Я пристрастился к общинному пению в 2009 году.
До этого я очень ценил коллективное поклонение. Я руководил пением в церкви в течение многих лет, с надежной гитарой в руках, делая все возможное, чтобы побудить своих прихожан возвысить свои голоса.
Но что-то изменилось в 2009 году, когда я начал пасторскую стажировку в Вашингтоне, округ Колумбия. Мой сосед по комнате, коллега-стажер, каждый день начинал с того, что включал альбом под названием Together for the gospel: LIVE. Каждое утро звук тысяч голосов, поющих вместе с роялем, пробуждал меня.
Я никогда не слышал о конференции together for the gospel (T4G), которая проводится раз в два года для пасторов и других церковных лидеров. Но я был заинтригован. Почему это пение так проникновенно, хотя аккомпанемент такой простой? Как им удалось заставить так много мужчин петь во весь голос? В последующие месяцы я продолжал слушать этот диск. Я погрузился в теологию коллективного поклонения. И я погрузился в еженедельные собрания моей новой церкви, баптистской церкви Capitol hill, где пение удивительно похоже на то, что я слышал на альбоме T4G.
Каждую неделю, когда я слушал и пел, мой взгляд на коллективное поклонение углублялся. Даже мой музыкальный вкус эволюционировал. Я по-прежнему ценил (и продолжаю ценить) современную музыку поклонения с массивными рок-группами и первоклассным продюсированием, а также классическую церковную музыку с органами, оркестрами и хорами. Но был один звук, по которому я тосковал больше всего на свете: жгучий, будоражащий душу, обогащающий веру хор человеческих голосов вокруг меня, провозглашающих «славу нашего Бога и Царя, триумфы Его благодати».
Конечно, это именно то, чего хотели организаторы T4G. Они молились о том, чтобы Господь вдохновил новое поколение уникальной силой общинного пения. Эта молитва была услышана. В апреле 2022 года T4G собрался в последний раз, ознаменовав конец эпохи. Представьте мое удивление, как человека, на которого так повлияли ранние альбомы T4G, что меня пригласили вести пение. Какая незаслуженная доброта от Господа!
Сегодня выходит альбом с пением с того заключительного T4G. В честь этого события я хотел бы поделиться четырьмя удивительными уроками о пении, которые T4G преподали мне за эти годы.
1. Группы необязательны.
Раньше я придерживался мантры «Чем громче группа, тем лучше пение». T4G разрушила этот миф. Не поймите меня неправильно: я не против группы, хора, оркестра или инструментов. Я не считаю, что Псалом 150 предназначался только для ветхозаветных времен. Но какими бы замечательными ни были большие и громкие ансамбли, они не обязательно помогают христианам петь лучше. Я посетил бесчисленное множество церквей с первоклассными оркестрами и слабым пением. Правда в том, что вы можете иметь сильное, проникновенное, динамичное, страстное пение в сопровождении только фортепиано или гитары — или вообще без инструмента.
На самом деле, одна из вещей, которые я узнал из альбомов T4G — это то, что когда вы убираете инструменты и поете а капелла — особенно если вы побуждаете людей петь гармонию — они склонны исполнять каждую строчку так, как будто от этого зависит их жизнь.
Звучание реальных христиан, с реальными телами и реальными именами, присутствующих друг с другом в одном физическом пространстве и поющих о чудесах Спасителя, конечно, не так профессионально и продюсировано, как радио или концерт. Но это гораздо лучше. Это звук искупленных, слуховое предвкушение небес.
2. Общинное пение является горизонтальным, а не только вертикальным.
Поиск изображений в google по слову «поклонение» дает бесчисленные вариации на одну и ту же тему: люди с закрытыми глазами и поднятыми руками. И, конечно же, это правда, что в собранном поклонении мы обожаем, наслаждаемся и возвеличиваем Триединого Бога. Общинное пение — это вертикаль.
Но оно также и горизонтальное. Павел призывает нас обращаться «друг к другу» в псалмах, гимнах и духовных песнях (Еф. 5:19). Когда мы поем, мы учим и наставляем друг друга Словом Христовым, обильно живущим в нас (Кол. 3:16).
T4G смоделировала этот двухсторонний подход. Они включили свет в зале, чтобы внимание было сосредоточено на «общине», а не на сцене. Они следили за тем, чтобы звуковая система не подавляла голоса людей. Самое главное, они учили. Руководители конференции регулярно увещевали участников как получать духовное назидание от пения, так и ободрять других пением. Они отмечали, что когда мы возносим наши голоса к Богу, мы одновременно говорим истину в любви окружающим нас людям (Еф. 4:15).
3. Мужчины могут петь.
Конечно, женщины тоже могут петь. Мы все созданы, чтобы петь. Мы созданы по образу и подобию Божьему, а Он — поющий Бог (Зеф. 3:17).
Но как человек, руководивший пением в десятках церквей, когда я смотрю на общину, я неизбежно вижу, что больше мужчин, чем женщин, отказываются петь. Я оставлю это на усмотрение тех, кто более квалифицирован, чтобы объяснить, почему так происходит. Но это разбивает мне сердце.
До встречи с T4G я смирился с тем, что многие мужчины-христиане никогда не будут страстно петь в церкви. Конференция развеяла мои ошибочные ожидания. Она возродила мой оптимизм в том, что мужчины-христиане могут и будут петь, несмотря на культурные ожидания, которые некоторым, возможно, придется преодолеть.
4. Великие гимны бесценны.
Между хорошим гимном и действительно великим гимном лежит огромная пропасть.
Песни учат. Это мини-проповеди, которые повторяются в наших душах. Я думаю, вы не знаете наизусть ни одной строчки из проповедей Джона Уэсли. Но если вы хоть немного времени провели в церкви, то, как отмечает Крис Андерсон, вы наверняка можете процитировать несколько строк из великих гимнов его брата Чарльза: «Hark! The herald angels sing», «Christ the lord is risen today», «And can it be», «O for a thousand tongues to sing» (известные англоязычные гимны, прим. пер) — список можно продолжить.
T4G научил меня не останавливаться на достигнутом при выборе песен для церкви. Те, кто слушал альбомы T4G:LIVE, познакомились с гимнами непревзойденного качества, отмеченными богатой набожной поэзией, глубокими библейскими размышлениями и захватывающими мелодиями.
Я изменяюсь; Он не изменяется
Христос никогда не умрет
Его любовь, а не моя, место упокоения
Его истина, а не моя — основа.
Это всего лишь один глубокий стих, который может остаться с вами на всю жизнь.
Практика небесного хора
T4G прошла свой путь, но поместная церковь пребудет до конца (Матф. 16:18). Это основной контекст, в котором мы каждую неделю наслаждаемся незаслуженным благословением общинного пения.
Пение может быть мощным сейчас, но оно меркнет по сравнению с грядущим хором — собранием, которое будет намного лучше любой конференции, когда искупленные из всех племен и языков будут петь хвалу Агнцу (Откр. 7:9-10).