Как наказать церковного лидера
Как наказать церковного лидера

Как наказать церковного лидера

Каким должен быть процесс наложения церковных взысканий для пресвитеров и других церковных руководителей?

Большинство церковных людей в курсе насчет процесса наложения церковных взысканий, описанного в 18 главе Евангелия от Матфея (ст. 15-18). Чтобы сохранить чистоту церкви и евангельского свидетельства, христиане должны следить за тем, чтобы другие члены церкви были живым доказательством послушания Христу. Если кто-нибудь упорствует в явном и серьезном грехе, их следует «вывести за пределы», исключить из членов церкви, это и есть церковное взыскание.

Но зачастую возникает вопрос: а что насчет старейшин? Нет ли для них отдельного процесса наложения взысканий, описанного в 1 послании к Тимофею 5?

«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19-20).

Такой же это процесс, как он описан в Евангелии от Матфея 18, или это другая процедура?

В Первом послании к Тимофею мы читаем о служении пресвитера (старейшины). В третьей главе (ст. 1-7) дан квалификационный список для достойных такого служения. В пятой главе мы узнаем о некоторых деталях, которые следует иметь ввиду, когда происходит взаимодействие со старейшинами. В 17-18 стихах мы читаем, что церковь должна не забывать молиться за тех, кто трудится проповедью и учением, а в 22 стихе читаем, что назначение старейшин не должно происходить в спешке, что это должен быть взвешенный и вдумчивый процесс.

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18).

«Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22).

Между этим двумя отрывками размещен стих, о котором я ранее упоминал:

«Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5:19–20).

А далее следует крайне отрезвляющее предупреждение:

«Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (1 Тим. 5:21).

Так о чем это Павел говорит в 19-20 стихах?

Это инструкция о том, как поступать с обвинениями пресвитеров в грехе. Павел предупреждает, что такие обвинения следует принимать от двух-трех свидетелей.

Мне кажется, что Павел здесь не ратует за отдельный процесс наложения церковных взысканий для старейшин, отличный от того, что Господь уже дал в Евангелии от Матфея.  Тринадцатый апостол призывает защитить служителей от основанных на чувствах и капризах обвинений. В пятой главе Первого послания к Тимофею Павел повторяет библейской учение, основанное на ветхозаветном законе. Как заметил один из комментаторов:

«Было крайне важно защитить невиновных людей от ложных обвинений. Иудейский закон требовал заявлений двух свидетелей, чтобы человека можно было призвать к ответственности (Вт. 19:15), поэтому и в церкви должен быть такой порядок (Мф. 18:16, 2 Кор. 13:1), особенно, если обвинения звучат в адрес пресвитера. Его следует защищать от злого умысла. Но если для дисциплинарных мер есть веские основания, тему наказания следует поднимать перед всей церковью».

Короче говоря, когда кто-нибудь обвиняет пресвитера, апостол напоминает церкви, что «два или три свидетеля требуются не только для того, чтобы принять обвинение, но и вообще, чтобы даже его рассмотреть».

Почему Павел напоминает об этом?

Вполне естественно предположить, что это предупреждение связано с уязвимостью положения пасторов и пресвитеров: на них клевещут, лжесвидетельствуют, их атакуют. Джон Стотт записал свои наблюдения:

«Враги Евангелия всегда будут отыгрываться на служителях Евангелия. Клеветническая кампания может полностью разрушить служение лидера. Поэтому Павел сразу предупреждает Тимофея, что прислушиваться к сплетням о служителях нельзя, даже к серьезным обвинениям, если они высказаны лишь одним человеком. Любое обвинение должно быть высказано несколькими ответственными свидетелями, прежде чем к этому обвинению прислушаются. Приверженность данному принципу заставила бы замолчать многих «сказочников» и помогла бы многим пасторам избежать несправедливой критики и ненужных страданий».

Джон Кальвин сказал похожие слова, когда комментировал этот отрывок:

«… когда в адрес служителя Слова звучит какое-нибудь обвинение, этому верят незамедлительно и полностью, словно это обвинение не требует доказательств. И это происходит не только потому, что к служителям применяются более высокие требования, но и потому, что сатана заставляет многих (если не большинство) людей доверять плохим новостям, чтобы без исследования с радостью осуждать своих пасторов, чье доброе имя они вообще-то должны защищать».

После увещеваний о том, что пасторам должно оказывать сугубую честь, что они вправе получать достойную оплату своего труда и избираться согласно тщательно прописанному регламенту отбора, Божье Слово заповедует церкви сохранять бдительность, чтобы защищать служения и служителей церкви. Это не повеление слепой верности, которая не видит грех пресвитеров (в 20 стихе говорится о наказании в случае нераскаянного греха), а информированная лояльность с открытыми глазами, которая ясно видит атаки на тех, кто руководит церковью. Для чего апостол берет заповедь, применимую ко всем (взыскания в церкви), и представляет ее «особым случаем», когда дело касается старейшин? Только потому, что необходимо подчеркнуть угрозу и призвать церковь к осторожности в принятии обвинений на пресвитеров с одновременным «сугубым почтением» к этим служителям.

Короче говоря, процесс наложения церковных взысканий на пресвитеров ничем не отличается, но Библия напоминает о необходимости в осторожности и чуткости, когда произносятся обвинения в адрес церковных лидеров.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

24/11/2017
Темы:
Дисциплина Наказание Старейшины Церковь
3890
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
122311
22 ошибки во время наложения церковных взысканий
Тема церковных наказаний чем-то сродни протухшим продуктам в холодильнике. От них неприятно пахнет, но трогать все равно придется рано или поздно.
Джонатан Лиман
| 15 фев |
3911
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
38011
Для чего отлучать тех, кто давно не ходит в церковь?
Как бы мне хотелось, чтобы кто-нибудь предупредил их о том, что все это значит.
Алекс Дюк
| 14 фев |
7472
18 молитв за вашу церковь
Всем сравнительно легко молиться за себя, за свои семьи и друзей. Но как научиться молиться за наши поместные церкви?
Джонатан Лиман
| 17 апр |
27047
Работает на Cornerstone