Моя церковь не поет. Что я могу сделать?
Моя церковь не поет

Моя церковь не поет. Что я могу сделать?

Здравый смысл на службе церковного поклонения.

Проведите сколько-нибудь времени с членами южно-африканской церкви Хоса, и вы быстро узнаете, что они замечательно поют. Без инструментов. Без микрофонов. Один человек в качестве ведущего, а все остальные – подпевают. И их голоса объединяются  в настоящей, «во все горло», хвале!

Эта статья написана не для них. Эта статья – для других церквей. Для церквей «западного типа», в  которых привыкли к профессиональному качеству, к музыке, которая похожа на выступление. Из-за этого у прихожан создаются определенные ожидания, когда они посещают собрание. Если только церковь специально не стремится к чему-то альтернативному, прихожане ожидают, что качество музыки будет не хуже того, что они слышат по радио или в своих mp3-плеерах. Все, что звучит чуть хуже, кажется неуклюжим и даже постыдным.

А еще в современной церковной культуре, кажется, почти не осталось мест, где можно научиться совместному пению. Возможно, на рождественских мероприятиях разве что?

Церковные лидеры явно недооценивают необходимость намеренно противостоять современным культурным тенденциям, чтобы побудить церковь запеть, чтобы показать им, что непрофессиональные, но звучащие дружно голоса привлекают больше, чем группа Фрукты в Вечернем Урганте, что громкое пение в присутствии других людей не выглядит глупо, что все наши эмоции не обязаны быть спонтанными, чтобы их оценили, что есть место, где наши личные чувства и переживания можно подстроить под групповое мероприятие.

Если у церковных лидеров еще есть желание, чтобы прихожане «назидали самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5:19), над этим придется хорошенько потрудиться. Придется попробовать что-то кажущееся поначалу странным и неестественным для людей, привыкших тихонько отсиживаться в зале, наблюдая за представлением. Вот, несколько советов, которые, безусловно, основаны на здравом смысле.

1. Учите прихожан важности поклонения Богу в песне. Мы учим христиан важности молитвы и других духовных дисциплин. Подобным образом они должны узнать из Писания, каким образом Бог призывает их петь.  Когда Слово Божье пребывает в нас обильно, пение – это всего лишь естественное следствие (см Кол. 3:16). Если Бог поет про нас радостную песню (Соф. 3:17), то мы, будучи отражением Своего Создателя, поем Ему в ответ.

2. Поощряйте вдумчивое, осмысленное пение в личной и публичной молитве. Так легко получается чтить Бога словами, а сердцами быть далеко от Него (Ис. 29:13, Мф. 15:8). Итак, молитесь публично и лично против бессмысленного и лицемерного пения.

3. Пусть собрание знает, почему они поют ту или иную песню. Если это молитва, напомните им об этом. Если это песня посвящения – скажите об этом. Если в этой песне размышление о проповедуемой теме – дайте всем об этом знать. Песни, которые выбирают по принципу «нравятся-не нравятся», зачастую очень плохо подхватываются собранием. И хотя прихожане обычно не против спеть песни, которые им предлагает лидер прославления, они будут петь с гораздо большим энтузиазмом, если знают, почему поется именно эта песня. Помогите им осознанно петь «в духе и истине».

4. Выбирайте песни, которые легки для общего пения, а не сольные песни. Принцип тут довольно прост (хотя он не абсолютен): чем больше песня зависит от аккомпанемента, и не может быть спета парой детей в машине по дороге домой, тем больше эта песня подходит для сольного исполнения и меньше для общего пения. У песен для общего пения довольно легкие и запоминающиеся мелодии. Если христианский исполнитель написал прекрасную песню, это еще не значит, что она сгодится для пения в собрании. Мелодия может быть не очень мелодичной. Она может быть слишком высокой или слишком низкой, или для нее нужен слишком широкий вокальный диапазон. Она также может быть слишком «ритмичной», изобиловать синкопами и мелизмами, которые под силу только тренированным певцам. Мелодия может быть слишком сложной, с переходами между тональностями и т.д. Такая музыка отлично слушается под профессиональный аккомпанемент. И если уж очень хочется – музыкальная команда может исполнить ее сольно, в качестве специального выступления. Но чем больше музыкантов требуется собранию для исполнения той или иной песни, тем больше людей будут с закрытыми ртами наблюдать за «работой» команды прославления.

5. Пожалуйста, пожалуйста, не выключайте свет. Если алтарь зажжен огнями, а в зале свет притушен, люди превращаются в зрителей, а музыкальная команда – в выступающих. Очень быстро начинается ощущение, что находишься в концертном зале или кинотеатре. Если весь зал хорошо освещен, люди понимают, что приглашены к участию в выступлении, в котором зритель один – Бог.

6. Пожалуйста, пожалуйста, сделайте музыку тише. Вам не нужно, чтобы электрогитара, барабаны, орган или хорошо озвученный хор заглушали пение прихожан. Честно говоря, самым громким инструментом в собрании должны быть прихожане. Лидеры поклонения могут громко спеть первый куплет и припев, но затем «затихнуть» на последующих куплетах. Хороший аккомпанемент аккомпанирует. Помогает. Побуждает. Он не привлекает к себе и не подавляет. Если общее пение ведет маленькая группа или хор, они должны создавать микроатмосферу. Путь звук будет естественными и без избыточного усиления. Если они подготовили на репетиции гимн – они будут вести за собой, «подзвучивая» все собрание.

7. Подумайте об опасностях «репетиций выступлений», «отличной» музыки и сложных инструментальных аранжировок.  Репетиции тоже нужны. Но зачем репетировать? До какого результата? Часто музыканты репетируют, чтобы добавить «креативные» элементы в аранжировку, которые хороши для сольных концертов, а не для общего пения. Музыканты и певцы должны во время репетиций задаваться вопросом «как улучшить общее пение?», а не «как сделать крутую песню». Фокусирование внимание на качестве, по иронии судьбы, может отвлечь музыкантов от служения прихожанам, потому что термин «качество» оказывается понятием из области выступлений. А должна быть качественная помощь собранию петь всем вместе, а не качественное выступление. Хорошая, сложная инструментализация, к сожалению, может на корню задавить желание прихожан петь. А вот простые и акустические аранжировки, как ни странно, помогают всем петь.

8. Ищите баланс между новыми и старыми песнями. С одной стороны, знакомые песни людям петь легче. С другой – от старых песен может возникнуть усталость, а оттуда и до бездумного пения недалеко. С одной стороны, новые песни собранию петь тяжелее. С другой – репертуар для общего пения должен расширяться, как ширится зрелость и глубина веры прихожан. Общины, как и люди, проходят через разные периоды, а новые песни способствуют росту посреди этих периодов. Все эти «с одной стороны, с другой стороны» означают, что для общего пения нужны и новые, и старые песни. А еще правильный баланс между этими двумя. Никогда не отказывайтесь от разучивания новых песен, свеженаписанных или старых песен, которые вы раньше не знали. И новые песни нужно учиться петь не один раз, чтобы запомнить.

9. Используйте песни, которые выражают широкий спектр человеческого опыта и эмоций. Если все песни в церкви возвышенные и слащавые, большая часть вашего общего пения будет наигранной и неискренней. В Псалмах много разных настроений на весь спектр человеческих переживаний и чувств. Жизнь наша сложна и разнообразна. И наше поклонение в церкви тоже таким должно быть.

10. Пойте одну и ту же песню по-разному. Как проповедник одни и те же слова может произносить разными способами в зависимости от темы проповеди, адаптируясь под настроения каждого воскресенья или контекста, в котором эти слова произносятся, так и песня может звучать по-разному. Динамика аккомпанемента может отличаться, можно петь громче или тише, можно на третьем куплете дать форте или пиано. Можно сделать транспонирование на одном из куплетов, а можно, наоборот, не делать транспонирования. Конечно, основными определяющим моментом настроения песни является текст, но на настроение песни может влиять и настроение церковной жизни или контекста богослужения, в котором эта песня поется.

11. Если возможно, расставьте кресла и ряды так, чтобы люди могли видеть лица друг друга, а не только алтарную часть зала. Пение – это командное мероприятие и иногда – единственная возможность видимым образом выразить единство. Это еще один способ вспомнить слова Павла: «назидайте самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5:19). Если кто-нибудь хочет во время пения закрыть глаза – нет проблем. Но картина, нарисованная Павлом, кажется, говорит нам о том, что люди смотрели друг на друга. Церковь – это не место для наитишайшего уединения.

12. Подумайте об акустике помещения. Плохая акустика мешает общему пению больше, чем кажется на первый взгляд. Все полы застелены ковролином? Может оставить ковролин лишь для проходов между рядами? На потолке наклеена акустическая плитка? Удалите ее, пусть там будет цельная штукатурка.  Тяжелый занавес? Снимите. Мягкие кресла? Есть возможность убрать мягкую часть и оставить только сидения? Если место для поклонения у вас особенное и вам нужна помощь с акустикой в нем, наймите специалиста по акустике, выслушайте его советы, как улучшить время реверберации и убрать ненужные отражения, и постарайтесь эти советы внедрить.

Предупреждение: инженеры по акустике всегда будут полагать, что вы просите «улучшений с точки зрения проповеди с кафедры». Многие нанимают специалистов, чтобы «умертвить» акустику в зале, убрать ненужные покашливания и другие мешающие звуки, чтобы не портить концерт. Поэтому сразу предупредите, что вы хотите улучшить общее пение. Поклонение – это не концерт. А прихожане – не зрители. Их должно быть слышно в живой акустике. Почему людям нравится петь в ванной комнате? Да потому, что там звук усиливается!

13. Попробуйте на время поставить музыкантов куда-нибудь в сторонку. В каждом зале, в каждой общинной культуре есть свои особенности. В некоторых случаях, если поместить музыкальную группу в сторонку, это будет только мешать общему пению, потому что общине нужно, чтобы их вели. Но если ваша община поддалась «культуре перфомансов», постарайтесь, где возможно, переместить музыкантов в сторонку. В некоторых старых церквях хор отправляют на балкон, и для этого есть хорошая причина: его должно быть слышно, а не видно. Когда присутствие лидера поклонения на сцене подчинено культуре перформанса, Бога становится меньше слышно и видно.

14. Показывайте пример пения с энтузиазмом. Не важно, где в зале сидят старейшины, сотрудники и дьяконы: на платформе или просто в зале, – они должны показывать пример пения с энтузиазмом. Лучше петь мимо нот, чем вообще не петь. Пастор, который во время поклонения просматривает свои заметки к проповеди, своим примером говорит: «Петь во время нашего поклонения не так уж и важно!» В культуре, где мужчины должны быть мужиками-стоиками, а-ля Клинт Иствуд, пение с энтузиазмом особо необходимо со стороны мужского руководства.

15. Распечатывайте ноты, выбирайте песни с хорошими многоголосиями, ищите способы продвижения музыкальной грамотности. К сожалению, музыкальное образование нынче не очень сильно. В школах его больше не дают. Но даже если 10 процентов прихожан могут читать ноты и петь с их помощью, общее пение от этого сильно выиграет. Люди часто говорят о преимуществах «слов перед глазами», которые можно прочитать с проектора на экране. Но почему тогда в церквях, где есть эти самые экраны поют хуже, чем там, где старое поколение смотрит в сборники гимнов? Может быть, пришло время церквям снова вспомнить старые добрые сборники с нотами? Ну, или хотя бы печатать ноты в бюллетенях.  Итак, выбирайте песни с хорошим многоголосием, и пусть музыкальная команда поет все партии.

16. Начните занятия пения. Последуйте примеру композитора Лауэлла Мейсона, который открыл «Школу пения» в 3-й баптистской церкви Луисвилля. Они встречаются каждое первое воскресенье месяца на 45 минут перед вечерним богослужением. Посетителей разделяют на группы по партиям, и они изучают основы музыкальной грамотности: «Это четвертная нота, это целая. Вот партия тенора. Когда она идет вниз, вы идете вниз и т.д.».

17. Иногда пойте «а капелла», т.е. без аккомпанемента.  Например, третий куплет или четвертый. А, может, и всю песню, с гитарой или пианино, на вступлении и в проигрышах. Только не тратьте время на «а капелла» для песен, где есть лишь мелодия. Пойте песни, где есть многоголосие, а люди знают свои партии. Когда прихожане поют «а капелла», они слышат друг друга и себя, полагаются только лишь на свои голоса и делают это с той громкостью, которая утверждает, что они верят в то, о чем поют. Замедлите темп немного и дайте собранию свободу петь всеми частями своего тела, души и духа.

18. Регулярно напоминайте прихожанам, что они – главный инструмент общего пения. Если они не поют с удовольствием, музыкального поклонения не случится. Это не значит, что надо уподобляться тамаде и кричать: «Я вас не слышу, я хочу вас услышать, я знаю, что вы можете петь громче!» Такое ведение поклонения, наоборот, отвлекает от серьезности момента, и показывает неуважение к их пению как духовному выражению любви, благодарности и хвалы. В конечном счете, общее пение должно быть таким же естественным, как слова восхищения необычным закатом или слова скорби со страдающим другом.  Но, тем не менее, общему пению нужно учиться, и это ответственность и прихожан тоже, чтобы назидать друг друга в песне. И поэтому их следует учить, что собираются они для того, чтобы петь вместе.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

18/12/2015
Темы:
Прославление
6877
5
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Мы спасаем мир песней
Проповедь на конференции «Sing!» (Пой!)
Джон Пайпер
| 9 ноя |
1984
Привлекайте детей к поклонению: Простой план
«Пустите детей малых приходить ко Мне»
Уильям Букстайн
| 24 июн |
956
8 причин, по которым индустрия поклонения убивает поклонение
Подлинное христианское поклонение не сводится к зажиганию искры. Оно состоит в зажигании света, которым озаряется тьма.
Джонатан Айгнер
| 22 окт |
13702
Песни из «сомнительных источников»
В конце своей жизни Горацио Спаффорд стал отрицать существование ада, одобрил идею Чистилища и начал проповедовать универсализм (возможность спасения всех людей). Но Бог использовал его песню для ободрения сотен тысяч христиан по всему миру во времена страданий. «Ты со мной, о Господь, в Твоих я покоюсь руках!»
Боб Кауфлин
| 28 июл |
4678
Размышляя на тему поклонения
Сегодня я слышал довольно интересную проповедь «о поклонении». Проповедник предложил три тезиса, над которыми мне пришлось критически задуматься.
Hermann Hartfeld
| 16 ноя |
3784
Работает на Cornerstone