Насколько мы можем быть уверены, что Иисус Христос действительно жил?
Исторические свидетельства об Иисусе из Назарета давно известны и широко распространены. В течение нескольких десятилетий Своей предполагаемой жизни Он упоминается еврейскими и римскими историками, а также десятками христианских трудов. Сравните это, например, с королем Артуром, который предположительно жил около 500 года н. э. Основные исторические источники о событиях того времени даже не упоминают Артура, первые упоминания о нём встречаются лишь через 300-400 лет после его смерти. Свидетельства об Иисусе не ограничиваются только поздним фольклором, как в случае с королем Артуром.
Что говорят нам христианские письменные источники?
Ценность этих доказательств заключается в том, что они являются как ранними, так и довольно подробными. Первыми христианскими текстами, в которых говорится об Иисусе, являются послания апостола Павла, и ученые согласны с тем, что самые ранние из этих писем были написаны в течение 25 лет после смерти Иисуса, а подробные биографические отчеты об Иисусе в Евангелиях Нового Завета датируются примерно 40 годами после Его смерти. Все они появились в течение жизни многочисленных очевидцев и дают описания, которые согласуются с культурой и географией Палестины первого века. Трудно также ответить на вопрос, почему христианские писатели придумали такую еврейскую фигуру Спасителя в то время и в том месте – при власти Римской империи, – где существовало сильное противление иудаизма.
Что говорили об Иисусе нехристианские авторы?
Насколько нам известно, первым автором вне Церкви, упомянувшим Иисуса, был еврейский историк Иосиф Флавий, написавший историю иудаизма где-то в 93 году нашей эры. У него есть два отрывка об Иисусе. Один из них спорен, потому что считается подпорченным христианскими книжниками (вероятно, превратившими отрицательный отчет Иосифа Флавия в более положительный), но другой не вызывает подозрений – там упомянут Иаков, брат «Иисуса, так называемого Христа».
Примерно через 20 лет после Иосифа Флавия у нас есть римские политики Плиний и Тацит, занимавшие одни из самых высоких государственных постов в начале II века нашей эры. От Тацита мы узнаем, что Иисус был казнен, в то время как Понтий Пилат был римским префектом, отвечавшим за Иудею (26-36 гг.), а Тиберий был императором (14-37 гг.). Это соотносится с временными рамками Евангелий. Плиний сообщает, что там, где он был губернатором северной Турции, христиане поклонялись Христу как Богу. Ни один из упомянутых политиков не любил христиан: Плиний пишет об их «тупоголовом упрямстве», а Тацит называет их религию разрушительным суеверием.
Обсуждали ли древние писатели существование Иисуса?
Поразительно, что в древнем мире никогда не было споров о том, был ли Иисус из Назарета исторической фигурой. В самой ранней литературе еврейских раввинов Иисус был объявлен незаконнорожденным ребенком Марии и колдуна. Среди язычников сатирик Лукиан и философ Цельс отвергали Иисуса как негодяя, но мы не знаем никого в древнем мире, кто бы сомневался в том, что Иисус когда-то жил.
Насколько противоречив сейчас вопрос существования Иисуса?
В недавней книге французский философ Мишель Онфре говорит об Иисусе как о простой гипотезе, о его существовании как об идее, а не как об исторической фигуре. Около 10 лет назад в США был создана программа «Проект Иисус», где одним из главных вопросов для обсуждения был вопрос о том, существует ли Иисус. Некоторые авторы даже утверждают, что Иисуса из Назарета не существовало по двум причинам: как Иисус, так и Назарет – выдумка христиан. Стоит, однако, отметить, что два основных историка, которые написали больше всего трудов, опровергающих идеи гиперскептиков, сами являются атеистами: Морис Кейси (работавший раньше в Ноттингемском университете) и Барт Эрман (Университет Северной Каролины). Они выступили с язвительной критикой подхода «Иисус – это миф», заклеймив его псевдонаучностью. Тем не менее, недавний опрос показал, что 40% взрослых в Англии не верят, что Иисус был реальной исторической фигурой.
Существуют ли археологические доказательства существования Иисуса?
Отчасти путаница вокруг «историчности» существования Иисуса может быть вызвана определёнными археологическими аргументами, прозвучавшие в отношении Его. Недавно появились утверждения, что Иисус был правнуком Клеопатры, из-за находки древних монет, на которых якобы изображен Иисус в терновом венце. Всё ещё есть интерес к Туринской плащанице, предположительно погребальной плащанице Иисуса. Папа Бенедикт XVI заявил, что такое «не способно произвести никакое человеческое искусство» и это «икона Святой Субботы».
Однако трудно найти историков, которые рассматривали бы этот материал как серьезные археологические данные. Наиболее весомыми доказательствами являются документы христианских, иудейских и римских писателей.
Эти многочисленные исторические свидетельства не оставляют никаких сомнений в том, что Иисус жил и умер. Более интересный вопрос, выходящий за рамки истории и объективных фактов, – воскрес ли Иисус после Своей смерти?