От разума к сердцу
Ощущение мысли Федором Достоевским

От разума к сердцу

Ощущение мысли Федором Достоевским

Раз за разом мне задают один и тот же вопрос: «Как обрести подлинную сердечную веру, а не просто интеллектуальные убежденния?»

Возможно, ответ великого Русского писателя Федора Достоевского и не многословен, но его жизненный опыт направляет наши мысли в нужное русло.

Достоевский – «идеологический писатель», т.е. идеи движут героями всех его произведений.

«Идеи становятся частью личности его героев до такой степени, что начинают существовать независимо от них. Его непревзойденный гений, как идеологического романиста, выразился в способности придумымать поступки и ситуации, в которых идеи руководят поведением персонажей, не становясь в дальнейшем простой аллегорией... Его величайшим трудом была попытка подорвать идеологические основы, на которых возникла большевисткая революция». (Джозеф Франк, Достоевский, XVI)

Для Достоевского идеи, даже самые обычные, были не просто материалом для создания известных персонажей, но также топливом для разжигания огня в его собственном сердце.

Один из его ближайших соратников, Николай Страхов писал:

«Очень часто мысли приходили к нему внезапно и полностью захватывали его... Простая мысль, иногда абсолютно привычная и обыденная, вдруг разгоралась в нем и трансформировалась в настоящую идею. Он, так сказать, чувствовал мысль с необычайной живостью». (Там же., XV, курсив)

Франк комментирует это следующим образом: «Это врожденная способность Достоевского «чувствовать идею» и придает его произведениям неповторимый почерк».

Ощущение мысли

Люди хотят получить что-то вроде этого, когда они спрашивают: «Как ваша вера перекочевывает из разума в сердце?» Как я перехожу от идей к привязанностям, от мыслей к ощущениям? Как я «ощущаю мысль»?

Несомненно, такое стремление похвально. Иисус имел ввиду истины в разуме, которые зажигают огонь в сердце: «Познаете истину и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32). Освободит от греха и того, что Павел в Еф.4:22 называет «обманчивыми и низменными желаниями». Освободит для новой жизни, где царят святые желания.

Апостол Павел призывал к тому, чтобы «чувствовать истину». «Они не захотели полюбить истину и получить через нее спасение» (2 Фес.2:10). Не просто: «Они не захотели истину», но «Они не полюбили истину». Они не ощутили ее как нечто прекрасное и драгоценное.

Так же и апостол Петр считал, что когда истинные мысли придут на смену неведению, то это изменит и наши желания. «Как послушные дети не позволяйте управлять собой желаниям, жившим в вас, когда вы еще пребывали в неведении». Неверные мысли порождают неверные желания. Истинные мысли порождают истинные желания. Вот почему Петр излагает удивительные истины (1 Пет.1:3-5) и затем призывает нас радоваться в этом (1 Пет.1:6).

Ощущение как следствие страданий

Библейские идеи не всегда были основанием для сюжетов Достоевского. В 1840-ых он читал Библию через призму социал-утопизма. Фрэнк говорит: «можно было подумать, что идеи Достоевского вдохновлены христианством, хотя на самом деле это были попытки адоптировать их к современным социальным проблемам».

Но затем, что-то изменилось в том, как Достоевский стал ощущать мысль. Он был арестован за свои политические убеждения, был практически казнен и затем сослан на каторгу в Сибирь.

В результате этого «светское» христианство Достоевского претерпело серьезные метаморфозы. Раньше он был поборником улучшений социальных аспектов жизни, теперь же эта цель, не будучи полностью отвергнутой, была омрачена осознанием важности вечной надежды, как оплота нравственного существования.

Достоевский написал, что четыре года в Сибири изменили его убеждения. Теперь его «ощущение мысли» было совершенно другим. Его идеи изменились. Истина, которую он переживал стала другой. И само ощущение мысли изменилось.

Вы не можете смоделировать Сибирь

Большинству из нас будет непонятен такой ответ на вопрос «как обрести подлинную сердечную веру, а не просто интеллектуальные убеждения».

Мы не можем пройти такой «курс обучения в Сибири» и понять это. Мы не можем извлечь из этого урок. Никто другой не сможет искуственно создать для нас такие условия. Сибирь – не в нашей власти.

Только Бог может сделать это.

Но мы можем подготовить себя. Есть правильные и неправильные мысли относительно того, как Бог использует Сибирь. Почему Бог использует такие ситуации? Потому что наша реакция на них важна. Мы можем черпать мысли из Писания, складывать их в своем сердце до времени и молиться об этом. И когда придет время нашей Сибири, мы будем готовы. Бог оживит эти истины и перенесет их из нашего ума, в наше сердце. И мы уже никогда не будем прежними.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

12/06/2015
Темы:
Мнение Философия
2142
2
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Как вывести человека из равновесия одним единственным вопросом
А вас останавливают на улице, чтобы спросить что-нибудь очень «неуместное»?
Константин Гусихин
| 7 авг |
14564
Почему христианам нужна философия
Я нашел одну только [христианскую] философию безопасной и полезной. Поэтому и по этой причине я — философ&
Ноа Сентил
| 10 окт |
274
Кто-то должен быть первым
Нет, это не про то, как первые станут последними, а последние – первыми. Это про то, как быть первым.
Константин Гусихин
| 28 апр |
3193
Про футбол
Что для этого нужно
Мария Федичкина
| 3 июн |
1906
Имею право
Слегка опоздавшая реакция на исчезающие томаты-черри из оранжевого королевства.
Константин Гусихин
| 14 авг |
2391
Работает на Cornerstone