«Все однажды уходят!» Когда мой пастор и друг уже сорок лет сказал эти слова – я был просто в шоке. Он, видимо, увидел выражение моего лица и уточнил: «Нам просто не стоит так уж сильно расстраиваться, когда люди уходят из нашей церкви, потому что все однажды уйдут или умрут». Если бы я не знал, что он – пастор очень большой церкви, я бы заподозрил, что в человеке говорит горечь из-за проблем в церкви.
Тогда я даже не знал, что и чувствовать по поводу этого неожиданного утверждения, но теперь знаю. Мой друг был прав: никто (кроме моей жены) не останется со мной до самого конца.
Уже много лет я читал статьи и книги, слушал слова великолепных пасторов мега-церквей: «Черный выход в вашей церкви следует закрыть на засов!» Не важно, насколько большая у вас входная дверь, если через черный выход нараспашку. Другими словами, если в вашей церкви не налажены малые группы, нет эффективной системы вовлечения людей в служение и хорошей программы ученичества, люди у вас не задержатся.
Многие годы я им верил, но теперь – не особо. (Пожалуйста, дочитайте до конца, я все объясню.)
Конечно, я очень ценю, когда люди вовлекают других в служение, помогают им найти свое призвание в церкви. Без всяких вопросов, я ценю ученичество и духовный рост. В нашей церкви уже давно есть пастор по ученичеству, и он великолепно справляется со своими обязанностями. Но за 12 лет служения в качестве пастора-основателя довольно большой церкви, я кое-что понял:
- Иногда наиболее активные люди в вашей церкви обладают наиболее нереалистичными ожиданиями. Их отношение ко всему звучит примерно так: «Вы мне обязаны за все то, что я для вас сделал».Они смотрят на церковь, словно это страховка КАСКО. Я заплатил много денег. Вовремя, и даже скидку не попросил. Поэтому, когда мне что-то нужно, я вполне имею право это потребовать. И если компания (церковь) не выплатит все сполна, то я буду искать другого страховщика. Проблема: Зацикленные на себе ожидания заменяют самоотверженное служение и создают нездоровый и неблагочестивый вопрос: «А что мне от этого будет?»
- Иногда обладающие наибольшим количеством связей в церкви требуют себе должность, для которой у них нет ни таланта, ни необходимых навыков, ни черт характера. К сожалению, они думают, что их «долгожительство в церкви» (или размер десятины) дают им право руководить. Если же пастор не согласен с ними, они кипятятся и в конце концов уходят. Проблема: Не очень мудро ставить на церковные посты гордецов, не важно, сколько времени они отдали церкви и сколько денег.
- Иногда самые отъявленные ворчуны те, кто регулярно посещается церковь. Возможно, вы от своих членов церкви слышали: «Сколько можно про это видение говорить снова и снова?»«Мне надоело постоянно слушать эти слова про деньги».«Такое впечатление, что одну и ту же проповедь мусолят в разных вариантах. Меня здесь больше не окормляют».Очень грустно, что у людей пропадает желание и сострадание, требуемое для благовестия, и они уходят в более модную на этот момент церковь или к более модному пастору. Проблема: Они страдают от «проклятия знания», то есть они забыли о том, что чувствуют новые люди, которые многого просто не знают. Самое обидное, они также утратили желание благовествовать погибающему миру.
В Новом завете постоянно напоминается о двух важных вещах:
1. Другие. В Царстве Божьем «я» – тоже последняя буква алфавита. Нужды многих всегда превалируют над нуждами одного. (Рим. 12:10, Филипп. 2:3)
2. Благовестие. Главная цель церкви – благовествовать тем, кто еще не в церкви. (Лк. 19:10, 1 Кор. 9:22)
Еще раз повторюсь: я очень ценю ученичество и заботу об овцах. Но не слишком ли много внимания мы уделяем «черному выходу», когда вокруг наших церквей полно людей по пути в ад, который даже в парадную дверь еще не заходили. Урожай по-прежнему созрел. Там, где я живу, 80% людей ни в какую церковь не ходят. Вообще! Фактически, Вашингтон – самый невоцерковленный штат в США. Как мне сосредоточиться на потерянных?
Я побегу за овцами, отбившимися от стада, но я больше не буду беспокоиться об отбившихся от богослужения поклонниках, переходящих из церкви в церковь. Честно говоря, я буду просто стараться, чтобы парадная дверь была настолько большой, насколько это только возможно. Я буду призывать уже убежденных активно и регулярно свидетельствовать тем, кто не знает Бога. Я буду стараться, чтобы наши воскресные богослужения были нацелены на тех, кто еще не верит во Христа.
Это значит, что некоторые из «церковных людей» будут сердиться. Возможно, мои самые преданные последователи станут моими самыми громкими критиками. Я буду продолжать их любить, понимать, но я должен «для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.» ( 1Кор. 9:22).
Короче говоря, имеет смысл заботиться только о потерянном мире, который Бог настолько возлюбил, что отдал всё, лишь бы до него достучаться. Всё! Возможно, настала пора прекратить волноваться из-за черного выхода и сделать парадную дверь самой большой и доступной.