«И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему», Псалом 39:4.
«Ибо воля Божия есть освящение ваше», 1 Фес. 4:3.
О музыке и пении
Музыка и пение наполняют нашу жизнь. Уже недельному ребенку нравится материнское пение! А по мере взросления дети быстро учатся различать настроение поющего, какое оно: успокаивающее, бодрящее, развлекающее и т.д. Вслед за развитием простейших чувств, у детей формируется музыкальный вкус, совершенствуется и развивается слух. Интересен уникальный факт: маленький Петя в 4 года сочинил свою первую музыкальную пьесу – «Наша мама в Петрограде». Вскоре имя этого композитора, выросшего в великого мастера, стало известно всему миру – Петр Ильич Чайковский. И таких историй тысячи – уверен, вы их знаете лучше меня.
Без музыки наша жизнь была бы скучной и однообразной. Тем более, в духовной жизни верующего человека музыка и пение имеют огромное значение. В самом начале Библии мы встречаем первого музыканта по имени Иувал – «он был отец всех играющих на гуслях и свирели» – Бытие 4:21. Через все Священное Писание проходит тема музыки: в богослужениях и в быту верующих. Здесь храмовые оркестры и хоры (Числ 10:1-10; 1 Пар 16:7-10; 2 Пар 23:18, 29:25-30), победные гимны (Исх 15:20-21; 1 Цар 18:6-7), пение и ликование (2 Цар 6:5,12-14; Пс 134:1-3, 145:1-2, 148, 150) и воспевание хвалы Богу там, где собираются двое или трое для общения и молитвы (Кол.3:16). Сам Христос пел псалмы со Своими учениками (Мф 26:30). И в последней книге Библии, уже когда грех побеждён окончательно, песнь хвалы Христу продолжается на небесах (Отк 15:2-4).
Об освящении
Христианское учение об освящении рассмотрено в Библии очень широко. Это прослеживается уже с первой главы книги Бытие, а кульминация находится в книге Откровение в заключительном описании завершения Божественного плана. По своей сути, библейское учение об освящении признает, что человечество создано, чтобы быть полностью подобным Богу (Бытие 1:26-27). Иисус в Евангелии от Иоанна 14:34 цитирует Псалом 81:6: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы», подтверждая уникальность человека. Апостол Петр учит, что человечество становится «причастниками Божеского естества» через Иисуса Христа (2 Петра 1:4). Особо отметим: это не означает, что люди по своей природе становятся, как Бог. Нет, человеческая природа не преобразуется в Божественную природу. Человечество, однако, становится полностью причастно Богу через Божественную благодать и участие в духовной жизни, имея при этом человеческую природу, проникнутую духовной энергией Бога через Иисуса Христа. Здесь для пояснения можно привести аналогию: в светящем расплавленном железе, железо никогда не становится огнем, но приобретает свойства огня.
Освящение – это уподобление Богу, приближение к Нему. В русском языке есть очень ответственное слово «обожение» (ударение на второй слог). Обычно верующие считают, что освящение (обожение) достигается выполнением строгих правил морали и нравственности, и это, конечно, в определённом смысле это верно. Святость – это противоположность греху. Бог свят, Его святость наполняет небеса. Человек же – грешен. Унаследовав греховную природу от Адама, мы не имеем собственной святости, и праведность наша как запачканная одежда (Ис. 64:6). Ничто нечистое не может находиться на небесах. Нас верующих, Господь освящает Своею святостью, и христианам нужно хранить эту святость, не осквернять себя.
В контексте же Нового Завета освящение – это очищение внутренней духовной природы человека. Достичь его могут лишь те, кто получил оправдание в крови Иисуса Христа от своих грехов и преступлений. Другими словами, прежде чем человек начнет стремиться к освящению, он должен назвать Христа своим Спасителем, искренне покаяться перед Богом с своих грехах и пережить рождение свыше. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её...» (Еф. 5:25-26). «Братьям», т. е. уже спасенным, Бог хочет дать «наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32). Павел писал эти слова братьям во Христе, членам церкви: «Воля Божья есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3) и «сам Бог мира да освятит вас во всей полноте» (1 Фес. 5:23).
Бог сотворил Адама и Еву «в праведности и святости истины» (Еф. 4:24), через грехопадение они потеряли свое высокое духовное положение и ввергли тем самым всё человечество и всю экосистему в греховную ночь и тьму. Отсюда следует, что, хотя мы рождаемся в этот мир невинными детьми, все же находимся на одну ступень ниже первоначальной совершенной святости Адама, так как унаследовали его греховную природу. Кроме того, достигая совершеннолетия, человек сознательно, т. е. по собственной воле начинает грешить, опускается еще на одну ступень ниже. Тогда мы оказываемся уже на две ступени ниже той святости, которую имели Адам и Ева до грехопадения.
Но Христос пришел в мир, чтобы возвратить человечеству прежнее высокое состояние, которое человек некогда утратил! Поэтому Христос – надежда человечества (Кол. 1:27). «Он [Христос] – ваша жизнь, и когда Он явит Себя, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4). Это прославленное состояние будет нашим окончательным отделением от греха.
Освящение — это плод оправданной жизни. Апостол Петр пишет: «Господа Бога святите в сердцах ваших...» (1Петр. 3:15). Освящение — воля Бога для каждого верующего (1Фес. 4:3). Исследователи Библии утверждают, что вопросы святости и освящения упомянуты в Слове Божием 1066 раз. Но вернёмся к прославлению!
Уникальность прославления
Слово Божие открывает нам, что есть еще один, возможно, более совершенный путь освящения (обожения): через участие верующего человека в Божьей славе. Но как земной человек может приблизиться к Небесному Отцу? Как человек может участвовать в Божьей славе, возможно ли это? В псалме 8:5-7 читаем удивительные слова: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его…»
Обратим внимание на важную мысль: Бог освящает нас не только для того, чтобы мы могли быть в Его присутствии и унаследовать рай. Он даёт нам новую небесную природу, дает ее от Своего естества: мы – новое творение! Рождаясь от Господа, покаявшийся получает часть Его природы и всю земную жизнь призван хранить себя от греха, чтобы быть ближе к Богу и полноценно участвовать в поклонении. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17). У христиан – новые гимны, новые мелодии, новые цели и стремления, воистину: «И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему».
Христианин – «святой участник в небесном звании» (Евр.3:1), поэтому наше пение на богослужениях – это хвала и слава Господу. У живущего Христом поэта рождаются стихи, они ложатся на мелодию, написанную вдохновлённым Божьей любовью композитором, – так рождается новое творчество, в центре которого – Христос. Слава Божия наполняет наши сердца и возносится до небес! В этом случае реализуется, происходит прославление, а участники прославления – творцы этой хвалы Господу нашему, находящиеся «внутри» этого духовного бытия, освящаются, духом, душой и телом ощущают близость к Творцу и уже здесь на земле переживают небесные чувства! Этот путь освящения, живой и динамичный, позволяет одновременно получать духовные силы для служения и укрепляет нашу веру.
Яркий пример прославления из истории Израильского народа мы находим в книге 2-я Пар. 5:12-14: «И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий».
Чтобы быть частью такого духовного небесного торжества, нужно с искренним сердцем участвовать в прославлении, независимо от того, являетесь ли вы участником хора, ансамбля, оркестра, группы прославления и ведёте общину в поклонении, или стоите в рядах народа Божьего и присоединяетесь к этой хвале.
Прославляя Господа здесь на земле, мы присоединяемся к ангельским хорам, воспевающим хвалу Богу там, у небесного престола! Так мы прикасаемся к Божьей святости и переживем освящение, которое призваны нести всему миру в своей христианской жизни – жизни поклонения Господу.