Почему мне все равно?
Почему мне все равно?

Почему мне все равно?

Шаги к преодолению духовной апатии

Одна из самых разочаровывающих сторон моей жизни заключается в том, что я не настолько увлечен Богом, насколько следовало бы. Я полагаю, что многие христиане чувствуют то же самое. Однако есть и такие, для которых это чувство проникает глубоко и длится долго.

Некоторые из нас могут обнаружить, что в ходе длительного периода чувствуют себя довольно равнодушными к Богу. Мы знаем, что чтение Библии, молитва, участие в жизни церкви, миссии, евангелизация и многие другие средства благодати должны захватывать наши сердца, но мы просто не можем ими увлечься. Мы духовно апатичны. И хотя мы можем осознавать свою апатию, мы часто чувствуем себя беспомощными, чтобы вытащить себя из нее. Одно дело — диагностировать болезнь, но совсем другое — исцелиться от нее.

Писание ясно говорит, что мы должны участвовать в преодолении своей апатии. Например, Павел увещевает: «Не будьте ленивы в усердии, будьте горячи духом, служите Господу» (Римлянам 12:11). Здесь подразумевается, что рвение — противоположность апатии — можно культивировать. Как же нам найти исцеление от безразличия?

Три вопроса для апатичных людей

Путь к исцелению начинается с осознания причин нашего безразличия. Хотя причин может быть много (и много вариантов их проявления), я хочу предложить три вопроса, которые помогут диагностировать возможные проблемы, лежащие в основе нашего безразличия.

1. Живу ли я в неисповеданном грехе?

Одной из возможных причин духовного безразличия является выбор ходить в греховном непослушании Богу в какой-то сфере жизни. Если мы не сожалеем и не раскаиваемся в своем грехе, то, скорее всего, мы будем чувствовать себя холодными, отстраненными и незаинтересованными. Наша апатия может быть вызвана тем, что Бог позволяет нашему общению с Ним охладеть, чтобы вывести нас из греховного оцепенения и привлечь к Себе в покаянии. Давид пишет,

Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху (Псалом 31:3-4).

Давид интерпретирует эмоциональное, физическое и духовное истощение, которое он чувствует, как результат его молчания о своем грехе. Подобным образом, источник нашей вялости может быть не таким уж таинственным, как нам кажется. Тем, кто холоден к Богу, Он позволяет становиться еще холоднее.

Павел повторяет эту связь между грехом и мертвенностью, когда предостерегает: «Бог не шутит, ибо, что посеет человек, то и пожнет. Ибо сеющий по плоти своей от плоти пожнет тление, а сеющий по Духу от Духа пожнет жизнь вечную» (Галатам 6:7-8). Если мы сеем для удовлетворения своих греховных желаний, то не стоит удивляться тому, что мы чувствуем себя отдаленными от Бога и менее увлеченными тем, что для Него важно. Это не значит, что грех всегда или даже часто наказывается апатией. Тем не менее, мы должны быть готовы к тому, что умышленный и неисповеданный грех может притупить нашу страсть.

2. Пренебрег ли я Божьими средствами благодати?

Я боюсь, что иногда мы слишком усложняем духовный рост. Кажется, что мы постоянно пытаемся найти секретный ключ, который открывает близость к Богу и силу в нашей духовной жизни. Но в поисках этого ключа мы часто пренебрегаем основами. Что же это за основы? Вот одна из них: «Читайте Библию, молитесь каждый день, и вы будете расти, расти, расти». Другими словами, слушайте Божьи обетования и повеления, а затем откликайтесь на них — это сделает вас более похожими на Него. Даллас Уиллард правильно пишет,

Мы можем стать подобными Христу, сделав одну вещь — следуя за Ним в общем стиле жизни, который Он избрал для Себя. Если у нас есть вера в Христа, мы должны верить, что Он знал, как жить. Мы можем, через веру и благодать, уподобиться Христу, практикуя деятельность, которой занимался Он, организуя всю нашу жизнь вокруг дел, которыми занимался Он Сам, чтобы постоянно оставаться в общении со Своим Отцом.

Что делал Иисус? Он молился, изучал Божье Слово и размышлял над ним, а также регулярно служил другим (среди прочих занятий). Это основные духовные дисциплины христианской жизни. Это некоторые из средств, с помощью которых Бог изливает на нас Свою преобразующую жизнь благодать. Если мы пренебрегаем ими, стоит ли удивляться, что наши сердца становятся все более притупленными к Богу? Помните, что те, кто день и ночь размышляет над Словом Божьим, то есть те, кто превратил это в дисциплинированную практику, подобны живым деревьям, посаженным при потоках воды (Псалом 1:2-3). Чем меньше времени мы проводим с любимым другом, тем меньше вероятность того, что он будет у нас на уме и в сердце.

3. Что ежедневно заполняет мои мысли?

Если Бог не заполняет наши мысли и не занимает наше внимание ежедневно, то что же тогда? Реальность такова, что мы постоянно формируемся. Нас формирует все, что привлекает наш взгляд, независимо от того, осознаем мы это или нет. Проблема для нас заключается в том, что нас регулярно побуждают обратить свой взор на объекты, которые на самом деле не имеют большого значения. Мы живем в культуре, где периферийное и несущественное представляется как значимое и достойное нашего внимания. Это проблема для тех, кто хочет сохранить духовное рвение.

В предисловии к своей книге культурный критик Нил Постман противопоставляет антиутопические видения Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли — и через них рисует проницательную картину опасностей, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Оруэлл боялся тех, кто запрещал книги. Хаксли опасался, что не будет причин запрещать книги, потому что не найдется никого, кто захочет их читать. Оруэлл боялся тех, кто лишит нас информации. Хаксли боялся тех, кто даст нам так много, что мы будем сведены к пассивности и эгоизму. Оруэлл боялся, что от нас будут скрывать правду. Хаксли боялся, что истина утонет в море неактуальности. Оруэлл боялся, что мы превратимся в плененную культуру. Хаксли боялся, что мы станем тривиальной культурой.

Наш мир — оруэлловский и хакслианский, но озабоченность Хаксли здесь уместна. Мы стали тривиальной культурой, и, к сожалению, тривиальность отвлекает нас от значимого. В мире, где все кажется значительным, о чем мы действительно должны беспокоиться?

Павел увещевает колоссян: «Устремляйте ваши мысли к тому, что выше, а не к тому, что на земле» (Колоссянам 3:2). Тем самым он призывает их постоянно помнить о различии между тривиальным и значимым и направлять свои мысли на последнее. Проблема придания важности всему заключается в том, что все может стать одинаково важным. Становится все труднее ощутить величие того, что действительно имеет большое значение. Как пишет Постман, «публику… развлекают до полного безразличия». В то время, когда все публикуется, нравится, комментируется и ретвитится, нас постепенно приучают относиться к достойным вещам недостойно или, что еще хуже, перестать заботиться о чем-либо. Описывает ли это вас?

Опять же, я мог бы выделить и другие факторы, которые способствуют апатии (например, усталость, горе, сомнения и многое другое), но я выделил эти три, поскольку они являются одними из самых распространенных в моем опыте. Может быть и так, что апатия — это просто симптом более серьезной проблемы. Тем не менее, рассматривайте эти вопросы как отправную точку для дальнейших размышлений.

Преодоление апатии

Как уже говорилось ранее, мы должны сыграть определенную роль. Какова же она? Как мы можем «поднять опустившиеся руки» (Евреям 12:14) и предпринять шаги для преодоления безразличия?

Если дело в неисповеданном грехе, признайте его перед Господом и перед кем-то еще. Признайтесь. Покайтесь. Примите Божье прощение для вас во Христе (1-е Иоанна 1:9).

Если проблема заключается в отсутствии духовных дисциплин, начните с малого, но начните хоть с чего-нибудь. Если чтение Библии стало скучным, переключите передачу и попробуйте слушать аудиоверсию. Если молитвы стали повторяющимися или вы не знаете, что сказать, помолитесь Псалмами или возьмите сборник гимнов и молитесь этими песнями так, как будто это желание вашего сердца. Встряхнитесь. Но начните с чего-нибудь, с чего угодно. Это лишь маленькие шаги в доброй борьбе за веру (1 Тимофею 6:12).

Если проблема в том, что ваш разум заполнен слишком большим количеством банальностей, подумайте о том, чтобы взять пост от Твиттера, других социальных медиа-платформ или даже от своего телефона (на короткое время). Стремитесь культивировать понимание смысла, читая только длинные материалы — то есть отредактированные статьи или книги, которые требуют от вас неторопливости, размышлений и вдумчивого ответа. Мы переживаем кризис бессмысленности, и мы усугубляем его тем, что меньше размышляем и больше реагируем. Дайте себе время и пространство, чтобы «обновиться духом ума вашего» (Ефесянам 4:23).

Как и в большинстве случаев христианской жизни, решения могут быть простыми, но не легкими. Особенно это касается апатичных людей, для которых мотивация является главной проблемой. Поэтому стоит повторить: начните с малого, а затем молитесь, чтобы Бог дал вам возможность сделать больше шагов вперед и поддержал вас в продолжении этих шагов. Он действует в вас, чтобы вы желали и поступали по Его благоволению (Филиппийцам 2:13).

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

11/08/2022
Темы:
Апатия Пробуждение Рост
405
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Крис Кастальдо
| 28 сен |
264
5 способов стремления к святости
Как нам культивировать зрелость?
Джош Моуди
| 5 июл |
432
Основы миссионерского ученичества
Церковь служит и субъектом, и объектом духовного становления
Сэм Мартин
| 12 ноя |
300
7 пасторских просьб к верующим
Практические советы от пастора церкви.
Игорь Грицык
| 10 янв |
10009
Евангелие процветания в вашем чулане
Либо у нас есть Бог, либо у нас тогда, по правде, ничего нет.
Джим Нидхам
| 13 ноя |
2760
Работает на Cornerstone