Трудно поверить, что Иисус исцелил 10 прокаженных (см. Евангелие от Луки, глава 17) просто так, одним предложением. Ведь можно было как-то обозначить это чудо, сопроводить его торжественным ангельским оркестром. «Идите и покажитесь священнику», – говорит им Иисус, и вот они уже идут прочь с кожей, как у младенца.
Иисус решил не делать события из этого чуда. Он не нуждается в торжественных приемах, они не приносят Ему радости. Но что Его расстраивает – это неблагодарность сродни той, которую проявили девять прокаженных. Как так вышло, что вернулся поблагодарить лишь один?
Лишь один.
Как записано в Библии, «один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (стихи 15-16).
Иисус был этому очень изумлен и сказал: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»
Трагедия для остальных девяти была в том, что, неблагодарно сбежав с первой милостью, они лишили себя второй, гораздо более важной. Единственному вернувшемуся Иисус говорит: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». Получив физическое восстановление, благодаривший получил также и духовное.
Священное Писание не раскрывает нам, почему остальные девять просто ушли. Но показывает, что единственная адекватная реакция на чудо – благодарность.
Благодарность как дорога к Богу
Подходя к благодарности как к духовной дисциплине, мы возвращаемся на путь к Богу и впускаем в свою жизнь Его руководство.
Как это происходит?
Библия объясняет это таким образом: благодарность рождает смирение, смирение открывает глаза на Божью благодать.
Начнем с благодарности. Ее называют вратами духовной дисциплины. В 99-м псалме сказано: «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его…». Когда мы приходим к Богу, мы благодарим Его не только за насыщение, но еще и за то, что мы – Его (дети).
Жизнь – не коробка шоколада ассорти. Иногда жизнь – это миска подгоревшей каши.
Благодарность порождает смирение, поскольку раскрывает глубину нашей потребности в Боге. Смирение же есть состояние сердца, при котором нам дано понять, что все, что у нас есть – дано нам свыше по благодати, а не по заслугам. Мы вдруг осознаем, как ничтожны мы перед Святым Богом. Нам самим ни за что не достичь Божьего Царства, спасения, или полюбить Бога первыми.
Поэтому, конечно, только через смирение мы получаем Божью благодать. Апостол Иаков пишет: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). И поскольку Бог обращается к нам с благодатью, чем больше в нас смирения, тем больше к нам благодати.
Когда мы делаем благодарность и смирение частью своей привычки, мы как будто расчищаем всё больше места в своем сердце для Бога и Его действия в нас.
Как относиться к страданиям?
Легко благодарить, когда нас взяли на работу мечты, или мы встретили своего идеального супруга. Легко радоваться, когда вместо штрафа нам вынесли предупреждение. Но что происходит, когда всё идет не так? Когда мы что-то (кого-то) теряем? Остаемся ли мы так же благодарны?
Жизнь – не коробка шоколада ассорти. Иногда жизнь – это миска подгоревшей каши.
К счастью, от христианина не требуется придумывать каждому непригодному блюду креативный маркетинг. Конечно, боль закаляет, но отнюдь не вызывает привыкания настолько, что мы перестаем её замечать.
Богословие благодарности, в котором нет места боли, поверхностное, а, порой, и вовсе – ересь. Никому же не придет в голову предложить распинаемому Христу переносить страдания с улыбкой!
Переносить тяготы жизни и её боль может казаться непосильным. Но жить под знаменем благодарности ни в коем случае не означает, что мы никогда не расстраиваемся. Или, что еще хуже, отрицаем иную действительность. Нашу благодарность рождают не обстоятельства. Она приходит свыше.
Утешение в наших боли и страдании – не смена обстановки, а сам Бог. Иисус приходит к нам, но не только, чтобы пострадать за нас, но и пострадать с нами. Пророк Исайя так Его описывает: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (глава 53, стих 3).
Иисус понимает нас и сострадает нам. И наша благодарность возможна тогда, когда мы возлагаем надежду на Его спасение – в этой или вечной жизни. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).
И именно поэтому мы можем ответить на призыв: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1 Фес. 5:16-18)
Легко впасть в уныние, когда боль отовсюду. Не один раз я ловил себя на том, что от злости грожу небесам кулаками. Но это не умаляет Божьей благости, Он всё так же нас любит. Потому что Он свят. А вот я бы на Его месте неблагодарных девятерых исцеленных покрыл новыми язвами. Ну, или просто вернул им старые. Будет им поделом.
Слава Богу, у меня нет такой власти, ведь благодарный самарянин был движим любовью. И не в нашей власти заставить Его дать нам что-то. Но мы всегда можем рассчитывать на Его утешение.
И вот когда наше сердце готово быть благодарным, тогда нам открываются благословения закатов, радости семейных ужинов, уют ночного сна. Благодарность ставит нас на путь поиска сокровищ.