Когда я был дерзким и своевольным ребенком с 11 братьями и сестрами, у меня было много возможностей поучиться извиняться.
Я бы солгала, если бы сказала, что мне это нравилось. Я предпочитала просто пробормотать «прости» под нос и уйти, но вскоре поняла, что в нашем доме это не сойдет мне с рук. Как писал Энди Аллан, «путь верующего ко Христу предполагает признание того, что мы не соответствуем Божьему святому стандарту, а не навязчивое совершенствование нашего образа». Мне пришлось научиться признавать, что я не совершенна. Ой.
Как люди, мы все не дотягиваем до совершенства. Однако наши неудачи дают нам возможность увидеть достаточность Божьей благодати в нашей жизни, Его силу, проявляющуюся в наших слабостях (2 Кор. 12:9). Когда наши действия приводят к тому, что мы причиняем боль другим, намеренно или нет, необходимо искренне извиниться. Мои родители воспитывали меня и моих братьев и сестер в духе христоцентричности во многих сферах жизни, но одной из самых важных вещей, которой они нас учили, было искреннее извинение.
Недостаточно убедительные извинения
В семье Беттендорфов «извините» не считалось достаточным извинением. Оно не вникало в суть проблемы и не было искренним. Мои родители учили меня сначала объяснить, за что я извиняюсь, признать, что это причинило боль другому человеку, а затем попросить у обиженного прощения. За словами «прости» никогда не следовало слов «но», «ты» или «если», так как нас учили, что эти слова сводят на нет искренность извинения.
«Мне жаль, что ты…. » перекладывает вину на другого человека, тем самым снимая ответственность с извиняющегося. «Мне жаль, но…» дает виновному право на любое оправдание, сводя на нет искренность и вес извинения. «Мне жаль, если…» звучит так, как будто вы вообще не уверены в том, что вам нужно извиняться. Мои родители следили за тем, чтобы мы брали на себя вину, просили прощения и принимали последствия.
Определяя причины наших извинений, мы должны были действительно задуматься о том, что мы сделали, почему мы это сделали и каковы были последствия. Прося прощения, мы понимали, что наши поступки влекут за собой последствия и что наши отношения нуждаются в проработке, если мы не смогли проявить доброту.
Самое главное, нас учили просить прощения не только у того, кого мы обидели, но и у Бога. Он был нашим целителем, и даже когда люди не были готовы простить, Бог всегда был готов. Нам нужно было только попросить.
На основе евангельского милосердия
Приучая нас искренне признавать свои ошибки, мои родители закладывали в нас евангельское милосердие. Они научили нас извиняться за свои грехи перед людьми и Богом, что, в свою очередь, привело к тому, что мы стали безоговорочно придерживаться истины, благодати и прощения, которые Евангелие приносит в нашу жизнь. Если мы не можем искренне извиниться за свой грех, как мы можем начать иметь правильные отношения с нашим совершенным Творцом?
Когда я поняла, что мне необходимо извиниться, я ощутила сладость прощения так, как не смогла бы иначе.
Родители моего мужа также учили его приносить искренние извинения, когда он согрешал. И теперь, в нашем браке, мы можем сказать: «Я был не прав» — фраза, которой наш пастор призывал нас не бояться в наших отношениях во время добрачного консультирования. Сейчас, когда мы начинаем совместное родительское приключение — в декабре должен родиться наш первый ребенок, — мы с нетерпением ждем и предвкушаем, как будем учить нашего ребенка извиняться за грехи и быть непоколебимым в вере, зная, что во Христе есть прощение и восстановление.
Дети — это дар Господа, и доверить формирование их душ — тяжелая, но прекрасная задача. Научите своих детей приносить искренние извинения. Хотя никто из родителей не идеален, мои научили меня этому.