Я сидела без сна, мое лицо освещалось холодным светом телефона. На экране было пустое текстовое сообщение. В голову лезли отговорки - неужели я действительно должна признаваться в том, как провалила вчерашний вечер?
Эй, - наконец проговорил мой большой палец, - я облажалась. Мы можем поговорить в ближайшее время? Желудок скрутило, и я нажала "отправить".
В первый раз, когда я обратилась к подруге, чтобы признаться в грехе, это казалось странным и даже опасным. Но я снова попала в греховную колею, от которой никак не могла избавиться. Пришло время обратиться за помощью к моей мудрой и любящей подруге. Пришло время исповедаться.
В последние десятилетия мужчины в американской церкви часто были благословлены возможностью практиковать подотчетность: исповедовать друг другу грехи и помогать друг другу расти в покаянии.
Однако Божье повеление в Иакова 5:16 — «исповедуйте друг другу грехи ваши и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» — относится ко всем, не только к мужчинам. Отрадно видеть, как растет число женщин-христианок, которые также активно стремятся совершать трудную работу по взаимной исповеди.
Тем не менее, когда христианин собирается сделать трудное дело, ложь и сомнения могут закрасться и задушить наши лучшие намерения. Рассмотрим некоторые распространенные лживые утверждения, отбивающие у женщин желание исповедоваться, и истины, в которых женщины нуждаются.
1. «Мой грех — это только между мной и Богом».
Это одна из самых первых истин, которую мы узнаем, когда впервые слышим Евангелие: прощение приходит через Иисуса, и только через Иисуса. Когда мы возлагаем на Него наши грехи, Он верен очистить нас от всякой неправды (1 Иоанна 1:9). Зачем же тогда Он велит нам исповедовать грех кому-то, кроме Него?
Проще говоря, обе формы исповеди служат разным целям. Когда мы делимся своей скрытой тьмой с сестрами, мы стремимся не к искуплению, а к осмыслению. Каждый верующий является частью тела Христова, и когда мы относимся к стыду друг друга с милостью и благодатью, мы приводим друг друга к тому, чтобы увидеть Его милость и благодать. Когда мы заверяем друг друга в нашей неувядающей надежде, мы показываем Его прощение в действии.
Как пишет Дейн Дитерэйдж, исповедь — это «возможность динамически пережить прощение Бога».
2. «Мой грех не настолько велик, чтобы исповедоваться».
В каждой культуре есть тенденция зацикливаться на одних грехах, а другие сводить к минимуму. В моем нынешнем контексте, например, увлечение порнографией вызывает особый стыд у женщин, а зависть в наших сердцах часто игнорируется или вообще не замечается. В отличие от этого, Римлянам 1:29 говорит о том, что жизнь, отмеченная завистью, в конечном счете, подвергнется такому же осуждению со стороны Господа.
Мы должны помнить, что грех любого рода - это гниль в наших сердцах, и каждое маленькое пятнышко, оставленное без внимания, может разъедать нашу жизнь, пока она не станет пустотой. Регулярная исповедь перед другим человеком дает нам возможность регулярно исследовать свое сердце в соответствии с Божьим стандартом и вырезать гниль в самом зачатке.
3. «Исповедь испортит мнение других людей обо мне».
Несомненно, исповедание грехов перед другим человеком сделает вас уязвимым. Исповедь открывает нас для благочестивого исправления или даже для необходимых последствий. Хотя с этим больно сталкиваться, Божье Слово уверяет нас, что любящий упрек со стороны другой сестры - это доброта и даже честь (Пс. 141:5).
И все же самым большим барьером, удерживающим женщин от исповеди, является реальный страх, что другая сестра может опорочить нашу открытость. Мы думаем, не станут ли наши секреты, попав в чужие руки, поводом для сплетен. Некоторые из нас, возможно, уже сталкивались с этой горькой реальностью, и нам кажется безрассудным пытаться снова.
Это правда, что некоторые христианки, возможно, недостаточно зрелы, чтобы правильно распорядиться нашими словами, поэтому нужно выбирать исповедников с умом (и у Эрика Реймонда есть полезная статья о том, как это сделать).
Тем не менее, в каждый момент риска в нашей жизни нашей единственной целью должно быть следование за Богом и страх перед Ним. Каждый акт смирения, как бы плохо его ни использовали другие, однажды будет оправдан Им (Пс. 7:8). Не бойтесь потерять свою репутацию, рискуя потерять свою душу.
Будем ободрены тем, что когда мы ищем зрелую слушательницу, мы можем быть спокойны за то, что Дух взращивает в ней плод, поэтому она знает, как сохранить должную конфиденциальность (Пр. 11:13). Кроме того, зрелая слушательница знает, что ее природа не менее греховна, чем ваша. Ничто, исповеданное в смиренном покаянии, не должно шокировать ее, заставив любить вас меньше. Если это произойдет, значит, у нее изначально было неверное представление о вас и о себе.
Самое главное, мудрый слушатель не позволит ни одному из вас слишком долго зацикливаться на своем грехе. Вместо этого она переключит ваше внимание на Иисуса, Того, Кто пожертвовал Своим добрым именем, чтобы очистить наше. Он - Тот, Кто понес весь наш позор на Своей спине. Мы освобождаемся от страха перед мнением о нас других, когда понимаем, что исповедь в конечном счете не о нашей истории - она о Его истории.
Конец исповеди
Некоторые из нас могут не испытывать никаких препятствий — на самом деле, у нас может быть противоположная проблема — излишняя откровенность, изливание мелких подробностей наших грехов любому, кто будет слушать. У нас может сложиться ложное впечатление, что только тогда, когда определенное количество людей узнает о наших промахах, мы сможем по-настоящему почувствовать себя «прощенными».
Если у нас такая привычка, то, возможно, мы еще не понимаем основной потребности исповеди. Это правда, что освобождение от греха может принести волну облегчения, но мы должны помнить, что снятие боли не является нашей конечной целью.
Действительно, греческое слово, которое переводится «чтобы вы исцелились» (Иак. 5:16), иногда относится к физическому исцелению. Однако не менее часто это слово относится к полному восстановлению отношений. Иаков опирается на двойное значение, предлагая чудесную надежду: когда мы участвуем в теле Христа, признавая глубину своего греха и смело обнажая свои сердца друг перед другом, болезнь, которая препятствовала нашему хождению со Христом, удаляется, и мы вновь обретаем свободу ходить путями нашего единственного Целителя.