Меня рукоположили на служение, когда мне было всего 22 года. И я люблю свою работу. Но, смею признаться, бывали ситуации, когда я был совсем не рад, что я пастор.
Я вам честно скажу – я благодарен Богу, что Он увидел что-то во мне и позволил служите Его народу. Я своем пасторском служении наделал много ошибок, до сих пор удивляюсь, как Бог не отвернулся от меня и оставил меня на служении. Я до сих пор удивлен и пребываю в смиренной благодарности людям, которые поддерживали меня, выслушивали до конца мои проповеди и были добры ко мне, когда я был не в лучшей форме.
Для лидера очень важно признавать свои ошибки и неудачи, а после признания – учиться на них. Поэтому, в надежде, что это кому-нибудь может быть полезно, я раскрою вам свои самые большие неудачи и ошибки, которые я совершил, будучи на пасторском служении.
Когда я приукрашивал рассказ.
Преувеличение, или приукрашивание правды, а в простонародье просто ложь – для проповедников большое искушение. Но правда всегда прекрасна, смела и достаточно привлекательна. В ней всегда больше силы, чем во всех ваших «добавках» вместе взятых. Говорите все так, как оно есть на самом деле. Или не говорите вообще ничего.
Когда я плевать хотел на чужие проблемы.
Бывали времена, когда кто-нибудь приходил ко мне с проблемой или беспокойством и я не предлагал им ничего лучше, чем «Не парься!». Конечно, я был тактичен и вежлив. И совет мой звучал духовно и даже заботливо. Но это был совет от того, кому все равно.
Мне просто не хотелось заморачиваться чужими проблемами. Но больше всего я просто был занят своими проблемами и делами, и у меня просто ни сил, ни времени не хватало на других – мне просто нечего было им дать. Поэтому «Не парься» значило просто, что у меня нет решения этой проблемы или что у меня нет сил об этой проблеме думать. Теперь я стараюсь слушать настолько внимательно, насколько это возможно, потому что у меня может не быть решения, но у меня есть уши, сердце и надежда.
Когда я делал вид, что смирен.
Смирение очень легко подделать. И тот, кто его подделывает – очень гордый человек. Вы даете окружающим ровно столько информации, чтобы выглядеть смиренным, но не достаточно, чтобы смириться.
Наше поколение очень много говорит о чувствах, особенно о ранимости. Но мы не очень-то готовы духовно и эмоционально обнажить себя перед другими людьми. Мы, словно маркетологи, стараемся выглядеть дружелюбными и общительными. Поэтому рассказываем немного о себе, но ровно столько, чтобы не сильно приблизить к себе людей, дать им возможность знать нас. Мы хотим быть в состоянии управлять ситуациями вокруг себя. Нам все еще неуютно, если кто-то знает о нас больше, чем нужно. Мы стыдимся этого. И прячемся.
Когда я думал, что все зависит только от меня.
Я хотел предсказуемости и ясности. Поэтому планировал слишком много разных встреч. И встречи эти стали главным «двигателем» моей жизни. Я перестал ценить лица и сфокусировался только на повестках дня. В какой-то момент я понял, что мое поведение справедливо читается окружающими как «я тебе не доверяю», «я слежу за тобой», «если вы будете это делать без меня, у вас ничего не получится». И, разумеется, это было плохо и для меня, и для моей команды.
Когда я начал слишком сильно любить «западное» христианство.
Мое увлечение идеалами нашей современной культуры привело к угасанию моей любви ко Христу. Я старался быть звездой, а не слугой. Я больше переживал из-за количества последователей в Твиттере, а не последователей Христа. Я начал больше думать о свете, звуке и программе. При этом в моем сердце почти не осталось места для сокрушенных, верных и для привилегии проповедовать Благую весть.
Когда я «девальвировал» ценность общины.
В ложь, что служитель всегда одинок в своем труде, очень легко поверить. Да, служитель может оказаться одиночкой, но не обязан быть таковым. Я, поверив в эту ложь, начал считать себя изгоем, отшельником. Я позволил себе «разыгрывать» из себя жертву. Но мы все созданы для жизни в общине. Это не красивый девиз для церкви, это – необходимость для выживания. Мы нужны друг другу и служители в церкви не должны быть исключением из этого правила.
Когда я вел себя с позиции духовного превосходства.
Часто в церкви существует искушение вести себя как духовная суперзвезда, особенно, если вы в церкви – лидер. Я помню, как я рассказывал людям, сколько я молюсь, про мой последний пост (который был 2004 году, но я все еще о нем рассказываю), про то, как круто я сегодня утром провел время с Богом. Но вот Иисус, например, о таких вещах на людях не распространялся. Он это все внутри держал. Рассказывайте о своих слабостях. Ваши сильные стороны сами о себе расскажут.
Когда я ожидал от всех понимания важности моего служения.
Иногда я относился к прихожанам, словно они все работают в нашей церкви пасторами, требуя от них участия в делах церкви, словно у них другой работы не было совсем. Я требовал, чтобы они бросали все дела ради дел Царства, но проблема заключалась в том, что царство при этом было моим, и в нем я был господином и царем. Никогда не забывайте, что наше служение – служить, а не требовать с остальных служить.
Когда я всем говорил, что «важнее всего – семья», но сам жил по другой схеме: «важнее всего – служение».
Признаюсь: один раз я даже думал пропустить день рождения своего сына, потому что мне хотелось поехать в миссионерскую поездку. В тот раз разгневанный взгляд моей жены и Божья помощь помогли мне увидеть свет, и я никуда не поехал. Но был готов поехать. А должен был сказать «нет», даже не моргая.
Конечно, служение очень важно. Оно – важный аспект моей роли в построении Божьего Царства. Но моя роль мужа и отца – важнее всего этого. Хотя это и легко забыть. Моя жена – мое самое важное призвание. Мои дети – это мои ученики. А моя семья – это моя церковь.
Когда я слишком долго ждал, прежде чем попросить о помощи.
Испытываете боль? Постоянно чувствуете, что одиноки? Трудно контролировать эмоции? Я вот в этом состоянии был 12 месяцев назад. И понять, что со мной происходит – это первый шаг в процессе исцеления. Поверьте мне – вам нужно с кем-то поговорить. Вот прямо сейчас. Поверьте, притворяться, что все хорошо – смысла нет. Не надо бороться в одиночку, проиграете. И вот это будет очень жаль.
Да, мы все несовершенны. Но именно для этого Христос нашел способ сделать нас Божьими детьми. Исповедуйте свои слабости, впитайте в себя Его силу. У нас хорошо получаются наши слабости. Но еще лучше у Бога получается быть сильным.