Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли
Пять цитат из Библии

Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли

Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.

Читать Библию относительно легко. А вот с толкованием могут быть проблемы. Довольно часто у широко известных цитат из Священного Писания появляется своя собственная жизнь, отдельная от их оригинального значения и контекста. Как правило, последствия этого безобидны. Но порой случаются исключения.

Ниже приведу исследование пяти распространенных искажений смысла цитат, которые, будучи вырваны из контекста, звучат совсем неверно с точки зрения богословия:

Ев. от Матфея 7:1 – «Не судите, да не судимы будете»

Совершенно понятно, что христианам не стоит быть «судьями» всех и вся, указывая на чужой грех и забывая посмотреть на свой собственный. Но этот стих не дает нам права никогда не замечать или молчать по поводу греха наших ближних братьев и сестер.

По факту, Иисус продолжает тему словами: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Другими словами, сначала разберись с собственными грехами, но не останавливайся на этом. Мы не исполнили слова Христа полностью до тех пор, пока не помогли ближним разобраться со своими грехами. Позже в той же главе Иисус говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). И Павел говорит Галатам: « Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Подразумевается, что прегрешения других людей тоже заслуживают нашего внимания.

Верующие не должны осуждать. В Мф. 7:1 об этом довольно ясно говорится. Но часть христианского бытия – видеть и указывать на грех своих братьев и сестер. Разумеется, после того, как мы попросили окружающих помочь преодолеть наши собственные прегрешения.

Ев. от Матфея 5:44 – «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас»

Стих-то мы этот знаем, хотя применять его не спешим. Любого спросите, на первом или десятом месте стоит «любите врагов ваших», когда они думают о христианах. Вопрос ваш, скорее всего, встретят смехом.

Зайдите на любую страницу в сетях, где христиане спорят о политике, сексуальности и посмотрите, как там словесно любят «врагов». Или когда национальные лидеры что-то не так делают, как христиане реагируют: с любовью или жаждой мщения?

Мысль о любви к врагам кажется нам порой абсурдной. Поэтому мы несладкую заповедь Иисуса стараемся всячески подсластить, пусть она звучит поприятнее. Но в заповеди Иисуса нет спрятанного в мелком шрифте. Он дальнейших разъяснений не дает. Заповедь проста и понятна.

Более того, дальше Иисус начинает расписывать злых людей в довольно широких определениях: злые и неправедные. Когда Иисус говорил о врагах, пожалуй, он имел ввиду всех врагов.  

Римлянам 13:4 – «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»

Эти слова Павла по душе христианам, живущим в демократических странах, и особо нравятся сторонниками смертной казни и высоких государственных военных расходов, чтобы  оплатить войну и жесткого наказать зло.

Стих этот говорит о том, что Бог использует правительства. Но вот вам вопрос на миллион рублей – какие правительства? Все? Хорошие? Плохие?

Пожалуй, стих этот христиане из Саудовской Аравии, Северное Кореи и Зимбабве понимают иначе от их собратьев в Америке.

Смысл же данного отрывка в том, что Бог творит Свою волю и через мирские правительства, даже самые плохие. Но не каждое деяние правительства следует трактовать как Божью волю.

Крайне важно, кстати, отметить, что несколько стихов до этого Павел обращается к христианам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Другими словами, то, как Бог, согласно сказанному  в Рим. 13:4, использует правительства чтобы наказать зло и пролить Свой гнев, нам, христианам, делать запрещено. Христианам в 13-й главе предписано подчиняться правительствам.

Иуды 2:1 – «На Бога надейся, но сам не плошай»

Этот стих, на самом деле, совсем не превратно понят. Эту цитату нельзя назвать использованной не по назначению или забытой. На самом деле, этот стих сформировал мышление многих церковных людей, и мне совсем не кажется, что христиане как-то неправильно трактуют этот отрывок.

Тут только одна проблема: в Библии этого стиха нет.

Данная поговорка не значится в Писании (да и в послании Иуды нет второй главы). Но по некоторым данным довольно внушительное число верующих уверены, что смогут найти эту фразу в Библии.

Что еще грустнее – с богословской точки зрения у этой фразы есть большие проблемы. Она отражает идеи прочного деистического морализма и противоречит Евангелию благодати.

Благая весть не в том, что Бог помогает тем, кто не плошает, а в том, что Бог спасает и искупляет тех, кто оплошал и не может помочь себе сам.

Исайя 55:8 – «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь»

Этот стих для меня очень личный, хотя при всяком упоминании об этом стихе мне стыдно. Личный он, потому что я часто цитировал этот стих. А вот стыдно мне за то, что я часто трактовал этот отрывок неправильно. Даже когда уже стал преподавателем Библии. Долгое время я цитировал этот стих, чтобы оправдать право Бога судить нечестивых, как Ему угодно. Бог ведь Бог, а я – нет. Бог может делать, что Ему вздумается.

И я до сих пор верю, что так оно и есть. Но вот только Исайя здесь говорит не об этом. Контекст этого отрывка указывает на право Бога спасать тех, кого нельзя спасти, прощать тех, кого не хочется любить, и искуплять тех, кто заслуживает строгого наказания. Посмотрите на стих до этого отрывка: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).

Идея прощения нечестивых нам не вполне понятна. Но Бог знает, что Он делает. Именно поэтому далее следует стих: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои». В этом стихе не говорится ни о вечном наказании нечестивых, ни о праве Бога на суд. Здесь красной нитью проходит желание Бога искупить людей, которым полагается осуждение.

Цитировать Библию легко. Но вот для понимания цитат требуются усилия. Давайте отталкиваться от увещевания Павла Тимофею стать усердным учеником Писания, «верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Ой, погодите. Я правильно этот стих толкую?

Опубликовано с разрешения
19/08/2015
Темы:
Библия
30622
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
125557
Как именно женщины спасаются через чадородие?
Разбор 15-ого стиха 2-й главы 1-ого послания к Тимофею
Джон Пайпер
| 16 янв |
16969
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
39172
Почему личные взаимоотношения с Богом не кажутся взаимными?
Есть иногда чувство, что «личные отношения со Христом» совсем обезличены.
Энн Свинделл
| 27 ноя |
13058
5 христианских клише
Их вспоминают к месту и не к месту. Но с ними явно что-то не то.
Иван Середин
| 4 май |
3605
Работает на Cornerstone