В общении с другими людьми Иисус часто переходил прямо к делу. Его призыв к ученичеству в Евангелии от Марка 8:34 не является исключением: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною». Ученичество равнозначно самоотречению и несению креста. Точка.
Но что Иисус подразумевает под «отвергнись себя»? Что означает «взять крест свой», ведь крест Иисуса и наш крест не могут совершить одно и то же? И почему Он использует такую суровую метафору для описания ученичества?
Предоставление собственных определений
Мы смутно понимаем, что самоотречение и несение креста означает, что ученичество, вероятно, трудно, а «я» — это какая-то проблема. Но если мы будем опираться на наши ассоциации с этими понятиями, то, скорее всего, неправильно поймем смысл слов Иисуса.
Например, если мы подумаем о том, как мы стремимся к самоотречению, мы можем обнаружить, что ассоциируем самоотречение с отказом от своих желаний. Поскольку «себя» относится к нам и к тому, чего мы хотим, мы добавляем прямой объект к «отвергнуть себя», так что получается «отвергнуть себя — это отказаться от каких-нибудь вещей для себя». Будь то материальные объекты или нематериальные предметы, такие как успех, любовь или значимая работа, отрицание желаний «я» — это распространенное заблуждение относительно самоотречения.
Но иногда мы идем дальше: мы игнорируем себя. Поскольку мы знаем, что мы по своей природе грешны, мы можем считать все, что исходит из «я», по меньшей мере подозрительным, если не угрожающим или неправильным. Боясь быть слишком сосредоточенными на себе и устремленными внутрь себя, мы создаем ложную дихотомию, в которой нам приходится выбирать между сосредоточением на Христе и самоанализом.
Несение креста, возможно, еще более неправильно понимается. «Нам всем нужно нести свои кресты» применяется к самым разным трудностям, начиная от шутки («Я еду на конференцию во Флориду на следующей неделе — нам всем нужно нести свои кресты»), до выражения разочарования по поводу мелких неудобств (таких как привычное опоздание члена семьи) и описания действительно трудных ситуаций, таких как искушения, продолжительная болезнь или сложные отношения.
Верующие могут быть склонны аллегоризировать любую неприятность как «крест», а затем одухотворять ее как часть ученичества. Или, что еще более экстремально, несение креста становится ссылкой на то, что ученичество равносильно боли — не как включающее страдание, а как его сущностная природа.
Такие прочтения опасны, потому что они основаны на частичных истинах. Конечно, мы должны остерегаться «я». Конечно, христианская жизнь включает в себя страдания. Но каждое из этих неверных толкований упускает то, о чем просит Христос.
Что говорит текст
Два соображения, в частности, могут помочь нам правильно понять смысл слов Иисуса в Евангелии от Марка 8:34.
1. Более пристальный взгляд на «отвержение»
Греческий глагол, переведенный здесь как «отвергнуть», — aparneomai. Хотя это слово может означать просто отрицание истинности утверждения, оно почти всегда имеет подтекст ассоциации или связи с человеком. Отвержение в Новом Завете — это намеренное отмежевание от отношений с конкретным человеком. Другим переводом этого слова может быть «отречься» или «откреститься». Например, именно этот глагол используется, когда Петр «отрекается» от Иисуса. Он отрицает, что знает Иисуса или имеет с Ним какую-либо связь.
Самоотречение, таким образом, — это намеренное отречение от себя, или отход от отношений с самим собой как первичными. Иисус делает заявление не о том, плохо ли «я», а о том, с кем мы наиболее тесно связаны. Кому мы в первую очередь преданы — ему или себе?
2. Историческая практика крестоношения
Иисус сделал это заявление о взятии своего креста до того, как был распят. Хотя метафора, конечно, приобрела бы более глубокий смысл после Его смерти, она должна была что-то значить для Его слушателей и до этого.
Распятие предназначалось специально для преступников, восставших против власти. «Взять свой крест» означало заставить осужденного нести крестовину к месту казни. Это показывало, что хотя осужденный и восстал против власти, но теперь он настолько побежден, что его последним действием в жизни будет нести орудие своей смерти к месту казни. Это была демонстрация полной и абсолютной покорности. Призыв нести свой крест как часть следования за Иисусом, таким образом, является призывом быть таким же покорным Христу, как осужденный преступник был покорным своей смерти.
Поэтому, когда Иисус призывает к самоотречению и несению креста, Он претендует на власть. Следование за Христом означает отречение от себя и преданность Ему. И это значит, что мы должны быть преданы Ему до самых глубин нашего существа.
Больше, чем лозунг
Вместо того чтобы заимствовать эти библейские слова как самодостаточные лозунги для ученичества (как однажды сказал один из моих профессоров семинарии), что означает призыв Иисуса для нашей жизни?
Во-первых, самоотречение — это не просто периодическая практика. Нас не призывают время от времени поднимать определенный крест; нас призывают к целому образу жизни. Мы часто говорим о том, готовы ли мы «посчитать цену» ученичества. Но на самом деле вопрос не в дороговизне следования за Иисусом, а в нашей готовности следовать за Ним, несмотря на цену. Величие или малость цены больше не подчеркивается; скорее, вся жизнь должна быть отдана Ему.
Во-вторых, правильное понимание себя необходимо для ученичества. Если самоотречение и несение креста - это призывы к самоотдаче, то самость должна не только присутствовать, но и быть известной и хорошо изученной. Как мы можем подчинить себе то, что мы не осознаем? Как мы можем покориться тому, о чем не знаем? Проводить время, исследуя свое сердце, изучая свои мотивы, желания и грехи, не только допустимо в ученичестве, но и необходимо для него.
В-третьих, всякое ученичество - это крайность. Кажущаяся суровость призыва Иисуса призвана разъяснить это. В следовании за Христом нет полумер. Это все или ничего. По определению, это не хобби, а полная и абсолютная преданность Ему в каждом уголке сердца.
Христос призывает нас к исключительной верности и полному подчинению Ему. Хотя самоотречение и крестоношение являются крайними и всеобъемлющими, они не искореняют и не подавляют самость. Напротив, Святой Дух действует через них, восстанавливая в нас образ Божий, когда мы возрастаем во Христе и становимся более целостными теми, кем мы были созданы быть.