Согласно обычному определению, гендерная дисфория — это состояние сознания, суть которого заключается в качественном ощущении дискордантной «гендерной идентичности». Согласно общепринятому пониманию, у человека есть «внутреннее» «я», которое имеет пол или гендер, отличающийся от того, что указывает тело, и поэтому человек чувствует себя — а в более тяжелых случаях считает себя — женщиной, застрявшей в мужском теле, или наоборот.
Культурные потрясения вокруг гендера и сексуальности ставят перед христианами и пасторами множество проблем. Провели ли мы богословские размышления, необходимые для внимательного и пасторского ответа? Есть ли у нас продуманные богословские ответы на такие вопросы, как «Может ли Бог создать человека, чья внутренняя сущность относится к одному полу, и поместить его в тело противоположного пола? ».
Вдумчивый ответ означает изучение наших основных предположений о человеческой конституции. Являемся ли мы чисто физическим телом? Являемся ли мы комбинацией тела и души? Поддерживает ли наша человеческая конституция идею о внутреннем «я» с неправильной гендерной ориентацией? Давайте рассмотрим современные способы ответа на эти вопросы.
Материализм
Материализм (или физикализм) утверждает, что люди просто и исключительно физичны. В нас нет никаких дополнительных нефизических или нематериальных субстанций. Следовательно, материалисты утверждают, что для осознанных психических свойств, таких как убеждения, желания, намерения и чувства, не требуется ничего, кроме возникновения биофизических и нейронных состояний и процессов в мозге и теле человека. Самый щедрый материалист может допустить существование психической сущности, составляющей внутреннее «я», но он будет рассматривать это «внутреннее я» как состоящее исключительно из тела и его составных частей, а не как совершенно новую, отдельную, нематериальную субстанцию.
Когда материалисты объясняют причины гендерной дисфории, они могут апеллировать только к биофизическим состояниям, особенно к тем, которые связаны с неврологией. Многие обращаются к теории «мозг-пол». Проще говоря, эта теория утверждает, что мозг трансгендеров имеет «особенности мозга, которые не соответствуют полу их клеток». Это приводит к ситуации, когда биофизические и нейронные операции мозга порождают «внутреннее я», которое испытывает диссонанс в своей гендерной идентичности. В настоящее время ученые сходятся во мнении, что теория пола мозга — это всего лишь теория, и остается неясным, говорят ли результаты нейробиологических исследований о гендерной идентичности и в какой степени. Необходимо провести дополнительные исследования, прежде чем ученые смогут сделать окончательные выводы.
Дуализм субстанции
В отличие от материализма, субстанциональный дуализм утверждает, что существуют две различные психические и физические сферы или субстанции — разум/душа и тело. Вместе они составляют человеческую личность. И душа, и тело являются фундаментальными и не сводимы ни к чему более базовому. Как отдельные сущности, тело и душа способны как существовать отдельно, так и вступать в причинно-следственные отношения друг с другом, так что душа может действовать непосредственно на тело и быть воздействуемой телом.
Согласно субстанциональному дуализму, внутреннее «я» человека можно отождествить с душой. Однако такое отождествление позволяет субстанциональному дуалисту столкнуться с обвинением со стороны человека, страдающего гендерной дисфорией: Бог создал мою душу, а значит и мое внутреннее «я», определенного пола, но по ошибке поместил эту душу в тело противоположного пола.
На это обвинение отвечают три основные разновидности субстанционального дуализма.
Во-первых, эмерджентный дуализм утверждает, что душа (или разум) возникает из правильно сконструированного тела со всеми биологическими, химическими и нейронными связями и взаимодействиями. Возникнув, душа формируется и существует как нематериальная субстанция, отличная и отделимая от тела. Поскольку душа не создается «извне» и затем добавляется в тело, а возникает «изнутри» в результате физических, химических и нейронных операций в человеческом теле, душа не может возникнуть с несоответствующим телу полом.
Томистский дуализм (названный в честь Фомы Аквинского) рассматривает все материальные объекты как состоящие из материи и формы, которая определяет сущностную природу материи. У человека душа — это форма, которая оживляет или актуализирует тело, чтобы оно стало половым человеческим телом. Поскольку душа служит живительным и оживляющим принципом для биологически полового человеческого тела, практически невозможно, чтобы душа имела другую половую принадлежность. «Мужская» человеческая душа не может служить оживляющим принципом для «женского» человеческого тела, потому что композит душа-тело существует как человеческое существо женского пола.
В более сильных формах картезианского дуализма тело и душа настолько фундаментально различны, что между ними нет особой взаимозависимости. В качестве примера можно привести понимание Григория Нисского, который рассматривал человеческую душу как бесполую по своей природе, не имеющую пола сама по себе, абстрагируясь от человеческого тела. С этой точки зрения, пол или гендер не является неотъемлемым свойством человеческой души, а скорее свойством, которое она может иметь только в сочетании с биологически половым телом.
2 теологических последствия
Независимо от того, является ли ваша отправная точка материализмом или субстанциональным дуализмом, внутреннее «я» человека неразрывно связано с его телом и его составными частями. Когда первичные половые признаки, такие как гениталии, развиваются нормально, гендерная идентичность внутреннего «я» человека должна (в соответствии с собственными обязательствами материализма и субстанционального дуализма) совпадать с биологическим полом тела. Нет практически никаких логических оснований для обвинения в том, что Бог создал мое внутреннее «я», но поместил его не в то тело.
Этот вывод имеет два теологических следствия.
1. Причины гендерной дисфории не могут возникнуть в результате творения, а должны быть следствием грехопадения человечества.
Гендерная дисфория не является естественным состоянием сознания, которое Бог создал для нас. Это ни в коем случае не умаляет подлинного чувства диссонанса гендерной идентичности, с которым борется человек с гендерной дисфорией, но это означает, что в случае с биологически половыми индивидуумами, сознательное состояние гендерной дисфории является психологическим феноменом, возникшим в результате грехопадения, а не физиологическим (связанным с правильным функционированием человеческого тела и мозга) или эфирным (связанным с человеческой душой) явлением, которое берет свое начало при сотворении.
Следует отметить две вещи, касающиеся этой реальности: Во-первых, независимо от того, понимаем ли мы нашу человеческую конституцию через материализм или субстанциональный дуализм, наше внутреннее «я», или душа, гендерно связано с нашим биологически половым телом. Мы созданы как цельные люди, и мы переживаем грехопадение как цельные люди. Эти две предпосылки исключают всякое основание для гностического утверждения: «Бог сделал мою мужскую душу благой, но она не сочетается с моим падшим женским телом». Во-вторых, для некоторых гендерная дисфория была частью их жизненного опыта с раннего детства, а не чем-то, что они выбрали сами. В их случае сам факт дисфории не должен рассматриваться как следствие греха, в котором они активно участвуют, а скорее как уникальное тяжелое испытание, которое церковь должна помочь им перенести освящающим образом. Тем не менее, действия, которые человек выбирает в своей гендерной дисфории, всегда имеют этическое и моральное значение.
2. Мы должны сохранить некоторые аспекты так называемого «эссенциализма».
Культурный контекст и социальные конструкты определяют наше понимание гендерных норм, но в конечном итоге сексуальность и гендерная идентичность не могут уйти от биологических основ жизни.
Базовый «эссенциализм» должен направлять нашу пастырскую заботу и давать нам сдержанность в нашей психологической оценке и лечении гендерной дисфории у отдельных людей. Мало того, что операции по изменению пола наносят необратимое насилие над телесной целостностью человека и наносят прямой ущерб его способности к воспроизводству, сомнительно, что такие операции достигают облегчения психологических страданий, которые они якобы приносят. Даже если это так, успех операции в облегчении психологического дистресса в конечном счете основан на ложности. Описание конституции человека свидетельствует о том, что гендерная идентичность имеет четкое основание в биологическом поле человека.