Песни из «сомнительных источников»
Песни из «сомнительных источников»

Песни из «сомнительных источников»

В конце своей жизни Горацио Спаффорд стал отрицать существование ада, одобрил идею Чистилища и начал проповедовать универсализм (возможность спасения всех людей). Но Бог использовал его песню для ободрения сотен тысяч христиан по всему миру во времена страданий. «Ты со мной, о Господь, в Твоих я покоюсь руках!»

Я уже начал печатать текст этой статьи, когда по электронной почте пришло письмо от Итана:

«Почти год размышляю над идеей не петь в церкви «хорошие» песни (разумеется, нужно определить критерии «хорошести») из сомнительных источников. Ведь, если мы исполняем их песни, не поддерживаем ли мы таким образом их служение? Мы играем эти песни и таким образом подталкиваем своих прихожан в сторону той, другой церкви (например, когда данные копирайта с названием служения появляется на слайдах в конце песни)?»

Я уже с этим вопросом сталкивался  восемь лет назад, когда опубликовал статью «Важно ли, кто написал песню, которую мы поем?». С тех пор мне неоднократно задавали этот вопрос, и я хочу немного обновить мысли по этому поводу.

Что называть «сомнительным» источником песни?

Песни могут быть из «сомнительных» источников тремя различными способами:

  1. Недавно выяснилось, что создатель песни живет или жил в нераскаянном грехе.
  2. Композитор состоит в деноминации, искажающей Евангелие.
  3. Песня берет свое начало в церкви или служении, чье богословие или традиции мы считаем небиблейскими.

Смею заметить, что я был на сайтах и в блогах, где считают наше служение тем самым «сомнительным» источником из-за того, что мы придерживаемся реформированного богословия и используем современные стили музыки в прославлении.

Итак, какими бы ни были ваши причины считать источник песни неблагонадежным, я поделюсь с вами некоторыми мыслями.

О главном и второстепенном

Есть у меня несколько наблюдений.

Первое. Разговор на эту тему нельзя отмести как неважный, беспричинный или неактуальный, ведь таким образом мы отрицаем, какое влияние песни оказывают на наши мысли и чувства. А еще мы преуменьшаем описанную в Библии важность пения (Еф. 5:18-20, Кол. 3:16-17). Просто сказать «Нам совсем не важно, кто написал наши песни» нельзя, потому что для многих людей в наших церквях это важно. По своему опыту я об этом знаю точно: меня об этом спрашивают регулярно.  Намного чаще, чем о чем бы то ни было еще.

Еще момент. Воспользоваться проницательностью не одно и тоже, что греховно осудить. В нашем обществе уже стало традицией приравнивать несогласие с презрением, настаивать, что расстановка границ – признак высокомерия. Но Бог повелевает нам в Писании судить по правде, разделять людей на тех, кто должен услышать наши слова и тех, кто не должен, различать глупцов, избегать сеющих разделения и знать разницу между овцами и волками в овечьей шкуре (Ин. 7:24, Мф. 7:6, Пр. 13:20, Рим. 16:17, Мф. 7:15).

Третье. Если церковь поет песню из «неблагонадежного» источника, это совсем не значит, что она тут же вступила на путь ереси, греха и потакания мирскому. Следует избегать «демонизации» песен и композиторов, ожидая, что сам сатана начнет свободно разгуливать в собрании, если мы споем эту песню. Бог способен принести в церковь песни из различных источников и может использовать их несмотря на происхождение.

Четвертое. Отказ от песен определенных церквей, служений или композиторов не дает нам права критиковать всех, кто как-то связан с созданием или исполнением этих песен. Выбор песен должен происходить с участием пасторов в рамках каждой конкретной поместной церкви. Бог часто прославлялся и производил труд в сердцах людей через песни, чье происхождение не было таким уж безупречным. Иисус слишком велик и достославен, чтобы давать хорошие песни только тем, кто верит и служит Богу точно так же, как мы.

Пятое. Я не пытаюсь тут привести примеры служений или композиторов, кого следует, по моему мнению, занести в черный список. Я лишь даю несколько советов, чтобы рассматривать этот вопрос в библейском контексте, чтобы послужить тем самым поместным церквям и прославить Бога.

Мысли для размышления

Свои предостережения я уже высказал, теперь мои мысли о песнях из «сомнительных» источников.

1. Назидание требует минимизации отвлекающих факторов.

В 1 послании Коринфянам говорится, что когда мы собираемся церковью, Бог хочет, чтобы мы делали лишь то, что назидает, укрепляет тех, кто вокруг нас (1 Кор. 14:1, 3, 5, 12, 17, 26). Взаимное назидание прославляет Бога. Если я выбираю песню, о которую претыкается большая часть наших прихожан, вспоминая о грехах автора песни или богословии служения, через которое песня увидела свет, это не назидает. Итак, если автор песни публично признался, что живет или жил во грехе, разумно на какое-то время его песни положить на полку. Да, Бог благ и милостив, мы – люди с несовершенствами, но Господь-то призывает нас к святости (Евр. 12:14, Титу 2:11-12). Если удаление песен одного автора из репертуара вдруг создало зияющую дыру в вашем церковном списке доступных песен, нужно просто начать искать песни в других источниках.

2. Выбирайте песни, в которых есть правильное богословие, а не просто отсутствует ересь.

На недавней конференции служителей известный лидер прославления призвал всех к более высоким стандартам в музыкальном поклонении, чем просто «избегание ересей».  Наши песни должны помогать людям мыслить и поступать по-библейски. Песня из сомнительного источника может звучать приятно, но просто приятная мелодия – это слишком низкий стандарт. Если в церкви вы поете на богослужении 4-5 песен, это всего лишь 200-250 песен в год, причем многие из них повторяются. Поэтому выбирайте песни со всей мудростью.

3. Использование только одной песни от служения/автора тоже своего рода утверждение парадигмы.

Когда служение выпускает десятки или сотни песен, а вы поете только одну из них – это тоже проявление намерений. Таким образом вы даете понять, что вы выбрали эту песню за содержание, а не происхождение. Вы выражаете благодарность за любую библейски выдержанную песню, которая помогает Божьему Слову укореняться в сердцах прихожан.

4. Создавайте среду, в которой ценится содержание песни, а не ее принадлежность к какому-нибудь «бренду».

Лидеры прославления зачастую боятся, что, если они будут исполнять только одну песню, прихожане отправятся на YouTube или какой-нибудь сайт, чтобы послушать побольше песен от этого автора/служения. Но если люди в вашей церкви знают, что вы выбираете песни за их богословское содержание, а не популярность, вопрос поиска песен в Интернете не будет стоять для них так остро. Выбрав одну песню какого-нибудь автора, вы не заявляете об автоматическом приятии всех его произведений, как цитирование какого-нибудь высказывания человека не значит одобрения всего, что этот человек когда-либо говорил.

5. Вставляйте в репертуар побольше старых песен.

Проблему можно частично снять, включая в репертуар песни, значимость которых проверена временем, которые больше знамениты своим содержанием, а не авторством. В конце своей жизни Горацио Спаффорд стал отрицать существование ада, одобрил идею Чистилища и начал проповедовать универсализм (возможность спасения всех людей). Но Бог использовал его песню для ободрения сотен тысяч христиан по всему миру во времена страданий. «Ты со мной, о Господь, в Твоих я покоюсь руках!»  Знаменитый гимн Уильяма Каупера «God Moves in Mysterious Way» (Неисповедимы пути Господни) из той же серии. Каупер страдал от депрессии и как минимум три раза пытался покончить с собой, но слова его песни назидают христиан на протяжении уже нескольких веков. Когда композиторов песен уже нет в живых, отсутствует риск, что в какой-то момент эти песни обретут статус «из сомнительных источников» из-за вскрывшихся грехопадений или пошатнувшегося богословия.

Резюмирую все вышесказанное. Если вы нашли песню, которая отражает библейскую истину в чистой, прекрасной и бескомпромиссной манере, если эту песню легко петь, а ваши прихожане умеют ценить истину выше популярности, ваша церковь только выиграет от включения песни в репертуар. Если есть сомнения, то есть еще сотни других песен, из которых можно выбрать что-нибудь стоящее.

28/07/2016
Темы:
Прославление
5329
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Почему лидерам поклонения нужны богословы
Призыв Мэтта Редмана поклоняться Богу за все, кем Он является.
Мэтт Редман
| 7 авг |
530
Как австралийская церковь меняет христианское песнетворчество
Они начали с хора, и этот хор пел вместе с самого начала.
Сара Зилстра
| 9 ноя |
292
Почему христиане не перестают петь
Эта новая песня – песня радости!
Джон Фолмар
| 16 сен |
621
Мы спасаем мир песней
Проповедь на конференции «Sing!» (Пой!)
Джон Пайпер
| 9 ноя |
2412
8 причин, по которым индустрия поклонения убивает поклонение
Подлинное христианское поклонение не сводится к зажиганию искры. Оно состоит в зажигании света, которым озаряется тьма.
Джонатан Айгнер
| 22 окт |
14161
Работает на Cornerstone