Постоянное [от]ключение
Постоянное [от]ключение

Постоянное [от]ключение

Как на нас влияют интернет-привычки

Человек – существо иррациональное. Мы – души в телах, собирающие отпечатки. Мы отражаем то, что любим и во что мы верим. Иными словами, нас формирует мир вокруг нас. А современный мир – это еще и интернет.

Еще совсем недавно «сидеть в интернете» означало какое-то действие, будь то для работы или для развлечения. Сейчас же будет правильнее сказать, что в интернете мы существуем. Большинство из нас проводят так много времени в сети, что сложно представить без неё хотя бы неделю. Там мы работаем, что-то смотрим, спорим, учимся, делимся, празднуем, скорбим и признаемся. Мы стали душами в телах, собирающими цифровые отпечатки. 

Цифровой отпечаток – это больше, чем люди и события, за которыми мы следим или с которыми взаимодействуем. Цифровой отпечаток – это способ влияния интернет-переживания на нас, и то, в кого мы превращаемся благодаря ему. Звучит пугающе, но, тем не менее, этого уже не избежать. И вызов, с которым сталкиваются интернет-зависимые христиане, это как удержать наследие веры, постоянно атакуемое новыми цифровыми реалиями. 

Законы и ритуалы, воспитывающие сердце

Культура всякого города всегда противостоит или приуменьшает значимость Божьих заповедей. Даже так называемые «христианские» культуры в различные периоды времени иногда так плотно переплетали христианство с гражданским кодексом, что казалось, они стремились заменить церковное членство гражданством. Но чаще светские культуры подрывали веру собственными учениями о вседозволенности и самовыражении. Культуры всегда чему-то учат. Как писал Джеймс К. А. Смит в своем исследование ритуалов, ценности и поверия культуры очевидны в деятельности, направленнойна улучшение жизни – например, когда торговый центр обещает счастье в покупках. Отпечаток, который оставляет потребительская культура, состоит в убеждении, что счастье сокрыто в еще одном товаре.  

Мир интернета накладывает на человеческую душу свои отпечатки. Если мы не будем держать его в узде, мы рискуем поддаться его влиянию на наши желания и привычки настолько, что это влияние сумеет исказить наше ощущение истины и любви к окружающим. Давайте разберем три типа мышления и ощущений, доминирующих в цифровом мире, и три «истины-противоядия», которые должны помочь нам выстоять. 

Первый закон цифрового мира: мой рассказ – главная правда

В цифровом мире основная валюта – рассказ. Важнее всего донести свою правду. Личная история – не просто информация или самосознание, а священный источник авторитета. Сомневаться в правдивости чужого рассказа – страшнейший грех. Недоверчиво отнеситесь к рассказу о счастье при выборе пола и задайте дополнительные вопросы – и вы станете угрозой общества. А спорить о праве на аборт в ответ на историю о том, как прерванная беременность спасла девушку от нищенства – не просто невежливо, но и абсолютно невежественно. 

Конечно, я беру самые яркие примеры. Библейский комплементаризм полов – еще одна тема, которую в интернете принято обходить стороной. А если народный нравственный облик интернет-культуры выставляет комплементаризм менее правдоподобным, чем он считается в реальной жизни? То есть, теология комплементаризма «прокатывает» воскресным утром внутри церковных стен, но за их пределами, и даже в Твиттере, она звучит ужасно и просто «правоущемляюще». Это приводит к тому, что наши гипердемократизированные интернет-переживания выставляют церковную жизнь все менее и менее актуальной и правдоподобной. 

Приоритезация собственного рассказа – основная причина того, почему большая часть нашего общения на темы, будь то политика или церковная жизнь, заканчивается словами: «Ну, у меня был такой опыт, и я считаю так». И хотя наш опыт и наш рассказ на нас и влияют, и совершенно нормально руководствоваться своим опытом, интернет искажает наше ощущение (наш опыт) так, что мы перестаем слышать чужой рассказ и перечеркиваем истинность чужого переживания.

Истина-противоядие: мое переживание имеет место быть, но раз я не Бог, я не могу расшифровать его сам. Чужие рассказы дополняют мой и помогают понять произошедшее со всех сторон, и только так я смогу понять себя лучше.

Конечно, эта мысль не однозначна и спорна. Если её высказать в интернете, читатель ответит, что так очень легко подгрести неуверенных в себе под чужое влияние и лишить их собственного мнения. Конечно, такое возможно, но, тем не менее, это не перечеркивает основную мысль. 

Согласно Священному Писанию, ни я, ни вы не способны точно понять, что и зачем с нами происходит. Мы – смертные существа с ограниченным кругозором. Наши переживания важны, но не превыше всего. Вместо того, чтобы позволять нашим переживаниям влиять на то, во что мы верим относительно земной жизни и вечности, мы должны дать Божьему слову возможность трактовать события в нашей жизни и синхронизировать наш рассказ с Самым Главным Рассказом. Это не уничтожит нашу уникальность и не сделает нас беспомощными тогда, когда нужно стоять на защите обездоленных. Скорее, это расширит доступ к вере для всех желающих – не только для тех, кто громче всех говорит.

Второй закон цифрового мира: если что-то не работает – удалить. 

Цифровая эра без контроля ничто. Если вас в интернете что-то не устраивает, можно перелистнуть, перейти на другой сайт или просто выйти. Такие возможности приучают наш мозг требовать контроля над всем, что мы испытываем. Когда наготове «назад» и «удалить», зачем что-то терпеть? Алан Джакобс называет это явление «сообществом возврата покупки». В таком сообществе нет обязательств, членств, а есть функция «отфрендить», распространяющаяся даже на церковь и супругу. Джакобс описывает атмосферу этого сообщества, как дух вечного обновления – все можно откорректировать и создать заново. 

«Сообщество возврата покупки» придумано не интернетом, но интернет его очень сильно доработал. Именно поэтому мы все легче и легче «отписываемся», «баним» или «отправляем жалобу» на неугодных нам людей. Поэтому мы предпочитаем подкасты проповедей физическому хождению в церковь. Интернет приучает нас к удобству, ограничению неприятностей и избеганию ответственности. 

Истина-противоядие: дискомфорт, неловкость, напряжение не всегда обязательно устранять – их нужно воспринимать, как данность, которую необходимо проживать. 

Дух «сообщества возврата покупки» рассматривает мир через призму вопроса «когда можно отказаться от того, что не работает?». Библия же побуждает нас жить жизнью посвящения. В псалме 14 мы читаем, что «на святой горе может жить тот, кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет». Развод относится к такой категории, и Бог его ненавидит (см. Малах. 2:16, Рим. 1:31, 1 Тим. 5:8), а также ненавидит неверность и отвержение тех, кто рядом с нами. Для нас лучше жить не жизнью беззаботной, но жизнью жертвы ради добра и красоты. И хотя мы боимся жертвовать собой ради чего-то нас не касающегося, часто, как ни парадоксально, именно этот путь приводит к просветлению. 

В своей книге «Путь к характеру» колумнист газеты New York Times Дэвид Брукс пишет:

«Нам кажется, что высшая цель – вести жизнь богатую и полную личных приключений, меняя одно общество на другое исходя из потребностей. Мы находим смысл в самосозидании, и это формирует наши выбор за выбором.

А жизнь – не путь в чистом поле. Жизнь – это посвящение себя нескольким движениям, которые воплощались до нашего рождения, и устоят после того, как нас уже не будет. Жизнь – это принятие даров предков, ответственность за сохранение и созидание движения, и передача этого движения потомкам».

Обманчивый отпечаток цифровой культуры приучает нас ставить во главу то, что потом будет легко уничтожено. Но удовлетворение может принести только потеря себя в чем-то действительно важном.

Третий закон цифрового мира: мне есть, что сказать.

Поскольку цифровое пространство неосязаемо, люди в нем воплощаются своими словами. Это приводит к мысли о том, что тишина опасна. Если прямо сейчас где-то развивается диспут, то решение пройти мимо тихо означает, что нам все равно. И хотя еще несколько лет назад люди с большой робостью решались что-то высказывать на Диком Поле интернета, сейчас мир социальных медиа «перепрограммировал» нас так, что промолчать означает, что мы странные и даже опасные для общества. 

В своей книге «12 последствий использования телефона» Тони Рейнке пишет о том, что люди, хотя и созданные Богом со способностью осознавать свои чувства, в цифровом мире практически ничего не чувствуют, потому что просто не успевают за сменой времен радости и горя. Иными словами, наше присутствие в интернете приучает нас сокращать наши переживания до минутной записи в соцсетях или секундного ответа на чужую публикацию. И будь это самовыражение в комментировании каждой громкой новости или тихая зависть при сравнении себя с красивыми картинками богатой жизни в ленте соцсетей, мы теряем понимание и себя, и Божьего устройства, ведь жизнь наша сокрыта больше не в Нём, а в картинке и паре слов. 

Истина-противоядие: утишитесь и познайте, что Он – Господь.

Когда мы понимаем, что мы – те, кем мы должны быть, когда подражаем Христу, тишина перестает нам угрожать. Мы принимаем к исполнению Божью заповедь успокоиться и познать, что Он – Бог (псалом 45), молимся в тайной комнате (Мф. 6:6,17-18), и храним жизнь, с осторожностью подходя к тому, что мы говорим (Пртч. 13:3). Давление постоянно говорить и показывать что-то цифровому миру затихает, когда мы помним, что Творец, Искупитель, Судья и Друг – всегда с нами. 

Постоянное желание выразить свое мнение или всю жизнь на обозрение цифре говорит о том, что нам недостаточно Божьего присутствия. Но от этого спасает простое напоминание себе о том, Кто за нами наблюдает с любовью и радостью. Давайте пробовать отдавать наш гнев на усмотрение Судье Праведному, и Он не замедлит нас утешить (Бытие 18:25).

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

07/02/2020
Темы:
Духовный рост Интернет Общение
1216
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что Библия говорит о социальных сетях
Послание к Филиппийцам 4:8 учит нас, как взаимодействовать в интернете
Рэй Тош
| 15 ноя |
981
Как распутать эти «злобные» сети
Не обязательно, чтобы интернет был дьявольским местом.
Нил Самудр
| 31 мар |
3342
Марс-Венера: межпланетные СМС-сообщения
Краткое пособие, как не «вляпаться»
Дебра Кей Филета
| 25 авг |
2884
Как христиане должны вести себя в интернете?
Смиренное сердце и тон – важны.
Джон Блум
| 20 июл |
4472
О письмах, этике и слишком остром борще
Позвольте заметить, что торт Наполеон, которым вы пичкали гостей, был приторным и жирным
Маргарита Коломийцева
| 6 фев |
2099
Работает на Cornerstone