано в должностной инструкции и эта работа соответствует его долгосрочным целям. Когда одно из измерений в работе слишком слабо представлено или отсутствует вовсе, может произойти выгорание.

Да, служители должны стараться максимизировать все четыре измерения профессиональной эффективности. Но они также должны дать себе разрешение в каких-то вещах быть менее совершеннее. Все карьеры – это идеал, но реальная жизнь состоит из конкретных работ и должностей. Никто не может быть всегда счастливым, успешным, способным и довольным. Призвание к служение – это призвание работать в мире и неплохо бы служителям почаще вспоминать наставление Павла в Послании к филиппийцам 4:11: «я научился быть довольным тем, что у меня есть». Павел не говорит, что каждому надо оставить попытки максимально развивать свои интересы, способности, требования и предназначение. Говорит он о том, что людям не стоит думать, что единственное решение – поменять работу. Нужно прилагать усилия к обогащению своей работы, переподготовке, пересмотру обязанностей и, самое главное, к молитве, в которой мы призываем Бога помочь нам найти своё призвание.

Именно так поступил Петер Маквильямс. Он превратился в служителя, который устал от служения. Его друг по служению вспомнил, что Питер когда-то посещал Центр профориентации, и не постеснялся спросить: «А что ты там узнал о себе?» Это заставило Питера задуматься. Он не поленился найти в столе заполненные в том центре тесты. Каким-то образом, посреди своих разочарований, у него совсем вылетели из головы его «положительные качества»: широкий спектр навыков, умение сопереживать и способность помогать людям в конкретной, практической плоскости. Он также забыл о своём обещании снизить свою служебную нагрузку до 45 часов в неделю, чтобы ходить с женой в поход в горы. Этот неспешный обзор «подсчета своих благословений» открыл ему новую перспективу на собственную жизнь. Он больше не старался делать то, что делают служители. Он начал радоваться тому, что служители могут делать – свобода, которой наслаждаются лишь немногие. 

И последнее, выгорание иногда вызвано кризисом веры, и тогда человек действительно «покидает служение». Такая ситуация вызвана потерей уверенности и доверия к тому, что ранее было верой, а также к предназначению церкви. В мире бизнеса это похоже на продавца, который больше не верит в продукт, который продает, или руководителя, который больше не доверяет политике компании. Конечно, основные ценности религиозной веры сильнее завязаны на самоидентификацию в служении, чем динамика взаимоотношений между продуктом и продавцом в бизнесе. Поэтому, как и следовало ожидать, признание, что причина именно в этом, звучит не так часто: оставление служения зачастую объясняется другими причинами.
Итак, что делать с выгоранием, которое вызвано кризисом веры? Религиозным профессионалам стоит подумать о том, что сомнения – это признак здоровой веры, а не её враг. Пасторы, которые слишком большое внимание уделяют своей роли быть примером, упускают шанс отождествить себя со своими прихожанами, у который тоже есть периоды сомнений. Лучшие пасторы дают себе разрешение сомневаться. 

С Роном Харрисом так и произошло. Рон беспокоился относительно своих сомнений в основных принципах веры. Ещё больше его беспокоило, что могут подумать о нём прихожане, если узнают о сомнениях. Однажды во время молитвы он вспомнил слова, которые были запечатлены в камне на дверях его университеты: «Цените сомнения. Лишь только глупость о них не ведает». Он вспомнил, как однажды эти слова показались очень логичными для его аналитического ума.  Если тогда это было логично, то почему не сейчас? Почему бы не пригласить несколько доверенных прихожан посомневаться вместе: если выражение сомнений могут привести к вопросам, а вопросы к более глубокой вере?

Переживающим боль людям могут помочь не те, кто знает ответы на все вопросы, а те, кто готов любить и направлять потерявшихся. Таким образом они становятся «раненными целителями», как назвал их Генри Ноувен, повышая свою эффективность среди прихожан, а не мешают им. Кризис веры таким образом становится «каналом благодати», а не поводом для чувства вины.

Опасность выгорания в служении никуда не денется, но, если лучше его понимать, его можно предотвратить. Обновление приходит с укреплением базовых принципов и священного доверия. Только тогда те, кто искушаем покинуть служение по факту или в мыслях, смогут выстоять.
 

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

14/10/2018
Темы:
Выгорание Кризис веры Служение
4137
5
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Церковное служение в тягость
Можно ли переборщить со своим участием в церковной жизни?
Андреа Лукадо
| 22 авг |
3485
Служения в церкви – это такой отвлекающий маневр?
Не позволяйте церковным служениям мешать вашей церкви быть Церковью.
Джон Павловиц
| 18 янв |
25337
Обычная неделя пастора
Если вас интересует, чем занимается пастор в течение недели, вот вам ответ.
Джаред Уилсон
| 17 май |
4986
Сара Зилстра
| 16 май |
893
Вдовы: Неиспользованный ресурс вашей церкви
Иисус был неравнодушен к вдовам.
Кит Коллиер
| 23 ноя |
274
Работает на Cornerstone