«Ты меня не слушаешь!» – мы с моей дочерью разговаривали на довольно «щепетильную» тему: почему Бог повелел Израилю истребить Хананеев.
«Не говори так, папа. Я слушаю. Честно. Просто ты повторяешь одно и то же, а я не понимаю, что ты говоришь. Сколько бы ты ни повторял».
Дочь была права. Я предполагал, что простая модель коммуникации, заученная мной еще в колледже, здесь вполне уместна. Модель эта работает так:
- У меня (передатчика) есть идея (это то, что по-гречески мы называем логос);
- Я использую слова (ремата) для выражения этой идеи;
- Ты (приемник) слышишь мои слова (ремата), у тебя теперь есть та же идея (логос), что и у меня.
Но разговор так не получается. Разговор ведь нельзя свести к передаче идеи от передатчика к приемнику. Слишком уж много «шумовых» факторов: плохая дикция, невербальная коммуникация, физический шумовой фон, персональная история, культурные различия. Просто повторение слов раз за разом и перекладывание всей вины за непонимание на приемник – это все-таки наивный подход к коммуникациям. И такой подход обычно приводит к разговорам на повышенных тонах.
Все это заставило меня вдруг задуматься на тему молитвы, которую многие евангельские христиане называют разговором с Богом. Ой ли? Я вам честно признаюсь – большинство моих молитв – монологи. Я говорю Богу, что у меня на уме, и на этом моя молитва заканчивается. Однонаправленная связь у меня получается. Более того, зачастую я даже не облекаю свои молитвы в слова. Я просто выдаю Богу мысли в моей голове. Для Бога это не проблема. Он и так знает все мои мысли. А раз Он умеет читать мои мысли, то проблем с непониманием у нас возникнуть не должно.
Но если открывшийся человеку Бог Библии не только «приемник», но и «передатчик», то каким образом Он говорит? Кто-то рассказывает, что Бог помещает мысли в голову человека, кто-то утверждает, что Он обращает внимание слушателя на определенные стихи из Библии, через которые Он более ясно может выражать свои мысли нам. Я не против. Так оно может и быть. Но в Новом завете ответы Бога выглядят иначе.
Вербальная коммуникация Бога
Библейская лексика, когда дело касается молитвы, совсем не похожа на описание разговоров. Наиболее часто молитвы в Библии описываются как хвала, плач, благодарность, исповедь и мольба – это однонаправленные действия.
Хотя не всегда молитва – это монолог. После молитвы Христа о прославлении имени Бога «с небес был глас»: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему (ст. 29). Иисус не стал уточнять, что это был за источник звука, назвав его просто «гласом» (ст. 30). Но в других ситуациях глас с небес был назван исходящим от Бога (Мф. 3:17;17:5; Отк. 4:1).
Когда Павел молился об избавлении от жала в плоти, Господь ответил Ему: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8-9). Мы точно не знаем, услышал ли Павел настоящий голос или почувствовал ответ Бога. Но вполне возможно, что Бог использовал в этом случае слова, чтобы обратиться к Павлу. Ведь по дороге в Дамаск именно так и было (Деяния 9:3-6). А из всех случаев, когда Бог что-то говорит в Новом завете, произошедшее с Павлом в Иерусалиме больше всего напоминает диалог (Деяния 22:17-22). Павел молился, а затем Иисус повелел ему оставить город, чтобы избежать преследования. А Павел ответил на это так: «Просто уехать отсюда – мало. Меня в синагогах повсюду узнают в лицо». Тогда Иисус отвечает ему: «Иди, я пошлю тебя к язычникам».
Случаев таких в Новом завете, правда, очень мало. Даже с Павлом и Иисусом такое редко случалось.
А уж примеров того, как во время молитвы обращались к Писанию за ответами, и того меньше. Это ни в коем случае не значит, что Писание не помогало молиться новозаветным верующим. После того, как синедрион арестовал и допросил Петра и Иоанна, члены узкого круга «своих» возвысили свои голоса в молитве и цитировали псалмы, обращая свои слова к Богу (Деяния 4:23-30). Но то, что здесь берется описывать Лука, отличается от современных традиций молиться с открытой перед глазами Библией в поиске стихов в качестве ответа на молитвы.
Во времена ранней церкви у большинства людей не было на руках собственной копии Писания. Нужно было идти в синагогу или храм, чтобы услышать, как ее читают. И те, кто там поклонялся, они не просто читали, они цитировали отрывки и пели Псалмы. Для них Писание было больше помощником для поиска слов, которые хотелось сказать Богу, а не для поиска ответов Бога на конкретные просьбы. И на сегодняшний день это не изменилось. Недавно, ожидая исхода небольшой операции, которую медики рекомендовали моей дочери Грейс, я начал вспоминать слова песни, которая очень тесно перекликалась с Писанием: «О, Господь, ты всего дороже, всех сокровищ этой земли. Ты прекрасней радужных бриллиантов. И все, в чем я нуждаюсь – это Ты». Словно Сам Божий Дух в этот момент говорил мне слова мудрости, чтобы обратите мое сердце к Нему и утешить меня (Притчи 3:14-15).
Ответы за рамками слов
Если есть желание понять, насколько сильно молитва похожа на разговор, следует для начала взглянуть на дела Святого Духа. Павел говорит: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями» (Рим. 8:26).
Обычное дело, когда люди, услышав страшную новость, выражают свои чувства словами: «У меня нет слов, чтобы это описать…» Иногда невербальная коммуникация сильнее любых слов. Например, стоны матери, потерявшей ребенка, или отца, чей сын погиб в аварии, не требуют никаких дополнительных слов. И если вам довелось утешать человека в такой ситуации, вы знаете, что слова порой больше вредят, чем утешают. Невербальная коммуникация, объятия или просто нахождение рядом – вот, что действительно утешает в такой момент.
Подобно тому, как мы не находим, что ответить людям, мы иногда не находим слова для молитвы. Иногда у меня сил или даже веры нет, чтобы молиться. Все, на что я способен в такой момент – стонать, зная, что Бог понимает меня и мою боль. Судя по всему, Павел о такой молитве и говорит, когда напоминает, что Дух производит в нас молитвы. Молитва, таким образом, не ограничивается словами человеческого языка. Бог не только понимает наше «невербальное», но Он даже вдохновляет нас на это.
И, возможно, это именно тот самый способ, который Бог использует для общения с нами чаще всего. Ответ на молитву – когда Бог дарует нам то, о чем мы просили – это форма божественной невербальной коммуникации. Молитвы-прошения совершаются в надежде, что Бог слышит наши просьбы и позаботится о наших нуждах соответственно. Возможно, Он ничего не скажет. Но Он ответит.
В Новом завете предостаточно примеров о божественной невербальной коммуникации. Когда 11 апостолов спросили Бога, кем заменить Иуду Искариота, и жребий пал на Матфия (Деяния 1:24-26). Когда Бог в ответ на молитву послал ангела верующим, чтобы дать свои повеления и пообещать дары (Лк. 1:11-17, Деяния 10:1-8).
Если мы будем подходить к молитве с позиции вербального диалога, мы совершенно точно разочаруемся. Но, если мы понимаем, что Бог отвечает невербально, нам удается разглядеть, как его любовь и верность проявляется разными способами. И даже тогда мы зачастую не очень четко понимаем Его невербальные намеки. Бог говорит, что любит нас, но мы не всегда чувствуем Его любовь. Многие люди сегодня молятся «хлеб наш насущный дай нам на сей день», и тем не менее продолжают голодать. Иисус проповедовал: «Приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1:15), но где тогда справедливость в этом мире? А когда Иисус вопрошал: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:34), небеса молчали. Тучи сгустились, земля затряслась. Бог, казалось, разгневался.
Божественное возмездие, главный ответ Бога на зло, несправедливость, грех и смерть – воплощение божественной невербальной коммуникации – воскрешенный Христос. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею», – пишет в своем послании апостол Павел (1 Кор. 6:14). Мы можем поддаться искушению поверить, что зло, страдания и смерть – это доказательства, что Бог молчит. Но на самом деле все это – всего лишь внешний шум, который однажды стихнет, раз и навсегда. У Бога последнее слово, когда Он воскресит нас из мертвых, когда мы сами станем ответом на молитвы.
До тех же пор давайте продолжать молиться: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк. 22:20) Бог понимает нас и не устает от разговора с нами (Лк. 18:1-5), потому что разговор этот Он Сам и начал (Ин. 1:1-14).