О Нагорной проповеди вы знаете не все
О Нагорной проповеди вы знаете не все

О Нагорной проповеди вы знаете не все

Скорее всего вы прочитали Нагорную проповедь не один раз. Есть смысл прочитать еще.

Я очень обрадовался, когда мне удалось, наконец, выделить достаточно большое количество времени и сил на изучение, преподавание и написание статей о Нагорной проповеди. Хотя моя работа над книгой про этот отрывок из Писания и закончена, я все еще нахожу новые нюансы в этом тексте каждый день.

Пожалуй, расскажу о трех из таких нюансов, вы вряд ли о них слышали.

1. Проповедь Иисуса прозвучала довольно радикально, но она была не так уж и нова.

Из уважения к Господу мы часто предполагаем, что Его слова звучали как гром среди ясного неба и что эти удивительные вещи до Него никто никогда не произносил.

Нагорную проповедь можно со всей уверенностью назвать громом среди ясного неба. Ведь это откровение от Бога, произнесенное устами воплощенного Слова. Но это не значит, что это учение было совсем новым.

Когда мы разбираем проповедь в культурном контексте средиземноморского мира первого века, мы можем заметить в словах Иисуса как соответствие, так и противоречия этому контексту. Это хорошо. Иисус не проповедовал марсианскую тарабарщину, Он открывал Царство Божье реальным людям из реального мира.

Есть две части культурного контекста, которые одновременно проливают свет на слова Иисуса и показывают, что Его проповедь не была такой уж новой для слушателей. В еврейском контексте Иисус представляется пророком, вполне похожим на одного ветхозаветных. Иисус призывает людей изменить свои представления о Боге и Его желаниях относительно Своего творения. В Своей проповеди Иисус представляет Бога Отцом, Который видит и Которого заботит, что у человека на сердце, а не только праведные дела и участие в религиозных обрядах.

Это учение берет начало и хорошо соответствует пророческой традиции, в особенности пророков Исайи и Иеремии, со здравыми добавками от Даниила и малых пророков, упомянутых в довесок. Между словами Иисуса и остальной частью Библии существует глубокая преемственность. Для слушателей Иисус не только пророк, но еще и мудрец, философ, призывающий людей привести свою жизнь в соответствие с добродетельным видением мира.

Как философ, Иисус приглашает людей к существованию в мире, обещающем добрую жизнь (человеческое процветание). Он – учитель, собравший и обучающий своих последователей. Его учение скомпоновано в запоминаемые конспекты. Он озвучивает серию принципов блаженства, обещающих настоящую жизнь. Он обращает внимание на добродетельную целостность (см. стих 5:48). Конечно, между тем, что говорил Христос и учениями других философов того времени была разница. Но форма и подача проповеди была понятна слушателям первого века.

В конце проповеди толпа восхищена, но не новизной содержания, а ясностью, силой и властью, с которой учит Иисус. Его учение было радикальным, но не таким уж новым для слушателей.

2. Проповедь Иисуса не является презентацией некоего невозможного идеала с целью показать слушателю нужду в благодати.

Обычное толкование проповеди, особенно в среде протестантов: высокие этические стандарты призваны показать, что нам невозможно быть благими, хорошими, что создает в нас кризис, заставляющий бежать к Христу за Его благодатью и вмененной праведностью. Слова Иисуса о ненависти, похоти, о «подставь другу щеку», о благотворительности, о беспокойствах за будущее, об осуждении ближних – все сказанное Христом невозможно исполнить в совершенстве. И это показывает, что нам нужен Спаситель. По крайней мере, так это толкуют.

Общий библейский контекст несомненно говорит о невозможности заработать спасение и необходимости благодати. Но привычное толкование Нагорной проповеди не принимает в расчет жанр, основную мысль и цель сказанного Иисусом. Нагорная проповедь – это не, если выразиться редукционистским языком Лютера, «закон», заставляющий нас увидеть нужду в «Евангелии». Скорее, это Божья мудрость, с помощью веры приглашающая нас переориентировать наши ценности, видение и привычки с путей внешней праведности к полноценному посвящению Богу в сердце. Это не «закон», а «евангелие». Иисус приглашает нас к жизни в Божьем Царстве сейчас и в будущем веке. Это благодать.

Никто не может исполнить в совершенстве видение этой проповеди (кроме Иисуса), но это не значит, что проповедь не актуальна для нас. По вере и через благодать Христос приглашает нас к практической жизни ученичества. Мы участвуем, и хоть не совершенным образом, но подражаем Его доверию Отцу и ожиданию грядущего Царства, которое приходится ждать, находясь в этом мире.

В этой проповеди не все, что нам следует знать, но все в ней соответствует Евангелию. Последняя точка Евангелия – это история смерти и воскресения мессии Иисуса. Он был верен до конца, и благодаря этому у нас есть новый завет между Богом и человеком. Лишь на его основании, благодаря Святому Духу, нам дана жизнь. Это важно. И в этом Лютер и христиане всех мастей правы.

Итак, стоя в этой благодати, верующие откликаются на приглашение Иисуса в этой проповеди. Наши привычки и пути реформируются и разбираются через Его учение и пример. Присоединение к ученикам Христа – правильная и необходимая реакция на Божью благодать, и Нагорная проповедь играет в этом важную роль.

3. Нагорную проповедь следует запомнить наизусть и постоянно размышлять над ней.

Современный западный мир завален Библиями. Уровень грамотности необычайно высок. В результате американцы и европейцы запросто могут прочитать «Нагорную проповедь», если только захотят. Причем в бесчисленных переводах и с различными комментариями. Это хорошо.

Однако, во время произнесения проповеди ситуация была совершенно иной. В те времена люди больше концентрировались на слушании, а не на зрительном восприятии. Проповедь (и когда произносилась Иисусом, и когда записывалась Матфеем) создана как слуховой, запоминаемый инструмент размышления.

Это один из пяти учебных разделов Матфея, в которых собрано воедино учение Иисуса на различные темы, представленные в запоминающейся тематической структуре (обычно блоками по три), с яркими образами и поэтическим языком, чтобы ученики легко услышали, запомнили и затем размышляли над тем, что сказал Учитель. Быть учеником – это запоминать высказывания Учителя и подражать Ему с своей жизни.

Я пока всей проповеди не запомнил (к своему глубокому сожалению), но я часто выхожу на прогулку, чтобы вспомнить и произнести куски, которые уже заучил. Меня всегда поражает свежесть, новые мысли и кросс-канонические связи, которые заполняют мои мысли – я ничего этого не замечал, когда много раз читал и изучал этот отрывок. Именно поэтому эта проповедь была записана. Попробуйте.

Опубликовано с разрешения
22/11/2017
Темы:
Библия Проповедь
6810
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
125554
Как именно женщины спасаются через чадородие?
Разбор 15-ого стиха 2-й главы 1-ого послания к Тимофею
Джон Пайпер
| 16 янв |
16965
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
39170
Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли
Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.
Престон Спринкл
| 19 авг |
30621
Почему личные взаимоотношения с Богом не кажутся взаимными?
Есть иногда чувство, что «личные отношения со Христом» совсем обезличены.
Энн Свинделл
| 27 ноя |
13057
Работает на Cornerstone