Я уже начал печатать текст этой статьи, когда по электронной почте пришло письмо от Итана:
«Почти год размышляю над идеей не петь в церкви «хорошие» песни (разумеется, нужно определить критерии «хорошести») из сомнительных источников. Ведь, если мы исполняем их песни, не поддерживаем ли мы таким образом их служение? Мы играем эти песни и таким образом подталкиваем своих прихожан в сторону той, другой церкви (например, когда данные копирайта с названием служения появляется на слайдах в конце песни)?»
Я уже с этим вопросом сталкивался восемь лет назад, когда опубликовал статью «Важно ли, кто написал песню, которую мы поем?». С тех пор мне неоднократно задавали этот вопрос, и я хочу немного обновить мысли по этому поводу.
Что называть «сомнительным» источником песни?
Песни могут быть из «сомнительных» источников тремя различными способами:
- Недавно выяснилось, что создатель песни живет или жил в нераскаянном грехе.
- Композитор состоит в деноминации, искажающей Евангелие.
- Песня берет свое начало в церкви или служении, чье богословие или традиции мы считаем небиблейскими.
Смею заметить, что я был на сайтах и в блогах, где считают наше служение тем самым «сомнительным» источником из-за того, что мы придерживаемся реформированного богословия и используем современные стили музыки в прославлении.
Итак, какими бы ни были ваши причины считать источник песни неблагонадежным, я поделюсь с вами некоторыми мыслями.
О главном и второстепенном
Есть у меня несколько наблюдений.
Первое. Разговор на эту тему нельзя отмести как неважный, беспричинный или неактуальный, ведь таким образом мы отрицаем, какое влияние песни оказывают на наши мысли и чувства. А еще мы преуменьшаем описанную в Библии важность пения (Еф. 5:18-20, Кол. 3:16-17). Просто сказать «Нам совсем не важно, кто написал наши песни» нельзя, потому что для многих людей в наших церквях это важно. По своему опыту я об этом знаю точно: меня об этом спрашивают регулярно. Намного чаще, чем о чем бы то ни было еще.
Еще момент. Воспользоваться проницательностью не одно и тоже, что греховно осудить. В нашем обществе уже стало традицией приравнивать несогласие с презрением, настаивать, что расстановка границ – признак высокомерия. Но Бог повелевает нам в Писании судить по правде, разделять людей на тех, кто должен услышать наши слова и тех, кто не должен, различать глупцов, избегать сеющих разделения и знать разницу между овцами и волками в овечьей шкуре (Ин. 7:24, Мф. 7:6, Пр. 13:20, Рим. 16:17, Мф. 7:15).
Третье. Если церковь поет песню из «неблагонадежного» источника, это совсем не значит, что она тут же вступила на путь ереси, греха и потакания мирскому. Следует избегать «демонизации» песен и композиторов, ожидая, что сам сатана начнет свободно разгуливать в собрании, если мы споем эту песню. Бог способен принести в церковь песни из различных источников и может использовать их несмотря на происхождение.
Четвертое. Отказ от песен определенных церквей, служений или композиторов не дает нам права критиковать всех, кто как-то связан с созданием или исполнением этих песен. Выбор песен должен происходить с участием пасторов в рамках каждой конкретной поместной церкви. Бог часто прославлялся и производил труд в сердцах людей через песни, чье происхождение не было таким уж безупречным. Иисус слишком велик и достославен, чтобы давать хорошие песни только тем, кто верит и служит Богу точно так же, как мы.
Пятое. Я не пытаюсь тут привести примеры служений или композиторов, кого следует, по моему мнению, занести в черный список. Я лишь даю несколько советов, чтобы рассматривать этот вопрос в библейском контексте, чтобы послужить тем самым поместным церквям и прославить Бога.
Мысли для размышления
Свои предостережения я уже высказал, теперь мои мысли о песнях из «сомнительных» источников.
1. Назидание требует минимизации отвлекающих факторов.
В 1 послании Коринфянам говорится, что когда мы собираемся церковью, Бог хочет, чтобы мы делали лишь то, что назидает, укрепляет тех, кто вокруг нас (1 Кор. 14:1, 3, 5, 12, 17, 26). Взаимное назидание прославляет Бога. Если я выбираю песню, о которую претыкается большая часть наших прихожан, вспоминая о грехах автора песни или богословии служения, через которое песня увидела свет, это не назидает. Итак, если автор песни публично признался, что живет или жил во грехе, разумно на какое-то время его песни положить на полку. Да, Бог благ и милостив, мы – люди с несовершенствами, но Господь-то призывает нас к святости (Евр. 12:14, Титу 2:11-12). Если удаление песен одного автора из репертуара вдруг создало зияющую дыру в вашем церковном списке доступных песен, нужно просто начать искать песни в других источниках.
2. Выбирайте песни, в которых есть правильное богословие, а не просто отсутствует ересь.
На недавней конференции служителей известный лидер прославления призвал всех к более высоким стандартам в музыкальном поклонении, чем просто «избегание ересей». Наши песни должны помогать людям мыслить и поступать по-библейски. Песня из сомнительного источника может звучать приятно, но просто приятная мелодия – это слишком низкий стандарт. Если в церкви вы поете на богослужении 4-5 песен, это всего лишь 200-250 песен в год, причем многие из них повторяются. Поэтому выбирайте песни со всей мудростью.
3. Использование только одной песни от служения/автора тоже своего рода утверждение парадигмы.
Когда служение выпускает десятки или сотни песен, а вы поете только одну из них – это тоже проявление намерений. Таким образом вы даете понять, что вы выбрали эту песню за содержание, а не происхождение. Вы выражаете благодарность за любую библейски выдержанную песню, которая помогает Божьему Слову укореняться в сердцах прихожан.
4. Создавайте среду, в которой ценится содержание песни, а не ее принадлежность к какому-нибудь «бренду».
Лидеры прославления зачастую боятся, что, если они будут исполнять только одну песню, прихожане отправятся на YouTube или какой-нибудь сайт, чтобы послушать побольше песен от этого автора/служения. Но если люди в вашей церкви знают, что вы выбираете песни за их богословское содержание, а не популярность, вопрос поиска песен в Интернете не будет стоять для них так остро. Выбрав одну песню какого-нибудь автора, вы не заявляете об автоматическом приятии всех его произведений, как цитирование какого-нибудь высказывания человека не значит одобрения всего, что этот человек когда-либо говорил.
5. Вставляйте в репертуар побольше старых песен.
Проблему можно частично снять, включая в репертуар песни, значимость которых проверена временем, которые больше знамениты своим содержанием, а не авторством. В конце своей жизни Горацио Спаффорд стал отрицать существование ада, одобрил идею Чистилища и начал проповедовать универсализм (возможность спасения всех людей). Но Бог использовал его песню для ободрения сотен тысяч христиан по всему миру во времена страданий. «Ты со мной, о Господь, в Твоих я покоюсь руках!» Знаменитый гимн Уильяма Каупера «God Moves in Mysterious Way» (Неисповедимы пути Господни) из той же серии. Каупер страдал от депрессии и как минимум три раза пытался покончить с собой, но слова его песни назидают христиан на протяжении уже нескольких веков. Когда композиторов песен уже нет в живых, отсутствует риск, что в какой-то момент эти песни обретут статус «из сомнительных источников» из-за вскрывшихся грехопадений или пошатнувшегося богословия.
Резюмирую все вышесказанное. Если вы нашли песню, которая отражает библейскую истину в чистой, прекрасной и бескомпромиссной манере, если эту песню легко петь, а ваши прихожане умеют ценить истину выше популярности, ваша церковь только выиграет от включения песни в репертуар. Если есть сомнения, то есть еще сотни других песен, из которых можно выбрать что-нибудь стоящее.