Вторая половина ученичества
Вторая половина ученичества

Вторая половина ученичества

Почему мы учимся по принципу «жизнь в жизни»

Люди, с которыми мы проводим время, оказывают на нас огромное влияние. Недавно я вспомнил об этой истине на небольшом собрании многоопытных христианских лидеров, посвященном формированию успешного пасторского служения.

Рядом со мной сидел хирург, который провел много лет, обучая врачей в известной образовательной больнице. Мы все с восторженным вниманием слушали, как он убедительно доказывал, что хотя занятия в медицинском колледже жизненно важны, их недостаточно, чтобы дать мудрость, мастерство и компетентность, необходимые для хирургии. Что было абсолютно необходимо, так это много времени у раковины для мытья рук.

Далее он описал процесс подготовки к операции рядом с неопытными хирургами. У раковины они обсуждали, что будет включать в себя операция и что они могут ожидать. Выйдя из мойки, они закатывали рукава и вместе проводили операцию. После этого, когда команда приводила себя в порядок, ведущий хирург обсуждал с остальными, что произошло и чему они научились во время этой конкретной операции. Затем они шли в комнату отдыха, чтобы подкрепиться и продолжить разговор.

Далее хирург сказал, что при подготовке нового поколения хирургов длительное пребывание у раковины не является факультативным. Оно необходимо. Подобным образом он выступал за более целенаправленное ученичество у раковины в церкви на всех уровнях, включая подготовку и формирование пасторского руководства.

Ученичество у мойки

Мойка — это полезная метафора для более сознательного и преобразующего ученичества и подготовки к церковному руководству. Ведь именно в практическом, жизненном опыте использования раковины происходит передача и получение необходимых неявных знаний.

Что такое неявное знание? Его можно определить по-разному, но основная идея заключается в том, что неявное знание — это вид обучения, полученный через личный опыт и взаимоотношения. Неявные знания — это негласные знания. Это вид знания, который выходит за рамки простых слов. Например, чтобы научиться ездить на велосипеде, необходимо обладать большим количеством неявных знаний. Чтобы получить знания и навыки, необходимые для езды на велосипеде, может быть полезно руководство по управлению велосипедом, но этого далеко не достаточно. Нам нужно действительно сесть на велосипед, и в большинстве случаев нам нужен кто-то еще, кто умеет ездить на велосипеде, чтобы направлять нас и подбадривать, пока мы учимся.

Философ двадцатого века Майкл Поланьи (1891-1976) серьезно задумался о таком важном аспекте, как неявное знание. В своей шедевральной работе «Личное знание» он пишет: «Наблюдая за мастером и подражая его усилиям в его присутствии, ученик бессознательно перенимает правила искусства, включая те, которые не известны в явном виде самому мастеру» (53).

Поланьи понял, что если классная комната и учебные программы являются эффективными проводниками пропозициональных знаний, то они ограничены, когда речь идет о получении неявных знаний. Неявное измерение знания выходит за пределы слов и вытекает из личных отношений в контексте реальной совместной жизни и опыта. Совместный опыт — это сердцебиение неявного измерения.

Иисус и неявное измерение

Когда мы размышляем об Иисусе и его методах ученичества, мы замечаем сильное негласное измерение. Иисус пригласил свой внутренний круг учеников на то, что можно описать как трехлетний опыт мойки. Да, они слышали, как Иисус проповедовал и учил великим пропозициональным истинам, но они также жили с Ним повседневной жизнью, наблюдая Его безгрешную жизнь, Его чудеса, Его навыки, Его мудрость и Его духовные практики.

После воскресения религиозная аристократия Иерусалима была в восхищении от мастерства и смелости учеников Иисуса. «Когда же они увидели смелость Петра и Иоанна и поняли, что они необразованные, простые люди, то изумились. И узнали, что они были с Иисусом» (Деяния 4:13). Как объяснить удивительное преображение Петра и Иоанна? Очевидно, что излияние Святого Духа в день Пятидесятницы ободрило их, но я также считаю, что трехлетний опыт жизни учеников с Иисусом, где передавалось и получалось негласное знание, сыграл большую роль. Не преуменьшайте глубокую трансформацию, произошедшую в жизни ближайших учеников Иисуса в результате их личного опыта общения с Ним.

Через слова религиозной аристократии Лука добавляет важное предложение: «И узнали они, что были с Иисусом». Является ли это простым историческим наблюдением для продолжения повествования Деяний, или это также дает нам нечто педагогически важное, когда мы размышляем об ученичестве?

Взять иго Иисуса

В ученичестве и развитии церковного лидерства нам было бы разумно подражать модели ученичества Иисуса «жизнь в жизни», столь богатой негласными знаниями. Иисус приглашает всех, кто желает следовать за Ним, принять Его иго ученичества, в высшей степени реляционное, в высшей степени преобразующее: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матфея 11:28-29). В этом великом приглашении Иисус призывает всех, кто последует за Ним, взять Его иго ученичества. Приняв Его иго в послушании и покорности, мы сталкиваемся с ученичеством в отношениях, где мы учимся жить так, как мог бы жить Иисус, если бы был на нашем месте.

Негласное измерение ученичества охватывает как заповеди, так и практику Иисуса. В благодати, со временем и силой Святого Духа ученики Иисуса все больше и больше становятся похожими на Христа. Иисус сказал об этом следующим образом: «Ученик не выше учителя своего, но всякий, прошедший полное обучение, будет подобен учителю своему» (Луки 6:40).

Подражая Иисусу, ранняя церковь приняла модель ученичества, основанную на принципах взаимоотношений, богатую передачей негласных знаний и укорененную в местной церковной общине. В письме к своему протеже Тимофею, служившему пастором в Ефесе, Павел дает такое исполненное благодати наставление: «Чадо мое, укрепляйся благодатью, которая во Христе Иисусе, и то, что слышал от меня при многих свидетелях, поручи верным мужам, которые и других научат» (2 Тимофею 2:1-2). Хотя передача здравого учения другим имеет сильный пропозициональный элемент, не упускайте из виду атмосферу активной поместной церкви и ученичества. Описание Павла очень похоже на ученичество с мойкой. Преображающее ученичество и преподается, и улавливается.

Церкви как образовательные больницы

Что может означать для поместной церкви более целенаправленное, негласное измерение ученичества? Хотя наш церковный контекст определяет то, как мы отвечаем на этот вопрос, позвольте мне предложить несколько мыслей. Какими бы хорошими ни были классы и учебные программы по ученичеству, возможно, необходимо сделать больший акцент на важности сообщества «жизнь в жизни», осуществляемого в малых группах в течение длительного времени. Это также может включать в себя больший акцент на наставничестве нескольких поколений.

Более того, пасторы и руководители церквей должны сосредоточить усилия по ученичеству там, где прихожане проводят большую часть времени в течение недели: на оплачиваемом и неоплачиваемом рабочем месте. В церкви, где я служу, как пасторское попечение, так и усилия по ученичеству включают регулярное посещение рабочих мест. Эти посещения углубляют отношения и становятся богатыми в негласном измерении ученичества и духовного становления.

Что может означать более целенаправленное, богатое негласными аспектами измерение для подготовки церковных лидеров? Хотя я являюсь убежденным сторонником классной комнаты и семинарии, я считаю, что нам необходимо более целенаправленно создавать среду обучения за пределами классной комнаты, которая предлагает возможности для получения и передачи неявных знаний.

Одним из наиболее эффективных способов создания такой среды является организация постоянных пасторских резиденций в наших поместных церквях. После окончания семинарии неопытные пасторы в идеале должны на два года погрузиться в здоровую поместную церковь, где они будут учиться у более опытных пасторов духовному становлению, правильному уходу за собой и пасторским навыкам, которые будут полезны им на протяжении всей жизни в служении. В некотором смысле, церковь становится учебной больницей, где неопытные пасторы проводят время у мойки.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

10/10/2022
Темы:
Пастор Ученичество
337
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
12 важнейших высказываний Дитриха Бонхёффера
Вечные слова мудрости от гиганта христианской мысли.
Дарган Томпсон
| 28 апр |
11756
5 фраз для разговора с молодежью
Несколько фраз, которые стоило бы взять на вооружение всем служителям, кто работает с подростками и детьми.
Камерон Коул
| 14 ноя |
17415
10 признаний несовершенного пастора
Служитель раскрывает свои самые большие ошибки.
Карлос Родригес
| 15 фев |
6708
Я встретил своего кумира, Тима Келлера
На смерть знаменитого пастора.
Колин Хансен
| 5 июн |
603
Сара Зилстра
| 16 май |
900
Работает на Cornerstone