Нет ничего лучше хорошего сна. Когда 14 лет назад у нас с женой родился первый ребенок, Иуда, мы ценили сон превыше всего. Один из нас дремал, а другой ухаживал за ребенком. Мы никогда в жизни так не уставали».
В своем повествовании об усмирении бури Марк говорит читателям, что Иисус «спал на возглавии (подушке)» (Мк. 4:38). Зачем упоминать, что Иисус спал? Может быть, он устал после тяжелого дня?
От учения к сну
Очень важно понять контекст, в котором Иисус спал во время шторма. После того как Иисус рассказал несколько притч о Царстве Божьем (ст. 1-34), он велит ученикам «перейти на другую сторону» Галилейского моря (ст. 35). Мы также узнаем, что переход через море происходит «в тот день, когда наступил вечер» (ст. 35). Это тот же день, когда Иисус рассказывал притчи о Царстве. Связывая морскую переправу с притчами о Царстве, Марк предлагает своим читателям соотнести природу Царства с тем, что будет происходить на море.
Когда буря бушует и волны разбиваются о лодку, мы встречаем одну из самых странных строк во всем Евангелии от Марка: «А Он [Иисус] спал на корме на возглавии.» (ст. 38). Ход повествования вызывает недоумение, поскольку мы ожидаем, что в таких тяжелых обстоятельствах Иисус будет бодрствовать. Его поведение также вызывает недоумение, потому что это единственный отрывок, в котором упоминается, что Он спит. Обычно вы спите, потому что устали, а в этом отрывке ничего подобного не говорится. Почему же Иисус спит? Давайте рассмотрим значение моря и символическое значение сна.
Хаос моря
В море обитают враги Бога, а Ветхий Завет изобилует текстами, в которых море описывается как воплощение смерти, мятежа и хаоса (например, Исх. 14:16-31; Иез. 32:2; Дан. 7:2). Даже использование Марком слова «море» заслуживает внимания, потому что «озеро» - более подходящее описание (например, Лк. 5:1, 2; 8:22, 23). Может ли быть так, что буря на Галилейском море символизирует попытку демонической орды помешать распространению Евангелия? Я думаю, что да.
Хотя может показаться странным рассматривать бурю как демоническую атаку, обратите внимание на реакцию Иисуса: «Он [Иисус] пробудился и запретил [epetimēsen] ветру и сказал морю: «Умолкни! Перестань [pephimōso]!». Зачем упрекать бурю? Это сродни тому, как кричать на надоедливые сорняки на газоне или приказывать розовому кусту вырастить более крупные розы. На протяжении всего повествования Марка слово «обличать» (epitimaō) часто встречается в контексте экзорцизма (например, 8:32-33; 9:25). Наиболее подходящий отрывок - 1:25, где сочетание слов «обличать» и «молчать» или «быть спокойным» встречается вместе: «Иисус обличил [epetimēsen] его [беса], сказав: умолкни [phimōthēti], и выйди из него!» Сразу же после усмирения бури Иисус высаживается в «стране Гадаринской», где изгоняет множество бесов и бросает их в море (5:1-13).
Покой в Божьем могуществе
Если во время шторма на Иисуса и учеников напали демоны, то это вполне согласуется с тем, что Иисус спал в лодке. Рассмотрим, например, два отрывка из Псалтири, в которых описывается, как царь Давид спит во время бури:
Я лег и заснул; и проснулся, ибо Господь поддержал меня. Я не убоюсь многих тысяч людей, которые расположились против меня кругом» (3:5-6). (3:5-6)
В мире я и лягу, и усну, ибо только Ты, Господи, даешь мне безопасное жилище. (4:8)
Эти отрывки показывают, что Давид крепко спал, несмотря на то, что его враги делали все возможное. Сон свидетельствует о полном доверии к Божьей всемогущей руке.
Давайте сложим все вместе: Иисус спит, пока враги Бога нападают на Него, потому что Он, как и Давид, непоколебимо доверяет защите Отца. Он знает, что ничто не может помешать Его миссии умереть на кресте и воскреснуть из мертвых.
Здесь мы также узнаем кое-что о природе вечного Божьего Царства. Царство вошло в историю, но не во всей своей полноте. Ранее в тот же день Иисус объяснил, что приход Царства подобен горчичному зерну, которое со временем вырастает в могучее дерево (Марка 4:31-32). Пока Иисус и ученики идут в языческие земли, чтобы проповедовать Евангелие и продвигать это медленно растущее Царство, демоны пытаются помешать их продвижению. Но как Иисус успешно победил дьявола в Иудейской пустыне (1:12-13), так и здесь Он побеждает демонов на Галилейском море.
Читайте в контексте
Что мы узнаем из этого замечательного события в жизни Иисуса? Мы узнаем, что Иисус - полностью человек, и, будучи человеком, Он крепко спал во время нападения, демонстрируя совершенное доверие к Своему Отцу. Это самый глубокий сон, которым когда-либо наслаждался человек. Но Иисус - не просто человек; Он спал, как царь Давид. Можно даже утверждать, что Иисус спал лучше, чем царь Давид, потому что Он обладает совершенным доверием к Богу в отличие от несовершенной веры Давида (см. Пс. 51:1-19).
Христианская жизнь отмечена доверием к Богу и Его обещаниям. При обращении мы доверяем Божьему обещанию избавить нас от греха благодаря подвигу Христа. Но разве мы не продолжаем доверять этим же обещаниям на протяжении всей нашей жизни? Каждое утро мы должны напоминать себе о Божьей верности в Евангелии. Христос жил, умер, воскрес и вознесся на небесный престол ради нас.
Это повествование также учит нас читать каждый отрывок в соответствии с предыдущим и последующим отрывками. В предыдущем отрывке речь шла о природе Царства (4:1-34), а в последующем отрывке Иисус спасает гадаринского бесноватого (5:1-20). Приход вечного Божьего Царства сталкивается с царством сатаны.
Мы можем извлечь такие выводы, если будем следить за тем, что предшествует и что следует за отрывком. Начать можно с конспектов Библии, чтобы проследить ход повествования. Когда мы позволяем Писанию толковать Писание, мы осознаем богатство Христа и Его труда, что неизбежно приводит к хвале и поклонению.