Год назад у меня состоялся редкий разговор с политически прогрессивной подругой. Она объяснила мне, почему она поддерживает аборты и права ЛГБТ+, а в ответ на мое несогласие возразила: «Поскольку общество постоянно меняется, то, что было применимо в Библии, когда она была написана, не обязательно подходит для прогрессивного и современного общества». Как бы мы ни расходились во мнениях, мы ушли, лучше понимая друг друга.
Наш разговор также раскрыл кое-что о моем мировоззрении: оно в значительной степени опирается на Библию. Я выступаю за жизнь прежде всего потому, что Писание защищает жизнь и ценность нерожденных. Я не поддерживаю гомосексуализм, потому что Писание осуждает его как грех. Но моя подруга, возможно, выражая чувства моего поколения, просто ответила: «Я всегда считала, что идея воспринимать религиозный текст слово в слово немного устарела».
Однако Библия заявляет о своей актуальности в меняющемся мире: «Трава вянет, цветок увядает, но слово Бога нашего пребудет вовек» (Ис. 40:8). Если Писание было актуальным в какой-то момент истории, то оно должно быть актуальным во все времена. Библия либо является Словом Божьим, либо нет. И если это Слово Божье, то оно должно быть непогрешимым — полностью истинным и не содержащим ошибок.
Оплакивание непогрешимости
Из-за нашей греховности непогрешимость часто является последним, чего мы хотим от Библии. В моей борьбе с расстройством пищевого поведения самой большой трудностью было не признание идолов моего сердца, а отказ от них. В Притчах 31:30 говорится: «Обаяние обманчиво, и красота суетна, но женщина, боящаяся Господа, достойна похвалы». В других местах Писание говорит нам: «Едите ли вы, или пьете, или что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31) и «Представьте тела ваши в жертву живую» (Рим. 12:1).
Даже если в Библии не говорится конкретно о расстройствах пищевого поведения, она ясно говорит о грехах, лежащих в их основе. Когда я пыталась оправдать свое поведение, Павел напомнил мне, что «все, что не по вере, есть грех» (Рим. 14:23). В конечном итоге, дело было не в сомнении, что Писание затрагивает мой грех. Дело в том, что я отчаянно хотела, чтобы Писание ошибалось.
Я не сомневалась в непогрешимости Библии, но я сожалела о ней. Когда Писание раскрывало мою греховность и предлагало путь, который казался исключительно болезненным, я хотела, чтобы Иисус не сказал: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному будет предан, а другого презирать» (Матф. 6:24). Если бы только Он учил, что я могу служить двум господам, пока Бог на первом месте. Если бы только Он оставил мне некоторую свободу действий, чтобы я пошла на уступки своему греху. Если бы только Библия была неправа.
Празднование непогрешимости
Но непогрешимость Писания — это также очень хорошая новость для грешников. Именно через Писание Святой Дух показал мне Божью благодать. Я научилась доверять Ему, как Он обещал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9) и «Я никогда не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Та же самая Библия, которая заманила меня в ловушку неизбежных истин, стала поддерживать меня непоколебимыми обещаниями моего Спасителя.
Если раньше мне хотелось исказить Писание, чтобы оно соответствовало моей программе, то теперь я опиралась на уверенность, что объективное Слово Божье не зависит от моей собственной силы. Напротив, «всякое слово Божие истинно; Он — щит для укрывающихся в Нем» (Пр. 30:5).
В нашей упрямой самодостаточности непогрешимость Писания может показаться нам суровым хозяином, заставляющим нас идти по пути боли и трудностей. Но в этом и заключается великая любовь Бога к нам: как родитель резко кричит на ребенка, собирающегося забрести на улицу, так и наш Отец исправляет нас, чтобы уберечь от большой опасности греха. Как сказано в Псалме 118:9: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему».
Благословение в темноте
В романе К. С. Льюиса «Серебряное кресло» Аслан дает Джил набор из четырех знаков, которые должны направлять ее поиски. Среди них — то, что она и ее друзья должны найти разрушенный город и следовать инструкциям, написанным на камне. Знаки не говорят Джилл, чего ей ожидать: долгих дней в пустыне, жестокой снежной бури, великанов-людоедов. Она и ее друзья едва не пропускают выгравированные указания третьего знака, и повиновение ему приводит их глубоко под землю, в царство злой ведьмы. Находясь далеко под землей, путешествуя по темным пещерам, они начинают «задумываться, не было ли солнце, голубое небо, ветер и птицы всего лишь сном».
Конечно, это не могло быть тем, что задумал Аслан? Но, как напомнил ей друг Джилл, Пуддлглум, «инструкции Аслана всегда работают: исключений не бывает». И они работают, хотя, возможно, и неожиданным образом.
Даже когда мы оказываемся в темных местах, где мы почти забыли, что такое надежда, даже когда мы сомневаемся в любви и суверенитете Бога, Его Слово остается «светильником для ног моих и светом для пути моего» (Пс. 118:105). Его Слово жизненно важно, когда оно разоблачает наш грех, призывая нас к покаянию и восстановлению. И Его Слово — наш истинный путеводитель, когда оно приводит нас к непопулярным выводам — например, что жизнь начинается с момента зачатия или что брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной.
Во всех этих вопросах мы призваны доверять Ему и Его мудрости, явленной в Писании. Для нас, грешников, это нелегкая задача, но для святых, спасенных Его любовью и милосердием, она наполнена радостью и миром.