Брак или одиночество?
Брак или одиночество?

Брак или одиночество?

В связи со снижением числа браков, должны ли священники поощрять одиноких людей вступать в брак?

Последние тенденции показывают, что во всем мире наблюдается снижение количества браков. Западные общества зачастую пренебрежительно относились к браку, ставя под сомнение его необходимость и внутреннюю ценность, и теперь снижение количества браков является явлением, наблюдаемым во всех регионах мира. Церковные общины не остались в стороне, и растущее число неженатых взрослых в наших приходах заставляет задуматься о том, как лучше всего реагировать на эту ситуацию.

Я несколько лет служил пастором для неженатых в одной из крупнейших городских церквей Канады. Я никогда не был женат, и моя миссия как пастора заключалась в том, чтобы помочь одиноким людям расти в вере и обрести зрелость, необходимую для служения Царству Божьему и наставничества других. Для меня не было важным, найдет ли человек супруга и женится, хотя я, конечно, никогда не отговаривал никого от брака, если Бог давал надежду на подходящего супруга.

В этой роли я иногда слышал, что, не активно пропагандируя брак, я поощряю одиночество. Подразумевается, что как пастор для одиноких, часть моей ответственности заключается в том, чтобы перевести одиноких из «юношеского состояния» одиночества в более «зрелое состояние» семейной жизни. Но разве это то, чем я должен был заниматься? Не поощряя активно одиноких к вступлению в брак, подрывал ли я институт брака? Как бы апостол Павел подошел к этому вопросу?

Современное отношение евангеликов к одиночеству

Евангелические церкви по-разному реагируют на снижение уровня заключения браков. Джон Макартур считаетодиночество «нападением» и «атакой» на брак. Аль Молер недавно сказал, что брак является частью взросления. Джон Пайпер, с другой стороны, считает, что «возвышающая Христа преданность» одиночеству является позитивным призывом продемонстрировать миру и церкви истины о Христе и Его Царстве.

Разнообразные мнения можно найти также на сайте The Gospel Coalition; см., например, различные точки зрения Бретта Маккракена (мы должны в целом подталкивать одиноких людей — особенно одиноких мужчин — к вступлению в брак, если они этого желают), Джареда Кеннеди (мы должны ставить во главу угла миссию Бога, что означает как поощрение брака, так и уважение одиноких людей за их таланты) и Гретхен Ронневик (мы должны рассматривать как христианское призвание и одиночество, и брак).

Существует мнение, что среди христианских мужчин распространено отсутствие стремления «стать мужчиной» и взять на себя ответственность за брак. Если это правда, то, как говорят, церковь должна играть более активную роль в поощрении брака среди одиноких мужчин и женщин. Социолог Лайман Стоун отмечает, что в ортодоксальных еврейских общинах молодые люди легко находят себе спутников жизни. А брак (обычно по договоренности) является почти универсальным явлением в индуистских и мусульманских общинах Пенджаба. Однако христианство всегда принципиально отличалось от этих религий в своем учении о безбрачии и браке. Основа этого различия берет свое начало в Новом Завете.

Точка зрения Павла

Наиболее подробное обсуждение брака и безбрачия в Новом Завете находится в 1 Коринфянам 7. Эта глава является ответом Павла на вопрос, который ранее задали ему члены коринфской общины. Как это обсуждение, имеющее сильный контекстуальный характер, соотносится с современными дискуссиями в церкви о браке и одиночестве?

1. Некоторые аспекты опыта коринфян отражают современные проблемы.

Некоторые современные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие при принятии решения о вступлении в брак, являются более острыми, чем в предыдущих поколениях. К ним относятся давление гиперсексуализированной культуры с искушениями порнографии и приложений для знакомств, демографический дисбаланс в наших церквях (традиционно у нас было больше одиноких женщин, чем одиноких мужчин, способных вступить в брак, хотя эта тенденция может меняться среди поколения Z), а также сложная экономическая ситуация с ее вызовами и возможностями, которые делают брак более рискованным, чем в предыдущих поколениях.

Как я обсуждаю в своей недавней монографии «Paul and Secular Singleness in 1 Corinthians 7» (Павел и светское одиночество в 1 Коринфянам 7), коринфяне переживали ситуацию, схожую с нашей. Брак в Римской империи был средством повышения своего положения в обществе — так же, как определенные расы или социальные классы давали вам более высокий статус. Коринфяне также жили в гиперсексуализированной культуре, где коммерческий секс был легко доступен в публичных домах и тавернах.

Когда Павел писал свое письмо, Коринф переживал бурный рост, и в город стекались молодые мужчины, чтобы построить новую провинциальную столицу по образцу и плану самого Рима. Это, вероятно, привело к демографическому дисбалансу, когда в церкви было много мужчин, ищущих жену, но не хватало женщин. Городские центры, такие как Коринф, также были подвержены частым и длительным экономическим потрясениям из-за перебоев с поставками продовольствия, которые могли привести к десятикратному росту цен на хлеб.

2. Павел рассматривает вопрос брака в свете призвания христианина к Царству Божьему.

Отвечая коринфянам, Павел напрямую обращается к их проблемам, связанным с браком и одиночеством. Его основной принцип – оставаться таким, каким ты есть, который он повторяет трижды (1 Кор. 7:17, 20, 24), утверждает, что ни этническая принадлежность коринфских верующих (иудеи или язычники), ни социальный статус (свободные или рабы), ни семейное положение (женаты или холосты) не дают им привилегированного положения в Теле Христовом. Наше призвание во Христе имеет приоритет над всеми другими идентичностями. Брак не является необходимым условием для взросления, и он не дает верующему привилегированного статуса для церковного руководства.

Ответ Павла на вопрос о браке не заключался просто в том, чтобы подтвердить добродетельность брака и объяснить, почему коринфяне должны жениться и иметь детей. Скорее, он дает тонкий ответ, оценивая вопрос брака в свете более широкой рубрики призвания верующего во Христе и возможности служить Ему в этом временном веке. С точки зрения этой более широкой цели, брак рассматривается как второстепенный вопрос. Некоторые могут возразить, что такая точка зрения кажется «антисемейной», но Павел расширяет наше представление о семье и фокусирует наше видение Царства на нашей духовной семье во Христе.

3. Павел отвечает на избыток холостых в Коринфе, прославляя преимущества как брака, так и холостой жизни.

Павел не призывает холостых в Коринфе «остепениться» и жениться. Вместо этого он рассказывает общине о явных преимуществах, которые холостая жизнь и брак дают верующим.

В период экономической нестабильности холостая жизнь дает преимущество более простого и упорядоченного образа жизни. Брак сопряжен с экономическими затратами, и Павел хотел избавить коринфян от этих «бедствий плоти». Учитывая неотъемлемые обязанности, которые несет брак, одиночество также дает свободу полностью посвятить себя делам Христа и Царству, что невозможно в семейной жизни. Это не свобода от ответственности, а свобода для более эффективного служения.

Павел также признает, что для некоторых из нас естественные желания секса, брака и детей могут быть сильными и неумолимыми. Брак — это Божий замысел, в котором должны выражаться эти желания. Однако христианский брак — это не право или привилегия, а дар, который следует ценить, когда Бог дает возможность вступить в него. Если супруг не появляется в ближайшее время или вообще не появляется, Бог по-прежнему остается нашей опорой, и Он способен дать нам средства, чтобы мы могли противостоять искушению пойти на компромисс в сексуальной сфере (10:13). Брак — это средство, но не лекарство от проблемы, с которой все мы сталкиваемся, стремясь сохранить свою сексуальную чистоту: продемонстрировать плод самообладания (Гал. 5:23).

Как нам следует отвечать на этот вопрос

Как же пасторам реагировать на растущее число одиноких людей в нашем обществе и в наших церквях? Мы должны начать с создания здорового церковного сообщества, которое признает и ценит место и вклад своих одиноких членов. Затем пасторам следует уделять внимание наставничеству этих одиноких людей, признавая их огромные возможности использовать свои дары и способности для расширения Царства Божьего тем образом, каким Бог призывает их.

Холостяцкая жизнь не должна рассматриваться как промежуточная станция на пути к браку, но как период жизни, который Бог дает людям, чтобы освободить их для любого задания, которое Он для них приготовил, на любое время, на которое Он их призвал. Некоторые вступят в брак, когда Бог даст им благочестивого супруга. Другие – нет. Но все могут процветать на том месте, где Бог их поставил.

Наконец, пасторы должны сознательно утверждать, что тело Христово — это место, где и одинокие, и женатые могут вместе выражать полноту духовной семьи. Таким образом, мы демонстрируем богословскую истину, что мы живем в веке начавшейся эсхатологии — одной ногой в старом веке, где брак был само собой разумеющимся и, казалось, всеобщим, а другой ногой в грядущем веке, где брак и вступление в брак прекратятся, поскольку все мы будем женаты на Христе.

Павел может удивить нас, когда он подчеркивает преимущества одиночества, но он также тщательно подтверждает и одобряет призыв к браку и семейной жизни для тех, кто его выбирает. Учение Павла в 1 Коринфянам 7 предназначено для такого времени, как наше. Мы должны представить членам церкви оба варианта, убедившись, что они полностью осознают преимущества и трудности каждого из них. Мы должны также подтвердить, что независимо от их нынешнего положения и призвания, они могут оставаться такими, какие они есть, с полной уверенностью, что ни брак, ни безбрачие не дают им привилегированного положения в Теле Христовом.

Опубликовано с разрешения
01/05/2025
Темы:
Брак Одиночество
84
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Цените одиночество, не обесценивая брак
Холостячество и брак представляют собой богословские истины, которые вместе дают более полную и красивую картину Евангелия.
Келли Симпсон
| 9 апр |
146
Что разрешено в супружеском сексе?
Вернемся к тому, что наш Господь был бы рад благословить в нашем супружеском сексуальном опыте.
Рэй Ортлунд
| 30 сен |
3896
Джим Ньюхайзер
| 25 ноя |
1502
Секс нравится всем. Так зачем ждать?
Что Бог и наука говорят о сексе и браке.
Брайан Сэндс
| 3 фев |
7344
Романтика может вас погубить
Как отношения становятся богом
Маршалл Сигал
| 21 ноя |
1331
Работает на Cornerstone