1. Расскажи немного о себе! Откуда ты? Расскажи о семье, образовании, профессиональном опыте. Как ты стал христианином? О чем мечтал, когда был подростком?
Я родом из Англии и семьи учителей. Мой отец преподавал английский, мать – литературу, а сестра и сейчас преподает биологию. Я получил диплом о высшем Библейском образовании, а сейчас заочно учусь на магистра государственного управления. Когда я был подростком, я много о чем мечтал. Я хотел стать и полицейским, и пожарным, и экономистом, и бухгалтером, и пилотом. Христианином я решил стать, когда мне было тринадцать лет - я тогда был в летнем христианском лагере, где днем мы играли в разные игры, а по вечерам слушали проповеди Евангелия. Оба мои родители были христианами, так что я уже был знаком со всем, что с этим связано.
2. Как ты решил стать миссионером? Почему это для тебя так важно? Ты куда-либо еще ездил до миссии в Афганистан? Как ты вообще попал в эту страну?
Я решил стать миссионером после шести месяцев в «Школе Ученичества» под началом «Молодежи с Миссией». В программу курса входило миссионерское посещение Аргентины, и во время такой моей поездки мой наставник поставил меня проповедовать на уличном перекрестке. Мне пришлось согласиться, хотя я очень не люблю проповедовать на людях. И вот я там стою перед толпой народа, нервничаю, и внутренне молюсь, чтоб хоть как-то успокоиться. Я молился за людей, собравшихся вокруг меня, за то, чтобы Бог раскрыл их глаза, и они узрели Его, и тут мне вдруг очень сильно захотелось начать проповедовать. Бог ответил на мою молитву, это Он послал мне желание евангелизировать. Именно тот момент стал поворотным в моей жизни и я понял, что буду миссионером.
Мне кажется, что это – что-то важное. Благая Весть должна быть проповедана, потому что она – Благая. Новости, тем более хорошие, невозможно замалчивать. Библия призывает нас нести благую весть, и мы обязаны откликнуться на этот призыв, потому что его исполнение будет благословением ля окружающих.
А еще, до того, как я попал в Среднюю Азию, я провел два года в Папуа - Новая Гвинея, проводил исследования для переводчиков Библии института Уиклифф, чтобы понять, на какие еще языки Библия не переведена.
3. Насколько хорошо ты был подготовлен к увиденному? Был ли ты шокирован? Что отличает Европу от Средней Азии? Чем примечательны азиаты? Как они к тебе относились? Скучал ли ты по чему-либо из прошлой жизни в Великобритании? Какое самое большое заблуждение европейцев по поводу этой страны?
Я бы сказал, самым большим заблуждением является то, что война разрушила страну и стёрла с лиц людей радость. Да, война была, и многим пришлось нелегко. И все равно, большинство населения радостны, приветливы, гостеприимны – они легко позовут вас в гости на чай и расспросят вас обо всем. Отличие жителей Средней Азии от других народов заключается в их гостеприимстве.
Благая Весть должна быть проповедана, потому что она – Благая.
Я не испытал шока, оказавшись там. Я до этого уже приезжал в Афганистан несколько раз на две недели и что-то о стране и людях знал. Но по Англии тоже скучал – вернее, по друзьям. Я привык путешествовать и привыкать к новым местам – например, я провел пять лет с родителями в Африке, они там преподавали. Но вот привыкать к новым людям, заводить новых друзей – это уже сложнее. И даже заведя новых друзей, не можешь не скучать по тем, которых знаешь намного дольше.
4. Зачем конкретно ты поехал в эту поездку? Какова была цель? Евангелизация, преподавание, еще что-то? С какими сложностями ты столкнулся? Доволен ли ты полученными результатами? Планируешь ли вернуться?
Целью поездки, конкретной миссией, было проявлять к людям любовь посредством служения им и посредством рассказа Благой вести, и быть живым примером того, на что похожа изменённая Христом жизнь. Все это время я сотрудничал с благотворительной организацией, которая зимой раздавала еду бесплатно, копала колодцы и организовывала школьное обучение. В каких-то из этих проектов я участвовал и доказывал любовь к людям на практике. Мне очень хотелось познакомиться с ними поближе, позвать их в гости на чай, гулять с ними по парку и по городу, и просто делиться с ними своими каждодневными переживаниями. Когда знакомишься с людьми ближе и начинаешь общаться, появляется возможность говорить о Евангелии, о вере в жертву Христа и необходимости заслужить спасение (мусульмане верят в последнее).
5. На что похожа современная церковь в Средней Азии? Насколько сильно она отличается от русских или западных церквей? Какова цена христианства в Азии? Ты сталкивался примерами гонений? Как церковь выживает в таких условиях? Что является самой большой угрозой для церкви?
Церковь в Афганистане немногочисленна и гонима. Там запрещено покидать ислам и обращаться в христианство, а общественное мнение - на стороне закона. Те, кто все же обращается в христианство, отвергаются семьей (нередко сразу убиваются), государство сажает таких в тюрьму. Мы были знакомы с такими узниками. Церковь выживает только благодаря тому, что существует подпольно. Прихожане встречаются тайно, и на людях своей верой обычно не делятся. Я думаю, самой большой угрозой является страх, и это неудивительно, когда вера в ислам навязывается принудительно. Семья в исламском сообществе – всё, и когда семья от тебя отрекается, ты теряешь положение в обществе, статус, самоопределение. Само это психологическое давление разрушительно, не говоря про опасность физического уничтожения.
6. Чего бояться приходилось тебе? Попадал л ты в какие-либо опасные ситуации? Ак ты из них выбирался?
Мне очень повезло – не было чего-то такого, чего я боялся. Находясь там, я не испытывал это чувство страха. Если бы я проповедовал на уличных перекрестках, то тогда, да – я бы боялся. Но я говорил о Евангелии в узком кругу близких людей и бояться не приходилось.
7. Расскажи читателям, какие ценные уроки ты усвоил за время в Афганистане? Как могут россияне помочь жителям Средней Азии?
Думаю, самый лучший способ помочь – молиться за них. Просить Бога, чтобы послал больше проповедников Своего Слова, и чтобы укрепил местную церковь. И, может быть, в этой молитве Вы услышите, как Бог говорит Вам «Пойди!».
8. Что ты, как британец, думаешь об исламизации Запада, волнует ли это тебя? Какова роль Церкви в этой ситуации?
Да, я переживаю за растущую повсеместно нетерпимость к христианству и христианским ценностям – таким, как, например, традиционное понимание брака. Подобного рода атаки идут даже не столько со стороны мусульман, но и атеистов. Я считаю, что мы не должны бояться иметь свое мнение, но защищать его. И самый верный способ это сделать, не важно, в России ли это, в Англии – поступать по примеру миссионеров – знакомиться, сближаться, и уже тогда делиться верой. Люди лучше воспринимают слова о вере от своих друзей, чем от кого-либо еще.
9. Какова роль России в современном мире? Россия – это угроза или остров надежды? Чем тебе нравится или не нравится жизнь в России среди россиян?
Я думаю, ее роль – где-то посередине. Россия не является ни угрозой, ни миротворцем. Жить в России мне очень понравилось - завел сотни друзей, все они очень тепло меня встречали и приглашали в свои дома. Я год проработал учителем английского в группе детей от трех до шести лет, и сейчас они мне как семья. Семья моей жены живет в России, и мне очень нравится ездить на поезде в Краснодар, Астрахань и Саратов. По сравнению с Англией, Россия просто огромна. Путешествовать по ней на поезде очень приятно.
10. Каковы твои планы на будущее?
Ну, моей жене, наконец, дали визу Великобритании, так что ты переезжаем туда и пока обоснуемся там. Будем ходить в поместную церковь и заниматься тем, чем всегда занимались – быть благословением для окружающих через дела и слова. При этом, мы будем работать на обычных работах. Бог благ - мне работу Он уже послал, Оксана будет искать по приезду в Англию.
Перевод беседы: Мария Федичкина.
Фото: Pal Teravagimov / Shutterstock.com