Этим летом моя дочь вернулась из летнего христианского лагеря с толстенным фиолетовым браслетом на руке. На браслете огромные оранжевые буквы: «Высматривай Бога». Мне это предложение показалось незаконченным. Что именно высматривать-то? Но в этом моем недоумении открылась духовная истина: «В последнее время Бог кажется нам каким-то далеким, а Его дела очень трудно заметить».
Мы перегружены плохими новостями, привыкая смотреть на мир через собственные маленькие ограниченные призмы. Фред Рождерз рассказывал, как мать успокаивала его, когда тому было страшно: «Ищи тех, кто поможет. Всегда есть кто-нибудь, кто обязательно придет на помощь».
Но что если мы хороших новостей просто не слышим. Что если такие истории погребены под 24-часовым блоком плохих новостей, в котором критика – это основной лейтмотив, а плохие новости превосходят хорошие в пропорциях «семнадцать к одному»?
И не только в новостях дело. Что мне мешает видеть дела Божьи, так это публичные разборки среди христиан. Каким-то образом мы обучились языку циников и приняли на вооружение тон негативного сенсуализма. Христиане слишком часто прячут прекрасные и великие дела Божьи под тоннами критики друг друга. Христианские блогеры ведут непрекращающиеся войны: огромные, но по большей части по смехотворным причинам. На многих сайтах критические статьи в три раза по количеству превалируют над позитивными. Почти каждая нашумевшая статья будет содержать в себе какой-нибудь негатив. Не будем уж цитировать здесь настоящие заголовки, но звучать они могут примерно так:
- Что христиане делают неправильно
- Что христианам стоило бы уже перестать говорить
- Мифы, в которые верят христиане
- Проблема с христианами
- Лицемерие христиан
- Христинам наплевать на… (дальше можно вписать любую тему: война, мир, брак, аборты, права женщин, меньшинств и т.д.)
И огорчилось сердце Бога.
Наши публичные разборки затмевают правду о том, как Бог работает в этом мире, не говоря уже, что они наносят вред нашему свидетельству о Нем. «По тому узнают, что вы мои ученики…» Помните эти слова прощающегося с учениками Иисуса? «…если будете иметь любовь между собою». Только это. Удивительно, но не по любви к бедным или обездоленным – «между собою».
Что мы говорим неверующим, когда накидываем друг на друга грязь и нечистоты, обмениваясь необдуманными словами с безличной интернет-аудиторией? Если упростить, то звучит это примерно так: «Да, Иисус, конечно, прекрасен. Приходите, пополняйте наши ряды, становитесь такими же жалкими и несчастными, как мы. Вступайте в общины, которые с удовольствием вас попинают, а в конечном счете и в спину пырнут».
Мы, в чьи руки Бог передал ключи к единственной надежде этого мира, только дополнили растующее людское отчаяние, не воздав славы Богу и уважения друг к другу в публичных дискуссиях. В стремлении исправить и покритиковать тех христиан, у которых не очень хорошо получается что-нибудь, мы словно забыли, что они лишь исключение среди огромного количество верных и замечательных верующих, знакомых нам в реальной жизни.
И сердце Бога огорчилось, потому что наш негативизм ослепляет нас самих. Так, что мы перестаем видеть работу Бога в наших сердцах и через нас в этом мире. Наши слова разлагают наши собственные сердца, наполняя их горечью и злобой. В Писании Господь раз за разом призывает: не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; кто не любит, тот Бога не познал; а ты что осуждаешь брата твоего?
Когда мы публично избиваем или унижаем других христиан, мы согрешаем. Мы лжествидетельствуем, вынося публичную критику отдельного, вырванного из контекста христианских взаимоотношений момента. И в этом как раз и заключается проблема. Мы формируем свои суждения о людях, находясь в стороне, не видя их в контексте повседневной жизни. Наша критика формируется по одному тезису, одной фразе, одной мысли, без их привязки к конкретным взаимоотношениям и ситуациям.
А свои умозаключения мы строим исходя из собственных стереотипов, и умозаключения эти, как правило, принимают за основу наихудший вариант. В конечном итоге люди обижаются. А кто сможет спокойно выслушивать обвинения в свой адрес? Уорен Вирсби пишет: «Больно слышать, как критикуют чье-то служение. Особенно обидно это выслушивать от тех, кто свое служение видит в обличении грехов святых».
Конечно же христиане имеют право спорить, призывать к покаянию и даже требовать наказания. Просто есть для этого правильное место и правильное время. Когда Павел обличал ереси и споры между христианами, он делал это с помощью своих посланий, которые посылались непосредственно адресатам обличений, а не на всеобщее публичное обсуждение. Павел не выходил на Марсов холм и не занимался перемыванием косточек на глазах у всей Римской империи. Большая часть критики, которая наполняет блогосферу, могла бы спокойно обсуждаться в оффлайн-режиме, если вообще это нужно обсуждать. А то, что все-таки стоит выносить на обсуждение, стоило бы произносить в смиренном тоне, без негативизма, как подобает это делать тем, кто видел Бога, кого зовут Божьими детьми и друзьями Христа.
Есть время, чтобы обличать и вести Церковь по пути Божьему. Но обличение и направление на истинный путь происходит из величайшего повеления любить. И обличение это уместно только в контексте любящей христианской общины.
Высматривай Бога. Сможем ли мы научиться высматривать Бога не только в мире, но и друг в друге? Сможем ли изменить наш тон, меньше критиковать, дарить благодать, даже если от этого будет меньше лайков в фейсбуке? Я уверовал во Христа, потому что однажды кто-то увидел во мне, убежденном атеисте, то, что Бог видит во мне. Я уверовал, потому что кто-то общался со мной так, будто я был ценен, и хоть и несовершенный, я был любим.
Давайте не прекращать любить друг друга. В нашем мире нелегко жить. Каждый день приносит нам свою порцию разочарований, боли, утрат, страхов и беспокойств. Зачем к ним добавлять негативизм, свойственный сегодня христианскому интернет-общению? Давайте будем добры друг ко другу, учась смотреть друг на друга добрыми глазами Христа.