Для чего отлучать тех, кто давно не ходит в церковь?
Для чего отлучать тех, кто давно не ходит в церковь?

Для чего отлучать тех, кто давно не ходит в церковь?

Как бы мне хотелось, чтобы кто-нибудь предупредил их о том, что все это значит.

Несколько лет назад я узнал о церкви, в которой обеспокоились по поводу раздутого списка членов общины. За несколько лет неудовлетворительного учёта число в списке стало огромным и плохо соответствовало реальному количеству людей. Официальное членство превышало реальную посещаемость собраний в два раза из-за того, что в списке были умершие, бросившие церковь и те, у кого были «благие намерения», так и не воплотившиеся в реальное участие в жизни общины.

Это несоответствие затмило истинное положение вещей в церкви.

И тогда они придумали кое-что: давайте обнулим членство и со временем пусть те, кто всё ещё «ходит в церковь», обновят своё посвящение и станут членами общины «заново».

Таким образом они надеялись убить сразу двух зайцев одним выстрелом: во-первых, это давало повод снова связаться с теми, кто был в списке, и предоставить им шанс снова захотеть встречаться с Богом и Его людьми на богослужениях, а во-вторых, стало бы понятно, за чьи души они ответственны перед Богом, о ком поставлены заботиться.

Итак, несколько месяцев они обзванивали, встречались и сообщали о дате, в которую каждому будет дана возможность обновить свое посвящение, передав духовный контроль данной конкретной церкви. Для одной группы людей все было просто: они не переставали посещать церковь и участвовать в её жизни. Для другой Бог использовал переписку и общение, чтобы вырвать из апатии и вернуть в храм.

Часть людей проигнорировали сообщения, письма вернулись адресату без ответа, увещевания наткнулись на глухие уши или отсутствие ушей как таковых.

И тогда, достаточно быстро, их завет с церковью был удален одним нажатием клавиши.

Хорошие новости

Я понимаю, что намерения в данной церкви были благими, но настаиваю, что произошедшее можно смело называть пасторской халатностью. Притча «о потерянной овце» из Евангелия от Матфея 18 была поставлена здесь с ног на голову: «Если у человека есть сто овец и одна из них заблудится, то разве он не оставит девяносто девять на холмах и не пойдет искать пропавшую?».

Хорошо, когда ведется аккуратный и точный учёт членства в церкви. Но лучше всего, если дело касается не посещающих собраний, приводить их к одной из конкретных точек в разговоре: если они посещают другую евангельскую церковь – удалить из списка, если они готовы вернуться – организовать процесс восстановления, а если они не желают более быть частью любой евангельской общины или их невозможно найти – отлучить или исключить.

Позвольте мне пояснить, о чем я: поиск тех, кто перестал посещать церковь (и я здесь не о тех, кто нерегулярно приходит в церковь, а тех, кто не был в церкви месяцами или даже годами), и отлучение тех, кого невозможно найти – это признак здоровой церкви. Конечно, при этом можно наломать дров и наделать ошибок. Но это злоупотребление должно внушить нам осторожность, а не убеждение, что лучше всего вообще ничего не делать.

Эта практика полностью соответствует библейскому учению о церкви, роли пастора и о библейской любви. Даже если потенциально отлученный даже не подозревает о поиске и нависшим над ним церковным взысканием, действие церкви служит предостережением для присутствующих об опасностях ведения христианской жизни вне поместной церкви.

Библейский прецедент

Ну вот, когда я прошелся против шерсти многих наших читателей, позвольте дать библейское обоснование сказанному выше.

Текст №1: Ев. от Матфея 18:10–35

Важно понять контекст фундаментального учения Иисуса, представленного в Евангелии от Матфея 18:15-20, о церковных наказаниях. Как сказал один пастор: «В Библии церковные наказания – это спасательная операция».

Перед этим блоком учения Иисус рассказывает притчу о потерянной овце. Иисус хочет облачить нас в сандалии пастуха, у которого есть 100 овец, и проиллюстрировать Божью любовь к Своему народу. И все-таки после притчи остается вопрос: «А что делать с упрямой овцой, которая отказывается возвращаться?»

Ответ на этот вопрос и дан в следующей части учения: мы идем за ним, и, если он настаивает на своем уходе, мы изгоняем его, относясь к нему, как к язычнику или мытарю. Другими словами, с этого момента наши отношения с отпавшей овцой меняются кардинально.

Отлучение тех, кто прекратил посещать собрания, фактически дает им то, о чём они просили. Мы отпускаем веревку, которую они старались вырвать из наших рук. Мы не заставляем их оставаться привязанными, если они не хотят. В то же время, это наш отказ называть их «хорошими христианами», как они того от нас требуют, когда мы не можем пойти против своей совести и сделать так.

Для внимательного читателя очевиден и другой вопрос: «А что если овца вернется?» Иисус, кажется, отвечает на этот вопрос с помощью другой притчи: о непрощающем слуге (18:21-35). Суть проста: мы прощаем тех, кто согрешил против нас. Почему? Потому что Бог, против которого мы все согрешили, простил нас. И наша провинность перед Ним будет поболее любого преступления, совершенного против нас.

Другими словами, пастор, или даже нет, церкви – мы быстро, с радостью и полностью прощаем вернувшуюся и покаявшуюся овцу, потому что мы и сами некогда были далеки от Бога. И если бы Он не держал нас, мы бы удалялись от Него снова и снова, дальше и дальше. Слова гимна, написанного по 22 Псалму, хорошо выражают эту мысль:

Я был немудр, покинул дом,
Но ты взыскал с любовью,
Нашёл, на плечи водрузил,
Устроил возвращенья пир!
– Господь, Пастырь мой (Генри Уильямс Бейкер, 1868)

Итак, в 18 главе Евангелия от Матфея заложены основы и траектория наложения церковных взысканий: мы ищем отпавших от церкви членов, потому что Бог ищет своих потерянных овец, даже если это всего «лишь» одна овца из 99. К сожалению, иногда результатом будет исключение, потому что не все овцы желают быть «найденными». И тогда мы даём то, о чём они просят, отпускаем их, настаивая на честном разговоре, когда они уходят.

К счастью, потерянные овцы могут вернуться, и когда это происходит, мы прощаем их полностью и сразу, потому что именно так нас простил Бог во Христе.

Текст №2: Послание к евреям 10:23–25 [1]

Вот те стихи, которые мы рассматриваем:

Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

Автор послания дает нам два распоряжения. Первое мы видим в 23 стихе: держаться исповедания упования неуклонно, исповедания, о котором он рассказал нам чуть раньше, восхваляя совершенное Христом, нашим Первосвященником. И основано это поручение на верности Бога (стих 23).

К счастью, второе поручение – поощрять друг друга к любви и добрым делам – сопровождается немедленным применением. Как мы это делаем? Да просто продолжаем встречаться. Почему? Потому что невозможно никого ни к чему поощрять, если мы не видимся. И опять же это поручение и его применение основано на обещании: мы собираемся и увещеваем, потому что приближается Судный день, когда наш верный, исполняющий Свои обещания Бог, вернется, и мы будем собраны с Ним навечно.

Хотя и написал это все автор две тысячи лет назад, он, кажется, очень хорошо знаком с нашими современными реалиями. Вы заметили? «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай».

У некоторых христиан действительно стало обычаем «игнорировать» совместные собрания. И из-за этого упускается возможность увещевать друг друга, побуждать к любви и добрым делам. Но это еще не всё: их угол зрения на Божий промысел в жизни христианина сужается, уверенность в исповедании надежды ослабевает, память о том, что Бог чтит Свои обещания, испаряется, а однажды ясное видение предстоящего Дня Господа мутнеет, превращаясь в темное пятно.

Кстати, вы заметили, насколько серьезно это предупреждение? День суда? Теперь объясните мне, как исключение из членов церкви может быть слишком серьезным? Представьте, что не посещающий богослужения «член церкви» в День Суда предстает перед своим Судьей. В это самый момент, что можно будет сказать об этой «любви», которую проявила к нему церковь, ничего не сделав, тихо удалив его имя из списка в компьютерной базе? Не будет ли гнев человека оправданным: «Почему вы не предупредили меня?»

На самом деле, наше «примитивное» исключение из членов церкви может быть наилучшим проявлением любви, потому что таким образом мы предупреждаем людей об опасности грядущего перманентного исключения. Эти строки из Послания к евреям позволяют нам увещевать охладевших членов церкви с помощью конкретных библейских отрывков, а не списка «добрых и продуманных советов». Ведь мы можем не только указать на неисполнение конкретной библейской заповеди, но и на упущенную возможность получить Божьи благословения.

Текст №3: Послание к евреям 13:17 (Деяния св. Апостолов 20:28)

Приближаясь к коде своего письма, автор Послания к евреям увещевает своих слушателей:

Слушайтесь ваших наставников и подчиняйтесь им. Они неусыпно заботятся о душах ваших, ведь им предстоит дать отчет Богу за свой труд. Старайтесь поступать так, чтобы они несли свое служение с радостью, а не как тяжелое бремя, так как в этом нет пользы для вас.

Несколько ранее, в седьмом стихе, этих наставников называют теми, «которые учили вас Божьему слову». Там нам предписано подражать вере наставников и смотреть «на добрые результаты их жизни».

Одно из применений данного отрывка в том, что церковным лидерам (пасторам, старейшинам и т.д.) следует жить среди людей так, чтобы было чему подражать. Живущий в башне из слоновой кости старейшина, над и вдали от своего народа – не оправдывает ожиданий, возложенных на него Писанием. Раздавая поручения и наставления «с высоты своих облаков», старейшина даже не понимает, что люди его не слышат. Он разговаривает сам с собой.

Пример должен быть поучительным. Член церкви, который разговаривает с пасторами, только если сделал что-нибудь не так, например, не посещал церковь целый год, может привести весомый (правда, не вполне бесспорный) аргумент: «А где вы были, когда происходили вещи, из-за которых я решил уйти?» Гораздо легче и эффективнее быть пастором для тех, кто только собрался уйти, чем для тех, кто уже ушёл.

Хоть это и очень важный момент, но мы сейчас проигнорируем увещевание подчиняться наставникам и сфокусируем внимание на «почему нам предписывается это делать». Мы должны повиноваться нашим лидерам (предположим, что они радостные, а не занудные, обладают необходимыми качествами и пребывают среди людей), потому что тем однажды придется дать ответ за нас.

И в этом уникальное призвание старейшины. В Последний День они будут отвечать за каждого члена церкви, который был отдан им на попечение. Что это значит, точно никто вам не скажет. Но, как минимум, если вы старейшина церкви, в которой формальное членство ничего общего не имеет с реальным положением дел, вам стоит поразмышлять о том, что это значит лично для вас. Если вы лидер церкви, которая «заверила» исповедание веры и вечность со Христом через крещение или членство сотен или даже тысяч человек, но вы понятия не имеете, где эти тысячи сейчас, вам нужно подумать, что это значит лично для вас. Возможно, наступило время начать беспокоиться.

Вспоминаются слова Павла, обращенные к ефесянам: «Смотрите за собой и за всем стадом, в котором Святой Дух поставил вас руководителями, чтобы вы пасли церковь Божью, которую Он приобрел Себе ценой Своей собственной крови» (Деяния 20:28).

Нет ситуации, в которой старейшина может сказать о члене церкви: «О, я за него больше не отвечаю». Почему? Потому что Господь заповедует старейшинам внимательно следить за всем стадом, независимо от того, рядом подопечный или нет, желает, чтобы о нём заботились, или нет.

Каждый член церкви любой поместной церкви должен быть ценен для своих наставников, потому что прежде всего ценен для Бога. Это не должно нас удивлять. Разве забыли, сколько это все стоило?

Практические шаги

Итак, библейский принцип прост: мы бежим за ушедшим членом церкви и на это есть три причины:

  • Бог идет за потерянной овцой.
  • Нам заповедано не оставлять собраний с братьями и сестрами. Нам не предлагается здесь выбор – это заповедь.
  • Наши старейшины дадут отчет перед Богом за каждого человека, который был дан им на попечение. Исключений не будет.

Но кому есть дело до того, что говорит Библия, если это невозможно использовать в реальной жизни церкви, правда? Чтобы поправить эту проблему, я приведу несколько реальных шагов применения сказанного в Библии по нашему текущему вопросу.

1. В церковном завете (документе, который принимают члены церкви, когда присоединяются к общине) добавьте несколько строк, где описывается, что происходит, если член церкви решил уйти.

В моей прошлой церкви были такие слова: «Уходя, мы как можно быстрее присоединимся к другой церкви, где сможем нести дух завета и принципы Божьего Слова». Коротко и ясно – такой должна быть цель.

Конечно, слова церковного завета никто не будет воспринимать серьезно, если он лежит на полке и собирает пыль. Поэтому используйте этот завет, где уместно: на занятиях для потенциальных членов, когда участвуете в Вечере Господней, перед собраниями членов церкви и иногда в разделе «применения» воскресной проповеди.

2. Учите членов церкви о данной им Богом власти и ответственности.

Наложение церковных взысканий от начала и до конца держится на членах церкви, живущих используя Богом данную власть и ответственность. К счастью, обычно процесс заканчивается на Шаге №1, когда «Член церкви А» с любовью обличает «Члена церкви Б», и «Член церкви Б» реагирует на обличение с благодарностью и раскаянием.

Но в тех случаях, когда все идет не так хорошо, когда грешник бежит от покаяния, очень важно подчеркнуть участие всей церкви. Хорошо преподанное учение по этой теме поможет людям увидеть, что и у них нет никакого законного основания когда-нибудь сказать, что тот или иной член церкви больше не их забота. «Рекультивация» отпавшего члена церкви – это общецерковный проект, а не лишь тех, кто избран или нанят делать церковную работу.

3. Не боритесь за «территориальное влияние».

Я часто слышу опасения о том, что отлучение не посещающих собрания членов церкви – это духовное насилие, свидетельствующее о желании церковных руководителей удержать «долю на рынке» и сохранить влияние. И это может быть именно так в некоторых случаях, но не во всех.

Честно говоря, такие обвинения не имеют никакого смысла в отношении церквей и пасторов, известных своей добросердечностью (хотя на тех, кто не хочет, чтобы их переубедили, эти аргументы никак не повлияют). Поэтому регулярно отправляйте членов вашей церкви помогать другим церквям. Приглашайте проповедников и отвечайте на аналогичные приглашения. Основывайте церкви без четкой «брендовой» привязки к вашей общине и вашей деноминации. Публично молитесь за другие церкви. Не превращайтесь в «деноминационный столп», стройте дружеские и партнерские отношения и по богословской, и по любым другим линиям.

4. Забудьте о «добрых намерениях»: полагайтесь на конкретные правила и процедуры.

Как однажды выразился Дон Карсон: «Невозможно двигаться к святости, сидя на плоту». Подобным образом, и церковь никогда не сможет «оздоровиться», просто плывя по течению. Именно поэтому нам нужны процедуры и правила, которые помогают отражать и претворять в жизнь библейское учение.

Членские занятия, список членов, «узаконенная» длительность отсутствия перед тем, как начинается процесс отлучения – ничего этого в Библии нет. Все это попытки перевести мудрость Библии в конкретные процедуры церковной жизни.

Не имеет значения, насколько вам всё это важно в сердце, если ваши убеждения не подкреплены действиями. В пасторском служении всегда будет что-нибудь более срочное и важное, чем «встретиться с «Членом церкви Х», который уже шесть месяцев не появлялся на богослужении».

Да, этот вопрос не кажется срочным, но это не значит, что он не важен. Поэтому продумайте правила и процедуры, которые помогут решать и этот вопрос своевременно и эффективно. Пропишите правила, приемлемые в вашем контексте, и доверьте Богу благословить вашу подготовку.

5. Учите прихожан о производной власти церкви.

У вашей церкви и ее членов есть настоящая, Богом данная власть, которую мы должны применять трезво и осторожно. Библейские отрывки из Ев. от Матфея 18:15-20 и 1 Коринфянам 5 четко показывают, что коллективно принятые церковью решения что-то значат.

Мы не должны забывать: наша власть, исходящая от Бога, не равна власти Бога. Если этот момент упустить, можно совершить ошибку Римской Католической Церкви.  Нет, когда мы учим о церковной власти, нужно указывать, что она реальна, но является производной от Божьей, поэтому ограничена и способна совершать ошибки.

Возможно, тот член церкви, которого вы не можете найти, переезжал в спешке и не успел никому рассказать о смене места жительства, как мы всегда иногда забываем или не успеваем. Возможно, он уже служит где-нибудь в другой церкви на противоположном конце страны. Такие ситуации будут не часто, но они будут, поэтому крайне важно напоминать и себе, и церковным людям, что такое отлучение за непосещение церкви не является декларацией отлучения «Члена церкви Х» от Господа. Это заявление, что несмотря на наши неоднократные попытки, мы так и не смогли выяснить, где этот человек сейчас, поэтому мы снимаем свое подтверждение о его исповедании.

Заключение

Мне ни разу в жизни не встречался поступательно возрастающий в Господе зрелый христианин, который не посещает церковь, проповедующую Евангелие.

С другой стороны, я видел десятки исповедующих Христа людей, которые никогда или редко посещают церковь. Их жизнь – это эксперимент «ведения духовного натурального хозяйства». В их жизни нет открытой безнравственности, но их уверенность в своей вере колеблется день ото дня, потому что их воспоминания о близости с Богом и о проповеди Слова удаляются все дальше и дальше. Они, наверное, в этом не признаются, но они становятся недоверчивыми скептиками даже по отношению к себе самим.

Я уже раньше сказал, что был членом другой церкви когда-то. Годы спустя, я благодарен за неё – Бог спас меня там и взрастил через её верное служение.

И всё же я не могу не расстраиваться. Я пишу эти слова, а перед моими глазами мысленно прокручиваются лица друзей, которые тоже ходили в эту церковь. Мы вместе были на молодежной группе, проводили каникулы в летнем лагере, были друг другу подотчетны. Мы были молодыми, озорными и глупыми, но мы хотели стать серьезными, сознательными и истинными христианами.

А потом все разъехались по университетам, наши дорожки разошлись. Кто-то пошёл направо, кто-то налево, а некоторые вообще никуда не пошли. Они присоединились сначала к одной церкви, потом к другой, потом к третьей. А потом не регулярное посвящение превратилось в отсутствие посвящения, а отсутствие посвящения ввергло их в духовный летаргический сон, а тот привел к параличу. И вот паралич уже начал очень походить на смерть – мерцавшая когда-то на горизонте сознательность христианского посвящения погасла благодаря благонамеренному невниманию. Спустя годы я очень жалею, что не поговорил с ними об этом побольше.

Когда-то имена этих друзей были в списке сказавших, что они проведут вечность с Иисусом. Спустя десять лет их попадание в этот список кажется случайным, не подкрепленным никакими существенными доказательствами, а те что есть, можно отклонить по техническим причинам или по истечению срока давности.

Но это же неправильно! Каждое из этих имен было там написано не просто так – это было трезвое решение, что Иисус истинно есть Христос, Сын Живого Бога, их Господь и Спаситель. Это решение предваряло крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Я не знаю, написал ли кто-нибудь этим ребятам письмо или позвонил, я не знаю, не проигнорировали они эти попытки их вернуть. Но я знаю достоверно, что случилось потом: их завет с церковью был удален в один клик.

Как бы мне хотелось, чтобы кто-нибудь предупредил их о том, что все это значит.

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

14/02/2018
Темы:
Дисциплина Наказание Церковь Членство
7484
>5
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Психические расстройства и церковь
Несколько простых напоминаний о предубеждениях, превращающих церкви в ад для людей с проблемами.
Андреа Йонгблоуд
| 10 дек |
15033
18 молитв за вашу церковь
Всем сравнительно легко молиться за себя, за свои семьи и друзей. Но как научиться молиться за наши поместные церкви?
Джонатан Лиман
| 17 апр |
27115
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
38047
Как наказать церковного лидера
Каким должен быть процесс наложения церковных взысканий для пресвитеров и других церковных руководителей?
Эрик Реймонд
| 24 ноя |
3894
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
122498
Работает на Cornerstone