Уже два месяца как начался новый год. Если вы, как и многие, пытаетесь прочесть Библию в этом году, вы находитесь на распутье. Вы можете потерпеть неудачу, сгореть (как это часто бывает) на таком сложном разделе Писания, как Левит, и не выработать привычку к чтению Библии. Или же вы преодолеете этот первоначальный барьер, и регулярное чтение Библии превратится из галочки в привычную часть жизни.
Я хочу помочь вам пережить последнее. Я хочу дать совет, основанный на многолетнем опыте чтения Библии от корки до корки и обмена опытом с другими людьми, которые пытались сделать то же самое. Мой совет сводится к следующему: читая, не останавливайтесь и не слишком беспокойтесь о понимании. Оно придет.
Поначалу такой совет может показаться прямолинейным и, откровенно говоря, даже недуховным. Но это ключевая часть успеха в планах чтения Библии за год и все большего познания Писания для того, чтобы все больше познавать Бога.
Привычки чтения
С самого раннего возраста нас учат не только читать, но и понимать прочитанное. Педагогика чтения сосредоточена на декодировании текстов, и мы разработали инструменты, помогающие нам в этом. В прошлые десятилетия мы останавливались, чтобы посмотреть незнакомые слова в физических словарях. Сегодня мы останавливаемся, чтобы погуглить слова, ссылки или понятия, которые нам непонятны. Мы расстраиваемся, когда не можем понять текст, и можем поддаться искушению бросить изучение.
Методы изучения Библии, распространенные среди евангелистов, часто укрепляют эти привычки чтения. Нас учат останавливаться и задавать вопросы, когда мы не понимаем стих или отрывок. Один из самых распространенных вопросов, который задают руководители малых групп при индуктивном изучении Библии, звучит так: «Какие вопросы у вас возникли по поводу этого отрывка?».
Это хороший импульс. Библия предназначена для того, чтобы ее понимали (Пс. 119:105; 2 Тим. 2:7). Бог хочет, чтобы мы постигали смысл Его Слова. Однако ожидание того, что мы всегда будем понимать то, что читаем, может оказаться опасным, если попытаться прочитать Библию за год. Если не бороться с этим ожиданием, то оно удержит нас от понимания, к которому мы усердно стремимся. Каким образом?
Части и целое
Постижение смысла такой длинной и единой книги, как Библия, требует двух типов взаимодополняющего понимания. Чтобы понять части (отдельные стихи или отрывки), мы должны понять целое. А чтобы понять целое, мы должны понять части. Это образует своего рода спираль интерпретации, которую мы должны постоянно преодолевать.
Большая сила планов чтения Библии на год заключается в том, что они помогают нам, ученикам, начать постигать все Слово Божье. Дэвид Мэтис говорит, что планы помогают нам читать вширь, а не сразу вглубь. Планы чтения всей Библии помогают нам увидеть единое повествование об искуплении, которое связывает 1-ю Паралипоменон и 1-е Коринфянам, которое соединяет Иова, Иону и Иоанна. Однако такие планы становятся сложными, громоздкими и часто незавершенными, когда мы пытаемся использовать их для того, для чего они не очень подходят, - для понимания всех отдельных частей Писания по ходу чтения.
Я часто видел, как происходит нечто подобное: мы начинаем план чтения Библии, в котором нам отведено три или четыре главы в день, и продолжаем его достаточно успешно, пока не доходим до непонятной нам части Писания. В чем, спрашивается, назидательная ценность проблемного сексуального контакта Иуды с его невесткой Фамарь (Быт. 38)? Или какое отношение имеют длинные списки левитских законов о нечистоте и очищении от кожных болезней к следованию за Иисусом сегодня (Лев. 14)?
Это хорошие вопросы, и мы должны их задавать. Однако они разрушают планы чтения Библии, когда мы позволяем им постоянно прерывать наше чтение. Возможно, мы достаем телефон, чтобы запустить быстрый поиск в Google, или обращаемся к примечаниям внизу страницы в нашей учебной Библии. Когда мы делаем это неоднократно, наше чтение становится прерывистым и неровным, чтение трех-четырех глав за раз превращается в трудоемкую и утомительную задачу, а наш темп замедляется. Нередко мы вскоре отстаем от своих планов, а затем и вовсе отказываемся от них.
Понимание придет
Рассмотрим другой подход. Что, если бы, дойдя до Левит 14 или любого другого потенциально запутанного отрывка, мы продолжили читать, а не остановились, чтобы задать (и найти ответы на) свои вопросы по толкованию? Что, если бы мы не беспокоились о том, насколько мы понимаем то, что читаем? Что, если бы мы поверили, что через верное, усердное, молитвенное, год за годом, чтение Писания Бог постепенно будет плодотворно развивать наше понимание?
Такое стремление просто продолжать чтение часто может выглядеть как пограничное недуховное пренебрежение. Хорошо ли читать, когда мы не понимаем, о чем говорится в тексте? Не лучше ли остановиться и попытаться прояснить смысл отрывка?
Мы должны помнить о спирали толкования: Части Писания помогают нам понять целое, а целое помогает нам понять части. Евангельская культура справедливо ценит изучение Библии, но я подозреваю, что нам нужно больше ценить чтение Библии. Мы должны отвести должное место для непрерывного, объемного чтения.
Есть и хорошая новость: изучение Библии обогатится только за счет более активного чтения Библии. Когда я из года в год читаю Библию от корки до корки, происходит нечто захватывающее. Отрывок, который в одном году оставил меня в недоумении, на следующий год начинает приобретать все больший смысл. Чем лучше я усвоил Евреям в одном году, тем легче мне понять Левит в следующем. Чем больше раз я читаю о жизни Авраама в книге Бытие, тем более понятным для меня становится аргумент Павла об оправдании в Римлянам 4.
Если бы я пытался изучать Библию только ради глубины, не дополняя это чтением Библии ради широты, мое изучение обеднело бы, стало бы узконаправленным и почти неизбежно принесло бы меньше пользы. Разумеется, верно и обратное: если бы я только читал (не слишком заботясь о понимании), я бы тоже получил огромную пользу, посвятив время углубленному изучению.
Урок здесь не в том, что «или-или», а в том, что «и то, и другое». Изучайте Библию, во что бы то ни стало. Но также просто читайте Библию. Если вы пытаетесь прочитать Библию от корки до корки в этом году, не позволяйте своим вопросам толкования слишком часто прерывать процесс чтения. Понимание придет со временем. А пока просто продолжайте читать.