Видение для взаимодействия с постхристианской культурой
Видение для взаимодействия с постхристианской культурой

Видение для взаимодействия с постхристианской культурой

Пора снова напомнить миру про «памятник неведомому богу»

Недавно один друг поделился со мной некоторыми мыслями о Деяниях 17, главе, где содержится проповедь апостола Павла к грекам-язычникам в Аэропаге (или Марсовом холме). Павел говорит собравшимся, что видел один из их алтарей с надписью «Неведомому Богу», и продолжает проповедовать им Евангелие, провозглашая, что именно Христос, хотя и неизвестный им, был истинным Богом, достойным доверия и послушания. Когда мы размышляли над этим отрывком, слова Павла в 23-м стихе привлекли мое внимание так, как я не замечал раньше: «Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».

Перебирая в уме эти слова, я понял, что это предложение было не просто предисловием, обращенным к древнему политеистическому обществу, но содержало масштабное видение того, как привлечь современную культуру к Евангелию.

Все поклоняются

Афинское общество, чей пантеон идолов Павла «возмутиться духом» (стих 16), было культурой, готовой услышать Евангелие об истинном Боге. Жертвенник неизвестному Богу был не просто социологическим курьезом; это было откровенное признание религиозных порывов, бурлящих в этих язычниках. Хотя благая весть о Яхве и Иисусе из Назарета, возможно, не была тем, что, по мнению этих религиозных людей, они должны были услышать, Павел знал, что в основе своей это то, что они хотели услышать. Их сердца были беспокойны, поэтому Павел проповедовал покой.

Сегодня христиане Запада должны очень хорошо подумать о том, как это может описать наш контекст. Я боюсь, что мы иногда небрежно бросаемся словом «светский», легкомысленно называя все аспекты западной культуры таковыми и укрепляя представление о том, что мы живем в каком-то пострелигиозном поколении. Это правда – традиционные институты и формы религии не имеют того влияния, которое они имели когда-то, также верно и то, что современная культура на Западе несомненно, я бы сказал, даже агрессивно, религиозна.

Несколько лет назад я прочитал эссе одного владельца книжного магазина, которого мучило, что какая-то книга, с которой он был политически не согласен, продавалась так хорошо. Он писал: «Что вы можете сделать, когда покупатель хочет приобрести книгу, которую вы не только считаете неприемлемой, но и полагаете, что она опасна в плане уроков, которые она преподносит в такое политически нестабильное время?».

Я улыбнулся, когда прочитал эту фразу, потому что она сразу напомнила мне о моем детстве в доме консервативного пастора-евангелиста, где мы выделялись, как больные пальцы, потому что избегали определенных фильмов, книг, телепередач и альбомов. 

Мучимый книготорговец помог мне продемонстрировать то, что я теперь вижу в бесчисленных эссе, книгах и разговорах о политике и справедливости: можно вывести человека из церкви, но нельзя вывести церковь из человека. Если Бог умер, это еще не конец истории. Вы должны назвать преемника.

Постхристианское общество - это не то же самое, что пострелигиозное общество. Религиозный привкус в нашем политическом и этическом дискурсе преобладает. Все поклоняются, потому что надо кому-то служить.

Все поклоняются, потому что надо кому-то служить.

Посвящен ли этот американский алтарь богу партийности, богу терапевтической самопомощи, богу мультикультурализма  или просто всемогущему доллару, суть одна и та же.

Возможно, самым ярким примером постхристианской религиозности является культура стыда. Кто бы мог подумать, что Интернет, величайшая свобода действий, когда-либо созданная людьми, превратится в театр моральной брани и осуждения, который заставил бы задуматься даже Натаниэля Готорна?

Как отмечает эссеист Вилифред Макклей в одном из самых важных эссе, написанных за последнее десятилетие, люди, отказавшиеся от христианских доктрин греха, искупления и прощения, в конечном итоге тратят свою моральную энергию на то, чтобы вершить эсхатологический суд друг над другом. Каждая карающая сетевая толпа, разрушающая карьеру или репутацию незнакомца, - это живая литургия потребности человека в очищении греха и отпущении грехов.

Это мы возвещаем вам

Как апостол Павел знал, как преподнести Евангелие людям, которые воздвигали алтари неизвестным богам, так и последователи Иисуса в постхристианской культуре должны знать, как нести Благую весть.

Последователи Иисуса в постхристианской культуре должны знать, как нести Благую весть.

Осознание, что наша общественная площадь нехристианская, но не безрелигиозная, должно придать нам смелости: говорить на нравственном языке, зная, что наша аудитория может уверять себя, что они релятивисты, но не жить так, когда они говорят о выборах или расизме на Facebook.

Какое-то время христиане в Америке боялись, что разговоры о Божьем суде оттолкнут людей и отдалят их от Иисуса. Но, как отметил Дерек Ришмауи, каждый уголок современного общества взывает к Богу, Который может и хочет все исправить, в том числе и возложить справедливость на головы нечестивых.

Следуя примеру Павла, можно сказать современному западному обществу: «Я понимаю, что во всех отношениях вы хотите справедливости. Бог неба и земли - Бог совершенной справедливости, и Он назначил Иисуса Христа судить мир. Придя к Нему с верой, вы найдете прощение и надежду на праведную вечность».

Для тех, чьи сердца находятся в плену литературы по самопомощи и хотят получить уверенность в том, что они могут жить жизнью, наполненной смыслом и радостью, христиане предлагают единственного нежного Спасителя, который Сам является нашей мудростью, нашей праведностью и нашим освящением. Измученным, израненным душам нужно услышать, что им не нужно быть альфа-самцом или начальницей, чтобы знать, что жизнь стоит того, чтобы жить. Этому миру мы можем сказать: «Я понимаю, что во всех отношениях вам нужны цель и смысл. Иисус Христос предлагает совершенный покой, свободу от стыда и настоящее Царство, которому можно отдать себя, своё тело и дух. Найди помощь и надежду, придя к Нему с верой».

Когда мы смотрим и видим наше постхристианское общество, мы не должны видеть непроницаемую стену секуляризма. Мы должны видеть то, что происходит на самом деле: поклонение, поклонение, поклонение. Душевные крики тех, кто живет, преследуемый призраком трансцендентной истины, едва ли могут быть громче. Они ждут, что кто-то объяснит им, как они уже живут. Им нужно, чтобы Церковь Иисуса встала и сказала: «То, чему вы поклоняетесь как неведомому, это мы возвещаем вам».

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

Через Яндекс

Через PayPal

Сумма:
RUB
Платежная система PayPal
Имя
Отчество
Фамилия
Эл. почта
Я соглашаюсь с условиями Прочитайте условия
16/07/2021
Темы:
Благовестие
226
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже 63 статьи.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Ловушка любви без истины и истины без любви
Людям нужен идеальный водитель Убер.
Скотт Мель
| 23 апр |
1003
Один эксперимент
Я молился молитвой Иависа тридцать дней, а в ответ получил лишь эту дурацкую футболку
Relevant Magazine
| 18 фев |
1032
Пожалуйста, пристаньте ко мне
А у вас тоже нет времени на благовестие?
Relevant Magazine
| 10 фев |
934
Тихий призыв
Когда вокруг так много евангелистов, легко чувствовать себя недочеловеком.
Relevant Magazine
| 6 фев |
932
Что нам делать с «Догмой»?
Не создали ли мы вокруг себя монастырь, отделившись от всех, в том числе и от Христа?
Relevant Magazine
| 2 окт |
984
Работает на Cornerstone