Этот вирусный пост — опасность для вашей души
Этот вирусный пост — опасность для вашей души

Этот вирусный пост — опасность для вашей души

А вы в каком племени?

Я никогда не забуду, как впервые написал твит, который стал вирусным. Ладно, он не стал вирусным. Но по моим меркам он привлек много внимания. Это был твит, в котором исследовалось грязное наследие евангелизма в Соединенных Штатах. Кристин Кобес Дю Мез, Бет Эллисон Барр и другие ретвитили ее. Мой мозг взорвался от эндорфинов, когда лайки, ретвиты и комментарии начали расти. Я навязчиво проверял свой телефон.

Я быстро понял, что благодаря своему содержанию эта тема приобрела для меня небольшое племя последователей из числа прогрессивных христиан. Я не прогрессивный христианин, но, получив их аплодисменты, я почувствовал необходимость не обидеть их. Чтобы успокоить своих новых последователей, я стал чаще ударять вправо.

То же самое произошло и в другом направлении — после того, как я завоевал значительное число консервативных последователей, опубликовав тему с критикой христиан, выступающих за права на жизнь, которые отказались праздновать отмену закона Роу. И снова я почувствовал тягу к тому, чтобы не обидеть их. На этот раз мне пришлось бы встать слева.

Никто не хочет признавать, что испытывает искушение пожертвовать честностью ради принадлежности к (цифровому) племени. Вместо того чтобы признать, как наш племенной уклад подвергает цензуре наши слова и формирует наше мышление, мы делаем вид, что пришли к своей позиции по тому или иному вопросу самостоятельно.

Правда, однако, сложнее.

Племенная принадлежность препятствует независимому мышлению

Люди хранят знания в сообществах. Просто подумайте о своем туалете. Можете ли вы подробно объяснить, как он работает? Если только вы не сантехник или любитель унитазов, ответ, скорее всего, будет отрицательным. Знания о туалете хранятся не в вашем мозгу. Они находятся в мозгах других людей.

Это не плохо. Бог не создавал людей, чтобы они были всезнающими. Это Его работа. Вместо этого Он создал нас со способностью хранить огромное количество информации в нейронной сети человеческого разума. Это впечатляющий дар. Мышление требует огромных затрат метаболической энергии. Разделение нагрузки знаний — это техника выживания, которую мы унаследовали от наших предков. Именно поэтому каждый человек позволяет членам своего сообщества делать большую часть мыслительной работы за него, особенно в цифровую эпоху, когда самостоятельная организация в ангажированные племена — это способ справиться с переизбытком конкурирующих идей и мнений в Интернете.

Но, как и большинство хороших подарков в несовершенном мире, этот дар может обернуться серьезными проблемами. Почему? Потому что мое племя, которое коллективно хранит много истинных знаний, имеет такую же склонность к сохранению ложных знаний. Поскольку мне свойственно мыслить вместе со своим племенем, мне трудно отличить факт от вымысла.

Чем более жестким и цензурным является племя, тем менее оно открыто для внутреннего или внешнего опровержения. Фактически, несогласие может ощущаться как экзистенциальная угроза образу жизни племени. Это объясняет, почему в древних обществах отход от взглядов племени был опасен. Вас могли изгнать, отрезав от общинных знаний, необходимых для выживания.

В эпоху социальных сетей искусственный интеллект объединяет миллиарды племенных человеческих мозгов в глобальный улей, где конкурирующие идеологические племена сражаются за внимание, культурную репутацию и власть. Невозможно идти в одиночку. Мы не созданы для этого. Чтобы справиться с нескончаемым потоком информации в Интернете, мы возвращаемся к древним методам выживания: позволяем племени думать за нас и защищаем образ жизни племени, уничтожая врагов и изгоняя еретиков.

Поэтому, когда я зашел в Твиттер и обнаружил, что племя приняло меня в свою богатую сеть отношений и общих знаний, устоять было практически невозможно. Социальные медиа — это настоящая племенная машина, и никто по природе своей не способен противостоять ей.

Привлекательность аплодисментов племени

Размышляя над своим опытом, я стал более сочувствующим и более циничным по отношению к христианам, возглавляющим крайние крылья евангельской дискуссии в Интернете.

Я сочувствую, потому что уверен, что они порядочные люди. Они просто пытаются помочь. Но они оказались втянуты в племенную войну, где правильное мышление (по мнению племени) ведет к пьянящему чествованию в Интернете со стороны их племени, а неправильное мышление ведет к изгнанию. Честность — говорить то, что вы знаете, что правильно, даже если это вам дорого обойдется — пугает, потому что это может означать потерю благосклонности племени или намеренное отдаление от него. Это означает потерю не только отношений в сообществе, но и эндорфинового всплеска, который вызывает наша племенная деятельность.

Социальные медиа — это настоящая племенная машина, и никто от природы не способен противостоять ей.

Однако я испытываю цинизм, потому что своими глазами видел, как легко продать свою честность за место у племенного стола. Я наблюдал в режиме реального времени, как ранее респектабельные христиане постепенно переходили «на сторону» одного экстремистского племени или другого — часто катализатором служила поспешная публикация провокационного поста в социальных сетях, который приводил их в хорошее (хотя и непостоянное) расположение того или иного онлайн-племени. Почувствовав вкус влияния, которое приходит с широким распространением аплодисментов племени — не говоря уже о быстром росте числа социальных последователей, который становится возможным благодаря позиции племени — эти люди никогда не оглядываются назад. За этим часто следуют выступления в СМИ, приглашения на выступления и контракты на издание книг. Племенная игра сработала.

Я не знаю сердец этих людей. Я не знаю, действительно ли их честность подорвана. Но я знаю, что (1) аплодисменты племени настолько пьянят, что они могут не осознавать, что стали представителями племени, (2) я не могу полностью доверять словам того, кто гримасничает перед камерой племени, (3) нет ничего мужественного в том, чтобы говорить правду врагам своего племени, и (4) христианство, кооптированное цифровым политическим трайбализмом, представляет собой гораздо большую угрозу для будущего церкви, чем светские левые или правые.

И поскольку я знаю это, я знаю, что должен сопротивляться.

Зуд в ушах

А как насчет вас? Позволяете ли вы «лайкам», «расшариваниям» и мнениям постепенно определять ваши взгляды на важные вопросы? Часто ли вы думаете о том, не обесценит ли то, что вы хотите сказать (или не сказать) в сети, ваши котировки в данном племени? Попадаете ли вы под влияние людей, которые больше заинтересованы в том, чтобы пощекотать уши, чем в том, чтобы говорить правду?

Предупреждение Павла как нельзя лучше подходит к эпохе социальных сетей: «Придет время, когда люди не будут выносить здравого учения. Напротив, для удовлетворения своих желаний они соберут вокруг себя множество учителей, которые будут говорить то, что хотят слышать их зудящие уши» (2 Тим. 4:3).

Риск постоянно присутствует в социальных сетях. Сейчас как никогда легко найти то, что мы хотим услышать, и заглушить все остальное. По Божьей милости старайтесь видеть это и противостоять. Проявляйте разборчивость, когда встречаете человека, чья вера странным образом совпадает с политикой и этикой одной из сторон политической культурной войны. Ищите голоса, которые остаются верными Иисусу, говоря истину всем племенам и приглашая к себе людей из всех племен.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

03/08/2022
Темы:
Социальные сети Честь
148
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
20 цитат из книги «Социальное здравомыслие в мире Инсты»
А вы трезво оцениваете себя в соц. сетях?
Уинфри Бризли
| 2 авг |
126
Пол Потеат, Сара Зилстра
| 1 июл |
170
Джен Уилкин
| 1 июл |
160
Подросток в сетях
Как разрушить власть социальных сетей над подростками
Анна Мид Харрис
| 11 фев |
441
Задумайтесь об этом: «что́ честно»
Размышления над 4-ой главой послания к Филиппийцам
Стив Девит
| 24 ноя |
254
Работает на Cornerstone