Библейское понимание семьи

Библейское понимание семьи

Доклад Полномочного представителя Председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)в Ханты-Мансийском АО, доктора богословия, религиоведа, епископа Василия Витюка.

Епископ Василий Ярославович Витюк
Полномочный представитель председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Ханты-Мансийском АО, доктор богословия, религиовед

БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ СЕМЬИ

Уважаемые участники заседания, сегодня в центре нашего внимания – семья.  Семья, которая является не просто, системой социального функционирования человека. Это институт отношений, установленный Самим Богом. Семья - одно из ценнейших благ,  дарованных Богом человеку.
К сожалению, институт семьи в последнее время переживает кризис, и подвержен многим опасностям.
Само понятие «семья», «брак» - стало предметом различного рода  манипуляций, целью которых является разрушение Божественной сути семьи, лишение ее святости и благочестия, разрушение тех связей, которые по закону Божьему должны существовать между церковью и семьей.
Особенно через СМИ, делается все,  чтобы  те формы отношений между мужчиной и женщиной, которые с позиции Священного Писания являются неприемлемыми, представить как норму в современном обществе.
Пропаганда подобного рода «ценностей» разрушают единство семьи и подменяют ее истинную суть.
О происхождении семьи Библия говорит очень ясно: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Марка 10:6), « и благословил их Бог» (Бытие 1:28).
Семья имеет Божественное происхождение и Божественное предназначение. Следовательно, только через Священное Писание мы можем постигнуть истинную суть и цели семьи.
Проводя аналогию с семьей Ноя, мы можем сказать, что сегодня семья должна стать местом спасения в этом «потопе» великого развращения человека на земле.  (Бытие 6:5).  Но для того, чтобы семья стала местом спасения, ее саму нужно спасти от угроз нашего времени.
Одной из таких угроз является светский и религиозный индивидуализм.
Плотскому человеку свойственно думать больше о себе, в то время как Божья заповедь побуждает человека прежде явить любовь к ближнему. Человеческий взгляд зачастую сосредоточен только на самом себе, в то время как Божье внимание - на семье.
В книге Деяния Апостолов на вопрос темничного сторожа: «Что мне делать, чтобы спастись?», Апостол Павел ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деяния 16:30-32). Вера приносит спасение семье. Именно вера, является тем, в чем так остро нуждается современная семья. Слово Божьего спасения даровано не только отдельно взятому человеку, но и всей его семье.
В Библейской семье личность не потеряна, более того, она имеет возможность к более яркому выражению через общение и служение близким.
К сожалению, зачастую за лозунгами декларации прав отдельного человека скрывается стремление разрушить саму идею семьи. Это не только попытка, прикрываясь заботой о благе отдельного человека, защитить неприемлемые формы отношений, но и стремление разрушить Божественное откровение, которое, на самом деле, приносят благо человеку, поскольку Бог благ.
Кто как не церковь должна принять этот вызов и стать на защиту семьи!         
Ведь церковь – «… столп и утверждение истины» (1Тимофею 3:15).
Церковь, как хранитель и носитель Божьих установлений, обязана стоять на страже Библейского понимания семьи.
К сожалению, гуманизм и либеральная теология привели к тому, что некоторые христианские конфессии поддерживают и пропагандируют небиблейские формы так называемых семейных взаимоотношений.
Следовательно, когда мы сегодня говорим о семье, мы должны говорить о ней в Библейском, традиционном христианском понимании.
Тема семья, как и тема спасения, проходит красной нитью через все Священное Писание. Начиная от первой главы книги Бытия и до последних строк книги Откровения.

Так что же Библия говорит о семье?

Библия - основополагающий, авторитетный источник полноценной информации о семье, которая по замыслу Творца должна созидаться на основании Священного Писания.
В Евангелии от Матфея в главе 19 мы находим историю, где Иисусу, искушая, задают вопрос, имеющий отношение к разводу. Ответ Христа прост: «Посмотрите, как изначально семья была задумана Богом, что с самого начала Бог определил для семьи».
В книге Бытие мы читаем о происхождении человека и семьи: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь…» (Бытие 1:27-28). «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку», « Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:18,22,24).
Из этих определений проистекает несколько важных положений, понимание и применение которых обеспечивает благополучное существование семьи.
Семья имеет Божественное происхождение, следовательно, содержит в себе вечное предназначение. Когда Бог создал семью, Он наделил ее определенными функциями и благословил.

Брак является  основой семьи.

Он основан на добровольном, законном, публичном союзе мужчины и женщины. Евангелие, кроме семьи, основанной на браке одного мужчины и одной женщины, не предусматривает никакой альтернативы.
Полигамия, как и некоторые другие формы брачных отношений во времена Ветхого Завета, существовала по причине отсутствия полноты откровения. Они не говорят о замысле Бога, а лишь о слабости человека и об отсутствии у него полноты откровения в этом вопросе.
Другие варианты, как бы их в современном обществе с браком не отождествляли, браком в глазах Бога не являются.
Образ и подобие Божье находят свое отражение в мужчине и женщине в отдельности, но также и в семье. Бог триедин и семья создана для того, чтобы отражать эту Божественную реальность.
Соединяясь, мужчина и женщина становятся одной плотью.
Союз людей одного и того же пола не может считаться браком, и как следствие, не имеет прав семьи. Более того, Библия такие отношения осуждает.
Писание отвергает любые формы сожительства и любые формы удовлетворения сексуальных потребностей вне брака.
Внебрачные отношения полов Библия именует прелюбодеянием и блудом: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог», - написано в Послании к Евреям 13:4.
Как уже было сказано выше, сексуальная близость предназначена  исключительно для супружеских отношений. Следовательно, церковь  неприемлет «свободных союзов», которые не имеют  свойственного семье постоянства и ответственности. Такие взаимоотношения вредят обществу, разрушают его изнутри.

Писание также придает огромное значение святости и чистоте в добрачных отношениях: «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Титу 2:6).  «Юношеских похотей убегай…» (2Тимофею 2:22). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Фессалоникийцам 4:3).

Свое начало семья берет с Божьего благословения.

Благословение семьи – цель Бога. Когда люди создают семью, они должны осознавать Божественные цели относительно семьи и нуждаются в благословении.
Венчание – начало супружества с духовного единения в становлении «одной плотью». Брак предусматривает общение и единство мужа и жены не только физически, но и духовно. Поэтому благословение брачного союза для христианских семей имеет огромное значение. Поскольку совершается таинство становления двоих «одной плотью» и единения семьи со Христом. В такой семье Христос становится главой брачного союза. Как написано: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос» (1Коринфянам 11:3). Муж в свою очередь является главой семьи. Брак освещен не только нравственными отношениями супругов, но и присутствием Христа.

В Евангелии от Матфея в 19 главе, стих 6 Иисус говорит: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Вызов Божьему единству в семье – это развод.  Развод – это одна из самых больших семейных трагедий. Статистика ужасающая.  К примеру, у нас в Нижневартовске, на 100 браков  приходится 80 разводов.
В силу различных богословских подходов, отношение христианских конфессий к разводу разное: от полного неприятия до разрешения развода по определенным причинам.
Список причин, допускающий развод может быть разный. Но в целом для христиан развод неприемлем. Ответственность за сохранение семьи лежит не только на членах семьи, но и на церкви, поскольку церковь венчает, тем самым, беря на себя обязательство поддерживать семью.

В браке Бог одинаково благословил и мужчину, и женщину. Мужчина и женщина сотворены равными по ценности и ответственности, но с разными задачами и уровнем власти.

Мужчине определена роль главы и лидера семейного союза, а женщине – роль помощника.  Слово Божье ясно говорит нам на этот счет так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви...  Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Ефесянам 5:22,23,25).
Мужу принадлежит право управлять семьей, проявляя при этом любовь и заботу, а не жестокость. А жена должна уважать и почитать своего супруга.
Отношения в христианском браке строятся на принципах взаимной любви, почтении, служении друг другу, независимо от положения.

Среди многочисленных функций семьи важное место занимает деторождение. Ребенок  - это Божье присутствие в семье, Божий дар. Отвержение ребенка  - это отвержение Христа.
Некоторые христианские конфессии предоставляют право супругам самим решать вопрос о численности семьи, используя при этом только нравственно допустимые средства.
Аборт – убийство нерожденных детей. Это страшно и бесчеловечно -приносить нерожденных детей в жертву Молоху. Аборт имеет далеко идущие  трагические последствия для всего общества.
Легализуя аборты, как  право женщины, общество легализует  покушение не только на жизнь человека, но на семью, народ,  государство.
Задача церкви, христианской семьи - решительно  противостать этой культуре смерти.

Отцовство и материнство являются важнейшей ответственностью  людей, состоящих в браке. Поскольку ребенок, как и всякий человек, имеет  духовные нужды и потребности, в полной мере забота о детях проявляет себя только во взаимосвязи семьи со Христом.

Еще одна важнейшая функция семьи, проистекающая из  Писания – это воспитание и духовное образование. Об этом говорит множество мест в Библии: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6), «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,  не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его…» (Псалом 77:3,4) и другие.
В семье должно происходить не только рождение и материальное обеспечение ребенка, но и его становление, как духовно-нравственной личности. Евангельская модель семьи предусматривает формирование тесной духовной связи между родителями и детьми.
Воспитательные функции семьи проистекают из ответственности за будущее своих детей и грядущего поколения.
С позиции Библии пренебрежение попечением о членах семьи, в том числе и воспитанием детей, является грехом. Апостол Павел так об этом говорит в первом Послании к Тимофею 5 глава, стих 8: «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
Лишение кем-либо семьи функций духовно-нравственного воспитания недопустимо.  Религиозное воспитание детей в семье – это не только право, дарованное семье государством, но прямая ответственность родителей перед Богом.

Создавая семью, Бог определил в ней место для личного наслаждения супругов. Но также семья – это место жертвенного, смиренного служения друг другу и взаимного служения Богу.
Семья не только сотворена Богом, она создана для Бога. Библия говорит, что «…все Им и для Него создано» (Колоссянам 1:16).

Одна из важнейших Евангельских характеристик семьи, раскрывающих её предназначение – это семья как домашняя церковь.
Апостол Павел в своем Послании к Римлянам глава 16, стихи 3-4, приветствуя семью, обращается к ней, как к малой церкви: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе… и домашнюю их церковь».  Христианской семье отводится особая функция: быть домашней малой церковью.
Как мы видим из вышеприведенного места из Писания, малая церковь Акилы и Прискиллы находилась в тесном сотрудничестве с Апостольским служением.
Таким образом, важнейшим условием для существования семьи как домашней церкви является её постоянная, неразрывная связь с поместной церковью.
Домашняя церковь для всех членов семьи является средой спасения и освещения, средой духовного оснащения. В ней находят отражение те формы служения, которые присущи церкви в соответствии с книгой Деяния Апостолов 2:42: учение,  наставление, общение, молитва, духовное песнопение. В тех церквях, в которых это допускается,  хлебопреломление.
Передача веры -  еще одно из предназначений домашней церкви.
Одно из обращений Апостола Павла к Тимофею, открывает нам это предназначение: «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике…» (2Тимофею 1:5).

В Библейской модели семьи присутствуют все характерные черты духовного единства, основанного на Божественной любви. Любви, имеющей выражение в заботе и трепетном отношении друг к другу.
Женам предписано почитать мужей, мужьям – обращаться благоразумно с женами, родителям – не унижать, не оскорблять, не раздражать детей, детям – почитать родителей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость...  и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:1,4).
В христианской семье, как в малой церкви, имеют отображение такие  добродетели как «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  кротость, воздержание» (Галатам 5:22,23).
Любовь супругов-христиан чиста, жертвенна, постоянна, выражена в прощении и снисхождении к слабостям и недостаткам, в терпении друг ко другу.

Семейные христианские праздники и традиции – необходимое условие для стабильной духовной жизни семьи. Они оказывают очень сильное  влияние на воспитание детей и формирование семьи как единого целого. В книге Исход Бог повелевает нам через Моисея: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши» (Исх.12:14).

Каждый человек приходит в мир через семью. Вхождение человека в общество также осуществляется через семью. Какой будет семья, таким будет и наше общество.
Сохранение семьи – это больше, чем поддержка  общественно-значимого института. Это сохранность будущего человечества.

В завершении, мне бы хотелось напомнить одну весьма поучительную историю. В Книге Иисуса Навина 24 глава, стих 15 мы читаем: «…Я и дом мой будем служить Господу», - говорит Иисус Навин, обращаясь к  собранию старейшин. (Домашняя церковь – есть евангельское выражение этого утверждения).
Это не просто декларация личного убеждения и намерения. Это Божья стратегия, для того, чтобы однажды завоеванные для всего народа блага и его духовное состояние, могли сохраняться и передаваться из поколения в поколение.  Одним из инструментов для этого, как мы видим, Бог определил семью. Семью, которая знает Его заповеди и служит Ему.
Но, к сожалению, следующее поколение, о судьбе которого можно прочесть в Книге Судей, теряет прежние достижения, и его постоянно преследуют поражения.
Писание так объясняет причину этому: они не знали Бога, и заповеди Его не соблюдали (Судьи 2:10). Поэтому то, каким будет новое поколение, зависит во многом от того, будет ли семья жить в вере.
Божьи истины универсальны и просты, но пренебрежение ими приводит к великой трагедии для человека.
Как мы уже не раз отмечали, пренебрежение Библейским стандартом семьи – это не только вызов христианским семейным ценностям, церкви, но и обществу в целом.
Церкви сегодня необходимо хранить, утверждать и популяризировать Библейскую модель семьи, как единственную модель, дарованную Богом для блага человека.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

11/02/2010
24182
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Библейское понимание семьи
Работает на Cornerstone