Ошибки в трактовке случая в храме
Ошибки в трактовке случая в храме

Ошибки в трактовке случая в храме

Всем известно, как Иисус выгнал торговцев из храма. В чем подвох?

Бог - Бог справедливости. Везде, где бедных используют в своих интересах, где плохо обращаются с пленными и где злоупотребляют властью, Божий народ должен присутствовать, воплощая руки и ноги Иисуса, исправляя несправедливость.

Исторически сложилось так, что христиане часто слишком благодушно относились к подобной несправедливости, будучи более заинтересованными в сохранении статуса-кво, чем в отстаивании революционной сущности Царствия Божьего. Церкви необходимо покаяться в этой апатии и посвятить свою жизнь подвижническим усилиям, примерами которых служат Дороти Дэй, доктор Мартин Лютер Кинг-младший и мать Тереза, чьи христианские принципы были воплощены в жизнь настолько мощно, что привели к взрывным изменениям в обществе.

Однако иногда христианский призыв к радикальным действиям может быть неправильно использован, злоупотреблен или даже опорочен людьми, которые просто используют его как предлог делать все, что они хотят, с туманным библейским оправданием. Это видно, когда некоторые христиане воспринимают слова 1 Иоанна «Не удивляйтесь, братья мои и сестры, если мир возненавидит вас» в том смысле, что мир должен ненавидеть христиан, что христиане должны активно искать причины для ненависти, а если их не ненавидят, значит, они делают что-то не так. 

То, что Иисус очистил храм, стало очень популярным оправданием для самых разных поступков. Вы слышите, как мужчины (и обычно это мужчины) указывают на это как напоминание, что Иисус не всегда был кротким и мягким, но был способен на решительные действия. Образ Иисуса, швыряющего столы и кричащего на продажных меновщиков, хорошо сочетается с определенным типом мужественности героев боевиков, где игра мускулами является оправданным и даже предписанным Богом образом действий.

Но если вы хоть немного времени провели в христианских кругах, вы знаете, чем это может обернуться. Вместо того, чтобы быть праведно возмущенными борцами за справедливость и истину, мужчины в конечном итоге набрасываются на людей, как хулиганы - заставляя замолчать критиков, подавляя инакомыслие и отдаляя себя от здоровой подотчетности. И когда их осуждают за такое поведение, пример Иисуса, очищающего храм, не сходит с языка.

Возможно, более глубокое понимание этой истории поможет нам избежать некоторых потенциальных негативных последствий ее практического применения.

Основная суть такова. Иисус и его ученики посещают Иерусалим на Пасху, в соответствии с еврейским обычаем. Двор храма описывается как полный скота, торговцев и менял, которые обменивали греческие и римские деньги на еврейскую валюту. Во дворе продавали скот для людей, которым нужна была жертва для принесения в храме, но у них не было своих животных. В Евангелии от Луки 2 записано, что родители Иисуса принесли в жертву горлицу - знак того, что они не могли позволить себе более дорогое жертвоприношение.

Иисус произносит свое знаменитое обвинение: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», и тут же начинает переворачивать столы, выбрасывать монеты и выпускать на свободу козлов, овец и голубей. Согласно общепринятому толкованию, Иисус был в ярости на тех, кто использовал бедных в своих интересах, завышал цены на животных и мошенничал при обмене валюты. Марвин Л. Криер Мич также отметил, что Иисус, возможно, был настроен против кредитов, которые богатые предоставляли бедным, сотрудничая с империей в эксплуатации людей. 

Итак, что мы можем извлечь из всего этого?

1. Это был уникальный случай

Ученые расходятся во мнениях относительно того, сколько именно раз Иисус очищал храм. Матфей, Марк и Лука записали, что это произошло в конце земной жизни Иисуса, а Иоанн - в начале своего Евангелия. Некоторые эксперты считают, что Иоанн, возможно, записал тот же рассказ, но просто поместил его немного не по порядку, для тематического эффекта. Другие считают, что Иисус очистил храм дважды - один раз в начале своего земного служения, другой - в конце.

В любом случае, ясно, что это был очень уникальный случай. Иисус не был подвержен частым приступам гнева, и независимо от того, случилось ли это один или два раза в Его жизни, совершенно ясно, что это был редкий случай. Если христианин каждую неделю или около того прибегает к отговорке «Иисус очистил храм, так почему мы не можем?», он не учитывает, насколько необычным это было в контексте жизни Иисуса. 

2. Это было стратегически важно

В каждом Евангелии Иисус проводит много времени, говоря об опасностях богатства и призывая религиозных лидеров защищать бедных, вдов и сирот вместо того, чтобы эксплуатировать их. Справедливо сказать, что это была большая тема Его земного служения, поэтому очищение храма не было примером того, как Он сбился с пути. Это был особый акцент Его учения.

Об этом свидетельствует тот факт, что в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки Иисус очищает храм на следующий день после прибытия в Иерусалим. Другими словами, Он уже видел, что происходило в храме после Его прибытия, Он пошел и поспал, а затем вернулся, чтобы совершить Свои действия. Он не потерял самообладание и не впал в ярость. У Него было время, чтобы обдумать и (предположительно) помолиться о том, что Он намеревался сделать.

3. Это было послание Его собственной общине

Иисус был иудеем. Он был в Иерусалиме, чтобы соблюдать еврейские традиции. И очищение храма было явным посланием другим евреям в рамках Его собственной традиции. Люди взяли ценное служение - предоставление бедным возможности соблюдать свою религию - и превратили Его в способ зарабатывания денег. Иисус мог бы заняться более широкими социальными проблемами, связанными с римской оккупацией, но вместо этого Он приберег Свои самые сильные и радикальные действия для собственного народа.

Это примечательно. Слишком часто христиане ведут себя как быки в китайской лавке, когда дело касается тех, кого мы воспринимаем как находящихся вне Церкви, будь то Вашингтон, Голливуд, Силиконовая долина или что-то еще. Но один из уроков очищения храма Иисусом заключается в том, что если вы находитесь в ресторане и кто-то за другим столом переходит границы дозволенного, вы можете сказать ему, чтобы он успокоился, но, скорее всего, не станете вытаскивать его на улицу. Если же это происходит за вашим собственным столом, то это совсем другая история.

Все это не следует воспринимать как призыв к христианам быть менее активными или вовлеченными в вопросы справедливости. На самом деле, я считаю, что христиане должны быть гораздо более активными. Но это участие должно в наибольшей степени опираться на обычную позицию Иисуса, а не на исключение. Будут времена, когда столы нужно будет опрокинуть, безусловно, и христиане должны молиться о том, когда и как заниматься такой деятельностью. Но земное наследие Иисуса в гораздо большей степени связано с Его жизнью, в которой Он проявлял мягкость, кротость и сострадание к тем, кого общество игнорирует, чем с освобождением храма от торговцев. Если вы сосредоточитесь на том, на чем действительно сосредоточился Иисус, то реальные, оправданные возможности для переворачивания столов станут более очевидными.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

16/11/2021
Темы:
Гнев Иисус Христос
1032
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Как ругаться с Богом, когда кажется, что Он не благ
Следует вспомнить кое-что, когда кажется, что Бога нет рядом.
Карин Нолл
| 11 мар |
4910
Переосмысливая гнев Божий
Когда на первое место выходит гнев Божий, в состоянии ли мы вспомнить, что Бог есть любовь?
Тим Вуди
| 5 авг |
1592
Дженни Мэнли
| 12 апр |
1317
В поисках надежды в мире готовых ответов
В мире бушующих катаклизмов всё ещё звучит голос, к которому нужно прислушаться
Кевин Койл
| 19 мар |
1078
Пружина
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Константин Гусихин
| 15 фев |
3310
Работает на Cornerstone