Невозможно читать Новый Завет и не увидеть, как Иисус и ранняя церковь сталкивались с одержимостью бесами. Краткие изложения служения Иисуса, такие как Матфея 4:24 и Деяния 10:38, показывают нам, что Иисус не только сталкивался с одержимыми бесами людьми, но и исцелял их. Несмотря на различные симптомы одержимости и методы избавления (например, Матфея 15:22-28; Марка 1:21-28; 5:1-20; Луки 13:10-17), бесы не могли противостоять Сыну Божьему.
Ранняя церковь также сталкивалась с одержимыми людьми (например, Деяния 5:16). Служение Филиппа включало экзорцизм (Деяния 8:5-8), как и служение Павла (Деяния 16:16-18). Как заметил Билл Кук, «те, кто [сталкивался] с демоническим сопротивлением — будь то гонения, одержимость бесами или магия — не боялись противостоять ему во имя Иисуса».
Возможна ли одержимость?
Вопрос, который мы рассматриваем в этой статье, заключается в том, происходит ли одержимость бесами сегодня, особенно в Северной Америке. Здесь необходимо сделать три оговорки. Во-первых, мы должны стоять на той истине, что «человеческое сердце — это самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся; поэтому провозглашение Слова имеет приоритет над изгнанием бесов». Во-вторых, бесы не могут овладеть верующими, хотя это угнетение может быть настолько сильным, что может казаться контролирующим. (С этой позицией относительно верующих и одержимости расходятся другие, но эти споры выходят за рамки данной статьи). В-третьих, наш враг — интриган (Еф. 6:11), хитрый стратег, который выбирает любые уловки, которые он считает наиболее эффективными в данной культуре или ситуации. Одержимость — лишь одна из его стратегий, и зачастую не главная.
Помня об этих предостережениях, мы должны принять возможность одержимости бесами сегодня, но оценивать каждую ситуацию молитвенно и мудро. Мой опыт показывает, что распространенность такой деятельности варьируется по всему миру. Например, большая часть населения мира — анимисты, которые верят, что «духовные силы имеют власть над человеческими делами» и поэтому их нужно умиротворять или даже манипулировать ими. Страх часто характеризует такие религиозные культуры, поэтому вполне логично, что эти силы будут проявляться через одержимость, чтобы усилить местный страх (и вызвать тревогу у миссионеров, плохо подготовленных к такому очевидному духовному конфликту).
Более того, многие такие культуры находятся на границе духовной тьмы по всему миру. То, что враг делает все возможное — включая одержимость — чтобы держать неверующих в состоянии слепоты (2 Кор. 4:3-4), во власти тьмы (Кол. 1:13) и под своей властью (Деян. 26:18), не должно удивлять. Во время краткосрочных миссий в таких культурах я видел то, на что местные верующие указывали как на бесовскую одержимость.
Общий враг, разные стратегии
Стратегия врага в Северной Америке, однако, кажется иной. Помните предупреждение К. С. Льюиса: «Есть две равные и противоположные ошибки, в которые род человеческий может впасть относительно дьяволов. Первая — не верить в его существование. Другая — верить и испытывать к нему чрезмерный и нездоровый интерес».
Интересно, что некоторые исследования показывают рост процента американцев, верящих в дьявола, а другие — рост числа экзорцизмов, особенно проводимых католическими священниками, с начала пандемии. Тем не менее, западное мышление склоняется к первой крайности знаменитой цитаты Льюиса. Те, кто верит в существование Сатаны, редко считают его действительно угрожающим Врагом, который стремится уничтожить. Когда духовная слепота человека заставляет его сомневаться в реальности или силе демонических сил вообще, одержимость демоном вряд ли может быть основной стратегией Врага. Зачем проявлять себя через одержимость, если можно проскользнуть незаметно?
В этом, на самом деле, может заключаться главное отличие от работы Врага в анимистических культурах: там, где он хочет, чтобы анимисты боялись его больше, он хочет, чтобы западные люди боялись его меньше, если вообще боялись. Если это так, то его стратегия не исключает одержимости — я слышал достоверные сообщения об одержимости демонами в Северной Америке, — но она также не подчеркивает ее. Держать неверующих в рабстве натурализма, независимости и идолопоклонства имеет больше смысла в большей части североамериканской культуры.
Быть готовым
Однако последователи Христа должны понимать, что предупреждения о войне (например, Еф. 6:10-17; 1 Пет. 5:8) написаны для верующих не просто так. Враг направляет свои стрелы на нас, потому что мы являемся Божьими свидетелями в темном мире. Он на подхвате, стремится пожрать лидеров и посеять разделение среди Божьего народа. Наша обязанность — позиционно стоять во Христе, практически жить по вере и провозглашать Евангелие на местном и глобальном уровнях. «Охота на демонов» не является частью этой задачи.
Тем не менее, западные верующие могут в какой-то момент столкнуться с тем, что может быть одержимостью. Я убежден, что от того, как мы ходим с Богом каждый день — начиная с сегодняшнего — зависит, что мы будем делать, если и когда наступит этот момент. Если мы не молимся и не верим, мы потерпим неудачу, как ученики (Марка 9:14-29). Но если мы верно идем с Богом в контексте здоровой церковной общины, мы можем верить, что Он направит нас, чтобы справиться с силами. Другими словами, облачение во «всеоружие Божие» (Еф. 6:11) — это не то, что мы быстро делаем в ответ на сатанинское проявление; это ежедневное условие для работы с демонами.