Вербный перформанс
Вербный перформанс

Вербный перформанс

«Райдер» - современное слово, используемое в шоу-бизнесе. Означает заранее высылаемые требования исполнителя к заказчику концерта или шоу, в котором речь идет о технических и бытовых условиях, способных обеспечить «звезде» наилучшее выступление.

«Перформанс - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Википедия.

С определением Википедии можно поспорить в той части, где говорится о перформансе как о форме современного искусства. Думаю, что перформанс как действие, наполненное смыслом и подлежащее разгадыванию, существовал столько, сколько существует сам человек, а точнее сколько человек ощущает себя существом духовным и чувствует необходимость выражать чаще действиями, чем словами то, что без остатка словами все равно не выражается. Разве не перформанс ритуальные религиозные обряды или средневековые мистерии? Православная литургия — перформанс, в котором вместо художника участвует священник. Общение с высшей силой трудно укладывается в рамки человеческого языка, стремящегося к определенности, к узким границам. Люди в разной степени переносят неопределенность в действиях и речи. Кому-то чем туманнее выражение мысли, тем лучше, тем больше смыслов можно в него вместить, тем меньше ответственности высказывание накладывает на читающего или слышащего. Кому-то комфортнее иметь дело с  высказыванием, устным или письменным, которое не предполагает дополнительных толкований. Только так, а не иначе. Технические тексты, военные команды — тому хорошие примеры. Когда речь идет о двигателе внутреннего сгорания, язык терминов весьма полезен. Если речь идет о Заповедях блаженства, о 10 заповедях — однозначность тоже крайне важна. Не убий — это как? Вообще? Даже комара или муху? Или все-таки речь идет об убийстве человека? Но когда Иисус говорит о нескольких видах почвы, чтобы описать разную готовность человека принять Слово Божье, когда Он применяет метафоры города на холме или свечи, слушающий или читающий такой текст должен включить воображение. А воображение не дружит с терминами, конфликтует с однозначностью. 

На этой неделе христиане празднуют Вербное воскресенье, торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. Учитель ко времени своего прибытия в религиозный и деловой центр Израиля уже стал местной достопримечательностью. Он исцелял больных, воскресил Лазаря и рассказывал поучительные истории, которые пользовались успехом, застревали в памяти. За три года путешествий его «райдер» мог стать вполне притязательным. «Райдер» - современное слово, используемое в шоу-бизнесе. Оно означает заранее высылаемые требования исполнителя к заказчику концерта или шоу, в котором речь идет о технических и бытовых условиях, способных обеспечить «звезде» наилучшее выступление. В интернете и печатных СМИ сегодня гуляют самые причудливые райдеры поп-звезд. К примеру, певицу Бейонсе неудержимо влечет к люксовым авто. Она всегда требует десяток тонированных мерседесов. А на обед вкушает лишь чилийского окуня в посуде с восточными узорами. Джанет Джексон, склонная к мистике, во время съемок в одном из американских телепроектов заказала 20 черных полотенец, 20 огромных свечей и соевое масло с ванильным вкусом. Певец Робби Уильямс, отличающийся чувством юмора, в своей гримерке требует установить японское дерево Бонсай, четыре пепельницы и фото британского радио- и телеведущего Боба Холнесса. Когда Робби становится одиноко, он просит привести ему в гримерную живую обезьянку. Мэрайю Кэри заслуженно считают одной из самых прихотливых певиц мира. В ее райдеры могут войти 200 полотенец, шампанское за 1500 долларов, сантехника с золотыми кранами и ручками, а также отдельная комната для ее любимого песика. Принимать водные процедуры певица соглашается лишь в огромной ванне с минеральной водой. Корону за самые странные прихоти могла бы получить Дженифер Лопес. Инкрустированные бриллиантами наушники, персональный пляж, и кожаное сиденье для унитаза. Каждый раз звезда требует перекрасить стены гостиничного номера в соответствии с ее настроением. На фоне современных знаменитостей «райдер» Иисуса Христа  поражает своей кричащей скромностью. Он просит двух учеников пойти в соседнее селение и обеспечить ему «транспортное средство». Для передвижения по главному городу страны Учителю достаточно одного молодого ослика. Как далек образ въезжающего в Иерусалим Иисуса от образа Мессии, грядущего на  коне! В книге пророка Захарии, в 9 главе, в 9 стихе недвусмысленно говорится о том, что «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». В первой главе книги того же пророка говорится об ангеле-всаднике на красном коне, который просит у Бога и Тот отвечает всаднику: "Я вернусь к Иерусалиму в милости, и Храм Мой будет построен в нем".  У евреев был воображаемый выбор между двумя Мессиями: Мессией-воином и Мессией-слугой. Неудивительно, что иудеи, в том числе и ученики Христа, до последнего момента не понимали сути прихода своего Учителя в этот мир. Среди самих учеников были собраны люди с разными взглядами на политическое устройство Израиля. Симон-зилот наверняка воспринимал будущее своей страны в связи с воинствующим Мессией, Царем Иудейским, напоминающим силой, славой легендарного царя Давида, с чьим именем у евреев до сих пор ассоциируется «золотой век» их истории. Воинствующему Мессии не надлежало являться перед толпами паломников и жителей Иерусалима на таком убогом транспортном средстве как маленький необъезженный ослик в сопровождении своей мамы-ослицы. Иисус своим перформансом помог евреям сделать выбор. Но готовы ли были евреи к такому выбору? Какие вопросы должны были задавать себе те люди, которые кричали едущему Иисусу «Осанна!»? Почему они несмотря на вероятные сомнения, вызванные несоответствием образа Мессии-воителя образу скромно одетого Учителя, бросали пальмовые листья и постилали одежду на дорогу? Смею предположить, что толпа живет по одним и тем же законам, что тогда, две тысячи лет назад, что сейчас. Толпе нужны великие свершения и неувядающие в своей мудрости вожди: будь то освобождение Палестины или возвращение исторических территорий, будь то победоносный кесарь или князек провинциального масштаба. О толпе можно сказать словами эпиграфа к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Чудище это многоликое и многозевное мало думает о цене свершений, потому что желает ощутить позитифф здесь и сейчас. И радость от ожидания чудесного подкупает каждого. Ученики Христа тут же, рядом с улыбчивой и веселящейся толпой. И Христос как-будто на стороне радующихся. Он осекает фарисеев, подходящих к нему с укоризной и требованием прекратить эту вакханалию радостных чувств. Камни возопиют, если вы сейчас заставите людей замолчать. Но радость Иисуса кратковременна. Он понимает, что въезжает в дом печали, в который по мысли Екклесиаста для души входить полезнее, чем в дом радости. Иисус понимает, что люди не способны в большинстве своем видеть дальше собственного носа. Не еще видят себя на площади перед дворцом Пилата, не видят своих детей в разрушенном римлянами Иерусалиме, не видят они своих дальних потомков в нацистской Германии, гонимых сплоченными рядами новых арийцев, вздымающих правую руку в фашистском, а на деле древнеримском приветствии. Нет ничего нового под солнцем! Древнеримские фасции, символ власти, туго перевязанные розги и топор по середине — прекрасный образ толпы, связанной одной целью. Толпа не в состоянии понять, что если есть одна единственная цель, то она же и станет ее цепью. Евреи ждали Мессию, который сделает их великим народом, ведь избранный — должно значить великий. Но как самому Христу пришлось умалиться, чтобы возвеличиться, так и самим евреям пришлось претерпеть страшные страдания прежде чем они вновь обрели независимость и свою страну. Радость же Христа мимолетна. Он знает, ради чего восходит в Иерусалим, попирая пальмовые ветви и брошенную от избытка чувств наземь одежду. Он идет на смерть и уже скорбит о городе, за который пророк просил молиться всех людей мира. Потому что не узнал Иерусалим время посещения своего тем, кто станет совсем скоро Спасителем человечества от уз смерти для тех, кто в Него верит, и осквернителем святынь и главным Лже-Мессией для тех, кто Его отвергает. Люди еще торжествуют. Христос уже оплакивает их радость.

Его встречали так, словно он въехал на коне триумфатора. Люди предпочли  не заметить, что ехал Он на молодом необъезженном осленке на слабых шатких ножках. Вербный перформанс еще не разгадан. Но пройдет совсем немного времени и смысл его станет понятным. Сначала ученикам, потом более, чем пятистам, а потом и всему миру Иисус принес новую весть — что смерть может быть побеждена. Принес тем, кто уверовал в Того, кто воскрес на третий день, как сказано о том в Писании. А остальным? А остальные пусть вновь смотрят перформанс.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

Статья была полезна? Помогите нам публиковать побольше таких статей.

Через Яндекс

Через PayPal

Сумма:
RUB
Платежная система PayPal
Имя
Отчество
Фамилия
Эл. почта
Я соглашаюсь с условиями Прочитайте условия
10/04/2014
Темы:
Пасха
1728
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже 63 статьи.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Дженни Мэнли
| 18 апр |
525
Когда Пасхальный пост – больше, чем пост
Постясь, не просто воздерживаться.
Мэтью По Тёрнер
| 13 мар |
681
Поститесь ли вы ради Божьей силы?
Размышления пастора о посте.
Джон Пайпер
| 12 мар |
582
Зачем постятся христиане?
Что об этом говорит Библия
Давид Матис
| 10 мар |
1157
Каковы исторические свидетельства того, что Иисус Христос жил и умер?
Хотя сегодня некоторые и утверждают, что Иисус Христос – это всего лишь идея, а не реальная историческая фигура, есть много письменных свидетельств его существования 2000 лет назад.
Саймон Гатеркол
| 19 апр |
3213
Работает на Cornerstone