Контекстуализируем Тима Келлера
Контекстуализируем Тима Келлера

Контекстуализируем Тима Келлера

Нам нужна хорошая доза христианского реализма

Несколько недель назад я начал серию статей о подъеме неорелигиозных правых, начав с (1) краткой истории культурной войны, (2) тенденции отделять убеждения от цивилизованности, (3) более пристального взгляда на идею, что мы сейчас живем в «негативном мире», (4) почему это кажется мне взрывом из прошлого, и  (5) необходимости сменить объектив, чтобы усложнить рамки «негативного мира».

В последующих колонках я буду давать немного больше предписаний относительно того, как плодотворно и верно участвовать в общественной жизни, но сначала я хотел бы обсудить еще один элемент: пастора Тима Келлера и его подход к культуре.

Критика Джеймса Вуда в адрес Тима Келлера

Статья Джеймса Вуда «Как я эволюционировал в отношении Тима Келлера» является лучшим представителем конструктивной критики евангелистского «подхода третьего пути» Келлера к вовлечению в политическую жизнь. «Евангелистское желание свести к минимуму оскорбления, чтобы получить возможность услышать Евангелие, может отодвинуть на второй план то, чего требует наш политический момент»,  — пишет Вуд.

Вуд согласен с оценкой Аарона Ренна о том, что церковь сейчас живет в «негативном мире», в котором общество решительно отвернулось от нравственного видения христианства. Стратегия Келлера работала для «нейтрального», но не для «негативного» мира, и его стремление к «третьему пути» часто ставит его " выше разборок" — не давая ему запачкать руки в грубом и шумном мире политики, где прагматичный выбор и уступки должны иметь место. (Те, кто не согласен с оценкой Вуда, отмечают, что Манхэттен на рубеже веков уже был «негативным», а не просто «нейтральным» по отношению к христианству. Те из нас, кто служит в других частях страны, слышали, как Келлер на протяжении многих лет предупреждал, что многие из культурных предпосылок Манхэттена уже на пути к нам).

В своем продолжении, «Эта статья не о Тиме Келлере», Вуд поясняет, как он ценит Келлера, и фокусирует свою критику на том, как концепция Келлера " присваивается его учениками«, что приводит к ощущению, что в благородной попытке избежать трайбализма, слишком много христианских лидеров подразумевают моральную эквивалентность между политическими вариантами.

«Нам нужна хорошая доза христианского реализма,  — предлагаю я. Или, выражаясь по-бонхефферовски, нам нужно быть более внимательными к „конкретным“ обстоятельствам, в которых мы оказались, и стремиться понять, как выглядит „ответственное“ поведение в них».

Я поместил вторую статью Вуда в свой еженедельный список ссылок «Семерка Тревина» для подписчиков моей рассылки — не потому, что я со всем согласен, но потому, что считаю, что христианам необходимо искать новые пути продвижения вперед в этот культурный момент. Более того, мой интерес и открытость к такого рода разговорам обусловлены влиянием Тима Келлера на мое мышление, а не вопреки ему.

Поэтому я надеюсь, что эта колонка будет справедливо рассмотрена и оценена двумя типами людей: (1) теми, кто сейчас насмехается и высмеивает Тима Келлера как представителя устаревшего, старомодного (возможно, даже закрыто-прогрессивного!) подхода к культуре, и  (2) теми, кто считает Тима Келлера священным, выше и вне критики, так что любой, кто подвергает сомнению некоторые аспекты его публичного богословия, должен быть движим ненавистью, страхом или неправедностью.

Оправдание и защита

Во-первых, если Тим Келлер что-то и подчеркивал за десятилетия своего служения, так это Евангелие Иисуса Христа и, особенно, преобразующую силу оправдания одной лишь верой.

Когда истина о том, что мы объявлены праведными благодаря вмененной праведности Иисуса Христа, проникает в наши сердца, мы больше не склонны реагировать на критику оборонительно и самоправедно. Мы ожидаем, что другие выявят недостатки в нашем характере и мировоззрении. Мы не должны смотреть на других свысока, а когда мы поддаемся снобизму, мы просим прощения у Господа и молимся, чтобы Его благодать текла через нас к другим. Ученик Келлера, который насмехается над людьми, чьи политические расчеты или общественная позиция могут отличаться от него, предает тот смысл, который сам Келлер придает благодати и ее силе.

Изучение моделей служения

Во-вторых, все модели служения проверяются, изменяются, а иногда и отвергаются лидерами последующих поколений.

Сам Келлер писал о различных моделях служения и критиковал излишества, которые он видит в различных философиях служения. Все модели служения имеют сильные и слабые стороны, и никто лучше Келлера не сможет указать на них. Ничья модель служения не выдерживает критики.

Поэтому мы не должны удивляться, когда собственный подход Келлера к политике и культуре подвергается критике со стороны молодых евангелистов. Келлер предостерегает от отстаивания одного метода, исключающего понимание всех остальных, а это значит, что людям не следует думать, что Келлер написал «последнее слово» по этим вопросам, и теперь его путь должен быть закреплен как единственно верный подход в наше время.

Контекстуализация и служение

В-третьих, Келлер подчеркивает важность контекстуализации и необходимость адаптации нашей позиции, подхода и практики в ответ на нужды общины. Он пишет

«Контекстуализация не означает, как часто утверждают, „давать людям то, что они хотят услышать“. Скорее, это предоставление людям ответов Библии, которые они, возможно, совсем не хотят слышать, на вопросы о жизни, которые задают люди в их конкретном времени и месте, на языке и в формах, которые они могут понять, и через призывы и аргументы с силой, которую они могут почувствовать, даже если они отвергают их».

Пару лет назад я был в группе, которая провела несколько часов с Тимом, обсуждая такие темы, как апологетика, необходимость катехизации, культурные сдвиги и ответы служения. Ближе к концу нашего общения он удивил нас, сказав, что не считает свою прошлую проповедь отличным примером того, о чем мы говорили весь день. Следующее поколение должно будет делать что-то другое, отличное от того, что делал он, сказал он нам.

Для ясности, Тим не выражал сожаления о том, как он проповедовал. Он имел в виду следующее: следующее поколение будет нуждаться в проповедовании, которое не просто моделирует его метод или подход, но учитывает новый культурный момент и реагирует на него всеми способами, которые мы обсуждали. Другими словами, контекстуализация, а не просто подражание!

Время созидать

В-четвертых, молодые евангелисты сослужат хорошую службу церкви, если, глядя вперед, не будут отделять себя от верных мужчин и женщин, шедших до нас. Напротив, мы должны рассматривать нашу работу как опирающуюся на их понимание, иногда выходящую за рамки их работы, а иногда изменяющую те аспекты, которые больше не соответствуют культурному моменту.

Слишком многое в сегодняшнем дискурсе приводит к подходу «все или ничего», при котором любой богослов, писатель, лидер, пастор или политик попадает в категорию «хороший» или «плохой». Такой редукционистский подход обедняет нас. Если мы отказываемся учиться у любого пастора или богослова — независимо от того, насколько он лично набожен, библейски укоренен или богословски полезен,  — который не совпадает с последней теологической позицией или политическим предложением, мы отвергаем путь мудрости.

В мире, где доминируют социальные сети, легко построить свою платформу, уничтожая хорошую работу, проделанную другими. Я часто разочаровываюсь, когда вижу в интернете пасторов или студентов семинарии, которые с пренебрежением и презрением относятся к своим «невежественным» или «злым» оппонентам. Да, Келлер был на стороне получателей таких насмешек, но некоторые из тех, кто считает Келлера образцом, относятся к своим оппонентам так же, как это делают с Келлером. Такой подход «все или ничего» вредит нашему свидетельству и блокирует наш путь вперед.

Сезоны церковной жизни

Наконец, внимательное прочтение Тима Келлера позволяет вести различные разговоры о наилучшей политической позиции в зависимости от «сезона», в котором находится церковь. Вот как Келлер описывает времена года:

  • Зима описывает церковь, которая не только находится во враждебных отношениях с дохристианской культурой, но и набирает мало оборотов, не видит особой, жизненно важной христианской жизни и общины, не видит евангелизационных плодов. Во многих культурах сегодня церковь сражена и духовно слаба. 
  • Весна — это ситуация, когда церковь подвергается нападкам и даже гонениям со стороны дохристианской культуры, но она растет (например, церковь в Китае). 
  • Лето — это то, что Нибур назвал «союзной церковью», где церковь высоко ценится обществом и где мы находим так много христиан в центрах культурного производства, что христиане чувствуют себя как дома в этой культуре. 
  • Осень — это то, где мы находимся сегодня на Западе, становясь все более маргинализированными в постхристианской культуре и ища новые способы как укрепить нашу отличительную особенность, так и победоносно протянуть руку помощи. 

Он заключает,

«Мы должны жить в той модели, которая соответствует нашим убеждениям, чей „набор инструментов“ лучше всего подходит к нашим дарам. Как только мы узнаем свою модель, мы должны быть в состоянии, в зависимости от культурных сезонов и контекста, использовать инструменты из других наборов».

Другими словами, сам Келлер открыт для различных церквей и отдельных людей, стремящихся наилучшим образом применить свои дары к текущему моменту.

Будьте открыты для критики

Одна из вещей, которые я больше всего ценю в Тиме Келлере,  — это то, как он прислушивается к людям, которые с ним не согласны.

В одном из недавних эпизодов программы mere fidelity Келлер заявил, что христианство — это не та религия, которая легко вписывается в идеологические категории. Это не срединный путь, а «лоскутное одеяло из крайностей». И все же, поиск «третьего пути» по каждому вопросу, чем часто занимается Келлер, исходит из миротворческого порыва, который в равной степени является темпераментным, как и богословским. «Иногда я перебарщиваю»,  — признался он.

Этот самоанализ — способность признать, что Бог действует во многих моделях служения и через многие типы людей — происходит из уверенности, основанной на праведности Христа, непоколебимой веры в Божий суверенитет и доверия, что Дух принесет плод от верной проповеди Слова. Какие бы части методов и модели Тима Келлера ни пережили следующие 50 лет, я молюсь, чтобы эти характеристики открытости и любопытства были очевидны. 

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

07/06/2022
Темы:
Благовестие Служение
664
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Служения в церкви – это такой отвлекающий маневр?
Не позволяйте церковным служениям мешать вашей церкви быть Церковью.
Джон Павловиц
| 18 янв |
25347
14 высказываний Билли Грэма, которые помогли придать форму нынешнему христианству
Я прочитал последнюю страницу Библии. В конце все будет хорошо.
Билли Грэм
| 8 ноя |
48215
Христианство – это не клуб милых людей
Жизнь по Евангелию должна сопровождаться еще и словами о нем.
Стивен Мэтсон
| 4 фев |
9990
Почему города важны для миссии церкви
Рассмотрим принцип на примере США.
Аарон Рен
| 2 авг |
392
Отец не стал наставником своему ребенку
Вы, матери, имеющие сына, прострите ваши руки к небесам – и верьте, что молитвы ваши сильны творить и после смерти чудеса! (Н. Шалатовский)
Джен Уилкин
| 29 ноя |
6355
Работает на Cornerstone