Большинство церковных людей в курсе насчет процесса наложения церковных взысканий, описанного в 18 главе Евангелия от Матфея (ст. 15-18). Чтобы сохранить чистоту церкви и евангельского свидетельства, христиане должны следить за тем, чтобы другие члены церкви были живым доказательством послушания Христу. Если кто-нибудь упорствует в явном и серьезном грехе, их следует «вывести за пределы», исключить из членов церкви, это и есть церковное взыскание.
Но зачастую возникает вопрос: а что насчет старейшин? Нет ли для них отдельного процесса наложения взысканий, описанного в 1 послании к Тимофею 5?
«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19-20).
Такой же это процесс, как он описан в Евангелии от Матфея 18, или это другая процедура?
В Первом послании к Тимофею мы читаем о служении пресвитера (старейшины). В третьей главе (ст. 1-7) дан квалификационный список для достойных такого служения. В пятой главе мы узнаем о некоторых деталях, которые следует иметь ввиду, когда происходит взаимодействие со старейшинами. В 17-18 стихах мы читаем, что церковь должна не забывать молиться за тех, кто трудится проповедью и учением, а в 22 стихе читаем, что назначение старейшин не должно происходить в спешке, что это должен быть взвешенный и вдумчивый процесс.
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18).
«Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).
Между этим двумя отрывками размещен стих, о котором я ранее упоминал:
«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19–20).
А далее следует крайне отрезвляющее предупреждение:
«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1 Тим. 5:21).
Так о чем это Павел говорит в 19-20 стихах?
Это инструкция о том, как поступать с обвинениями пресвитеров в грехе. Павел предупреждает, что такие обвинения следует принимать от двух-трех свидетелей.
Мне кажется, что Павел здесь не ратует за отдельный процесс наложения церковных взысканий для старейшин, отличный от того, что Господь уже дал в Евангелии от Матфея. Тринадцатый апостол призывает защитить служителей от основанных на чувствах и капризах обвинений. В пятой главе Первого послания к Тимофею Павел повторяет библейской учение, основанное на ветхозаветном законе. Как заметил один из комментаторов:
«Было крайне важно защитить невиновных людей от ложных обвинений. Иудейский закон требовал заявлений двух свидетелей, чтобы человека можно было призвать к ответственности (Вт. 19:15), поэтому и в церкви должен быть такой порядок (Мф. 18:16, 2 Кор. 13:1), особенно, если обвинения звучат в адрес пресвитера. Его следует защищать от злого умысла. Но если для дисциплинарных мер есть веские основания, тему наказания следует поднимать перед всей церковью».
Короче говоря, когда кто-нибудь обвиняет пресвитера, апостол напоминает церкви, что «два или три свидетеля требуются не только для того, чтобы принять обвинение, но и вообще, чтобы даже его рассмотреть».
Почему Павел напоминает об этом?
Вполне естественно предположить, что это предупреждение связано с уязвимостью положения пасторов и пресвитеров: на них клевещут, лжесвидетельствуют, их атакуют. Джон Стотт записал свои наблюдения:
«Враги Евангелия всегда будут отыгрываться на служителях Евангелия. Клеветническая кампания может полностью разрушить служение лидера. Поэтому Павел сразу предупреждает Тимофея, что прислушиваться к сплетням о служителях нельзя, даже к серьезным обвинениям, если они высказаны лишь одним человеком. Любое обвинение должно быть высказано несколькими ответственными свидетелями, прежде чем к этому обвинению прислушаются. Приверженность данному принципу заставила бы замолчать многих «сказочников» и помогла бы многим пасторам избежать несправедливой критики и ненужных страданий».
Джон Кальвин сказал похожие слова, когда комментировал этот отрывок:
«… когда в адрес служителя Слова звучит какое-нибудь обвинение, этому верят незамедлительно и полностью, словно это обвинение не требует доказательств. И это происходит не только потому, что к служителям применяются более высокие требования, но и потому, что сатана заставляет многих (если не большинство) людей доверять плохим новостям, чтобы без исследования с радостью осуждать своих пасторов, чье доброе имя они вообще-то должны защищать».
После увещеваний о том, что пасторам должно оказывать сугубую честь, что они вправе получать достойную оплату своего труда и избираться согласно тщательно прописанному регламенту отбора, Божье Слово заповедует церкви сохранять бдительность, чтобы защищать служения и служителей церкви. Это не повеление слепой верности, которая не видит грех пресвитеров (в 20 стихе говорится о наказании в случае нераскаянного греха), а информированная лояльность с открытыми глазами, которая ясно видит атаки на тех, кто руководит церковью. Для чего апостол берет заповедь, применимую ко всем (взыскания в церкви), и представляет ее «особым случаем», когда дело касается старейшин? Только потому, что необходимо подчеркнуть угрозу и призвать церковь к осторожности в принятии обвинений на пресвитеров с одновременным «сугубым почтением» к этим служителям.
Короче говоря, процесс наложения церковных взысканий на пресвитеров ничем не отличается, но Библия напоминает о необходимости в осторожности и чуткости, когда произносятся обвинения в адрес церковных лидеров.