Найти утешение в отмщении
Найти утешение в отмщении

Найти утешение в отмщении

Почему страдающим людям необходимо богословие возмездия

«Акулы в бассейне», — вспоминает историк Карлос Эйре. «Акулы, их много, они кишат. Акулы ищут крови и свободы, яростно кружат вокруг. В них нет ничего спокойного… Знают ли они, что [мой сводный брат] находится здесь, смотрит на них, так близко к трапу для прыжков в воду? »

Возможно, был день, когда Карлосу Эйре не хотелось толкать своего сводного брата Эрнесто в бассейн, наполненный голодными хищниками. Но сейчас, в возрасте 9 лет, во время невинного посещения гаванского аквариума, в нем закипает гнев.

Эрнесто загнал юного Карлоса в угол и неоднократно пытался сексуально домогаться его.

Я много раз отбивался от него.

А он не прекращал попыток.

Пока я не стал достаточно большим, чтобы врезать ему.

Теперь, в аквариуме, Эйр не только очарован яркими красками тропических рыб, но и чувствует, что трамплин для прыжков в воду и бассейн, наполненный акулами, призывают его: "«Убийство оправдано! ».

Эйру было больно, и он жаждал расплаты, мести. Это вполне объяснимый голод для человека, подвергшегося насилию, но что мы должны думать о таком желании? Является ли расплата одним из худших человеческих инстинктов? А может быть, это один из самых прекрасных? Может быть, страдающие люди и те, кто им помогает, призваны находить утешение в возмездии?

Гнев, бурлящий под поверхностью

Когда человек подвергается насилию, ему часто трудно говорить. Он боится реакции обидчика. Он боится, что ему не поверят. И все же, если опыт Эйре является общим для всего человечества, то ярость также бушует в глубине души.

Когда семья и друзья жертвы осознают факт насилия и оскорбления ее достоинства, они жаждут возмездия. В эти минуты они хотят ответить обидчику добром на зло, но при этом могут испытывать противоречивые чувства. «Я знаю, что это неправильно, — можно услышать, — но я сделаю ему больно».

Это нормальная реакция в культуре, где возмездие воспринимается неоднозначно. Когда что-то плохое случается с ненавистным общественным деятелем, люди быстро называют это кармой. Но если священнослужитель видит Божий суд в стихийном бедствии или пандемии, люди скандалят. Они говорят, что он не в теме. Когда такой персонаж, как Киллмонгер из фильма «Черная пантера», хочет наказать империалистических угнетателей, он — злодей, а когда Джон Уик жаждет мести, он — герой.

Когда мы обращаемся к Писанию, наши противоречивые эмоции и мысли не сразу разрешаются. Закон Божий предписывает «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» (Втор. 19:21). Иисус же говорит: «Не противься злому. Если же кто ударит тебя по правой щеке, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).

Представление Писания о справедливости

Как же нам разобраться в этом вопросе? Политические обозреватели сегодня могут противопоставлять социальную справедливость «закону и порядку», но прелесть библейской справедливости в том, что возмездие и восстановление идут рука об руку. Господь хранит «любовь непоколебимую к тысячам, прощая беззакония и преступления и грехи», но в то же время Он «ни в коем случае не очистит виновного» (Исх. 34:7). Закон использует одно и то же еврейское слово, го’эль, для названия как «мстителя за кровь», посланного для исполнения смертной казни за убийство (Числ. 35:19), так и «искупителя семьи», ответственного за восстановление земли и наследия должника или вдовы (Лев. 25:25-28; Руфь 4:3-6).

Перед Божьим судилищем праведные, но обездоленные, подобно долинам, описанным Исаией, «возвышаются», а нечестивые, надменные и деспотичные, подобно горам и холмам, «опускаются» (Ис. 40:4). Для того чтобы справедливость восторжествовала, необходимы и подъемная работа восстановления, и разрушительная работа возмездия. Мы не должны противопоставлять их друг другу.

Удивительная мотивация милосердия

Новый Завет идет на один логический шаг дальше. Павел показывает, как наша человеческая жажда расплаты может побудить нас к милосердию вместо возмездия. В конце 12-й главы Послания к Римлянам апостол повторяет повеление Иисуса подставить другую щеку. Что побуждает его к такой сдержанности? Ответ может вас удивить.

Не воздавайте никому злом за зло. Будьте осторожны, делайте то, что правильно в глазах каждого. Если это возможно, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми. Не мстите, мои дорогие друзья, но оставьте место для гнева Божия, ибо написано: «Мне отмщение; Я воздам», — говорит Господь. Напротив:

«Если враг твой голоден, накорми его;
если жаждет, напои его.
Этим ты возложишь на голову его горящие угли».

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

По словам Павла, мотивом самообладания и даже миротворческой доброты по отношению к врагам является уверенность в Божьем возмездии, убежденность в том, что, поскольку Бог справедлив, нечестивые в конце концов получат положенное им возмездие. В милосердии мы терпим несправедливость сейчас, потому что Бог в конечном итоге не оставит зло безнаказанным.

Павел говорит нам, что мы можем отказаться от мести благодаря тому, что Бог совершает свое возмездие. Бог иногда расплачивается с нами в этой жизни. Он также обещает, что все зло в конце концов будет оплачено — либо в аду (Мф. 13:41-42, 50), либо на кресте (1 Ин. 2:1-2). Своим возмездием Бог добьется большей справедливости, чем это может сделать наш человеческий гнев (Иак. 1:20).

Прекрасные молитвы о возмездии

Эта уверенность в том, что Бог отплатит нашим врагам, лежит в основе тревожно-грубых отступнических молитв, которыми пестрит Псалтирь (см. Пс. 11; 36; 57; 68; 108; 136). Мы можем быть потрясены, когда впервые читаем: «О дочь Вавилона… Блажен, кто возьмет малых твоих и разобьет их о камень! » (137:8, 9). (136:8, 9), но это праведный крик скорби народа, который видел, как то же самое делают с его собственными детьми. Христиане, переживающие горе, могут молиться подобным образом и сегодня. Как прекрасно сказано в одном молитвеннике,

Дорогой Господь, Ты знаешь, что если мир не может уничтожить Твое имя или Твое Царство, то есть те, кто день и ночь работает, используя хитрости, обман и множество странных заговоров, чтобы попытаться сделать это. Они поощряют и поддерживают всякое злое намерение, направленное против Твоего имени, Твоего Слова, Твоего Царства и Твоих детей, угрожая уничтожить их… Сдерживай тех, кто стремится причинить нам вред, и обрати против них их собственные уловки и приспособления, как мы поем: «Он делает яму, выкапывая ее, и падает в яму, которую сделал. Злодейство его возвращается на голову его, и на череп его нисходит жестокость его» (Пс. 7).

Когда мы заботимся о людях, подвергшихся жестокому обращению и насилию, и открываем одну из псалтирных молитв, мы приглашаем страдающего обратиться к Богу с мольбой о возмездии.

Когда вам больно, и вы молитесь подобной молитвой, вы отдаете свою жажду возмездия в руки Бога вместо того, чтобы взять дело в свои руки. В этот момент вы взываете к Божьей справедливости в молитве, а также обращаетесь к Его земным орудиям правосудия.

Верное обращение к мечу

Перед смертью Чак Колсон написал статью о смертной казни. В своем эссе Колсон сначала приводит убедительные аргументы против нее. «Будучи юристом, я видел, насколько несовершенна правовая система, — пишет он, — и пришел к выводу… что лучше пусть сто виновных выйдут на свободу, чем будет казнен один невиновный». Колсон также был убежден, что смертная казнь не работает с прагматической точки зрения — она не может эффективно сдерживать насильственные преступления. Тем не менее, Колсон пришел к тому, что, по крайней мере, в принципе, выступает за смертную казнь за варварские преступления. Почему он изменил свое мнение? Библейская необходимость расплаты. «Не может быть милосердия, — пишет он, — там, где не удовлетворена справедливость».

Согласны ли вы с выводами Колсона относительно смертной казни или нет, вы, вероятно, все равно знаете, что для жертв зла важно иметь место, куда они могут обратиться за законной справедливостью. Именно для этого существуют органы управления. Как говорит апостол Павел, «правители не устрашают добрым поведением, но… если делаешь дурное, бойся, ибо он не напрасно носит меч» (Рим. 13:3-4).

К сожалению, обращение к правительству не всегда является для христианских лидеров первой мыслью при обнаружении фактов злоупотреблений. Одно дело, когда ты знаешь, что являешься обязательным заявителем, но когда малыш неоднократно приходит в воскресную школу с большими синяками или подросток домогается своего друга в церковном подвале, первый инстинкт многих церковных лидеров — это поиск дополнительной информации, расспросы родителей о том, что происходит дома. Такая интуитивная реакция может подвергнуть ребенка опасности, насторожив его обидчика. Кроме того, при этом неправильно понимается ответственность руководителя церкви.

Почему мы не обращаемся к властям?

Как отмечает консультант Брэд Хэмбрик, хотя христиане могут скептически относиться к намерению светских властей поступать правильно, «юрисдикционные полномочия социального работника или полицейского могут способствовать обеспечению безопасности так, как не могут помочь пастор, дьякон или руководитель малой группы». Мы должны быть благодарны им за участие в случаях жестокого обращения и пренебрежения, даже если это идет вразрез с нашими инстинктами.

В таких случаях руководители церквей часто в первую очередь вспоминают библейские указания о восстановительной церковной дисциплине (Мф. 18:15-18) и о том, что Христос даровал спасение даже самым страшным грешникам (1 Кор. 6:9-11). Мы мыслим категориями пастыря и пастырства. Мы самокритичны, не желая ложно обвинять брата или сестру, или думаем о возможных последствиях, когда ситуация станет достоянием общественности: Уйдут ли люди из церкви? Задумаются ли они о том, что еще может идти не так?

Мы даже можем подумать, что если обидчик быстро раскается и примирится с обиженным, то это более «святое» решение, чем «светское» правосудие. Но пастыри и служители — это не детективы и не следователи. В обязанности руководителя церкви входит не обоснование подозрений, а просто сообщение о них в Службу защиты детей (или аналогичный орган в вашем штате или регионе). Здесь нам помогут наши библейские убеждения о возмездии. Власть имущий «есть Божий слуга для [нашего] блага» (Рим. 13:4). Мы верим, что Бог оправдает невиновных и накажет виновных. Мы также можем доверять властям, что они проведут расследование и (при необходимости) накажут виновных.

Паника ожидания

Спустя 17 лет после посещения аквариума в Гаване Карлос Эйре наматывает круги в олимпийском бассейне в Миннесоте. У него обеденный перерыв, и бассейн предоставлен в его распоряжении.

Я уже проплыл около тридцати кругов, как вдруг меня охватила иррациональная паника. Я только что перешел с мелководья на глубину. Это еще и бассейн для прыжков в воду, и он очень глубокий. Я смотрю на дно, которое так далеко от меня. Оно там зеленое… Я вижу кружащих акул. Я чувствую, как они поднимаются со дна бассейна, сзади меня, справа и слева.

У Эйре начался сильный приступ паники. «Я чувствую, как приближаются их челюсти. Я вижу, как моя кровь стекает в бассейн, смешиваясь с хлоркой. Я чувствую, как моя бедренная кость торчит из отрезанной ноги. Я чувствую боль». Откуда берется этот страх? Почему акулы, которых Карлос предназначал для Эрнесто, теперь приходят за ним?

Жажда, молитвы и даже призывы к справедливости — библейские и важные для страдающих людей. Но даже если вы доверяете Богу, ожидание Его справедливости в этом разбитом мире может обескураживать и сбивать с толку. Возможно, справедливость никогда не наступит в этой жизни. Может быть, наказан не тот человек. Может быть, жажда и поиски справедливости поглотят всю вашу жизнь, и акулы в вашем сознании начнут кружить вокруг вас; это может быть глубокая человеческая цена за то, что вы не обращаетесь к силам, предначертанным Богом.

Он плавал с акулами

Хорошая новость заключается в том, что у нас уже есть идеальная демонстрация справедливости. К счастью, Эйре показывает нам, где ее искать.

Я доплываю до конца бассейна и выпрыгиваю, трясясь, как желе. Я смотрю на воду. Сине-зеленая. Спокойная. Ни одной акулы в поле зрения… Когда же появится кто-нибудь еще? Я буду в порядке, если там будет кто-то еще, чтобы привлечь акул. Через пять минут кто-то открывает дверь из раздевалки, подходит и ныряет внутрь. Слава Богу. Теперь акулы в моем воображении будут охотиться за ним. Теперь я могу закончить.

В начале Послания Павла к Римлянам — еще до того, как он пишет о победе зла над добром или о том, что Богом установленное правительство несет меч, — он пишет о всеобщей потребности человечества в справедливости. Павел описывает, что все люди, как иудеи, так и язычники, находятся под гневом Божьим из-за греха. Затем он сообщает грешникам и страдальцам лучшую новость о возмездии.

По Божьей милости Иисус принял на Себя Божью расплату за нас. Павел пишет: «Бог представил Христа в жертву искупления, в пролитие крови Его, для принятия по вере… Он сделал это для того, чтобы показать Свою праведность в настоящее время, чтобы быть справедливым [в расплате за грех] и оправдывающим [восстанавливающим к спасению] тех, кто имеет веру в Иисуса» (Рим. 3:25-26).

Для страдающих людей, жаждущих расплаты, и для церковных лидеров, помогающих им, Иисус — это второй человек в бассейне. Жажда мести дана нам Богом, но мы можем отпустить свою обиду в молитве, обратиться к богоустановленным властям за земной справедливостью и отказаться от возмездия. Мы можем найти утешение и оставить возмездие в руках Божьих, потому что Бог продемонстрировал Свою совершенную справедливость за нас во Христе на кресте. Слава Богу.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

16/07/2023
Темы:
Боль Закон Искупление Месть
403
>5
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Венди Алсуп
| 28 ноя |
800
Наука доказала ценность эмоциональной честности
Разговоры о боли и горе на самом деле помогают выздоровлению.
Меган Рамси
| 17 окт |
1927
Господи, где Твоя верность? 
Как верные поют в кризис
Джон Блум
| 23 сен |
696
Счастье от чужой боли
Шаденфройде – звучит как ругательство. Впрочем, так это слово и должно звучать.
Константин Гусихин
| 30 июн |
5465
Что Бог дает в ответ на утраты
Только тогда «понимаешь, что любишь ее, лишь когда отпускаешь»
Джон Блум
| 26 авг |
5667
Работает на Cornerstone