Мы публикуем три мнения о том, какие иллюстрации совсем не помогают проповедникам, а, напротив, затрудняют понимание и достижение цели проповеди.
Сегодня мнение Маргариты Шустер. (Маргарита Шустер – старший профессор проповеди и богословия Фуллеровской богословской семинарии.)
Любую уже произнесенную
Много лет назад один мой дядя, частый посетитель церкви, наблюдая за внуком, с трудом перемещавшимся под тяжестью рождественского подарка, произнес скрипучим голосом: «Он не тяжесть, он – мой подарок».
Разумеется, дядя мой переиначил на свой лад иллюстрацию столетней давности о шотландской девочке, которая на вопрос, не тяжесть ли она несет, ответила: «Он не тяжесть, он – мой брат».
К моменту, когда я впервые услышала эту иллюстрацию, девочка трансформировалась в африканского мальчика, который на спине нес немощного братика-инвалида. Фраза про тяжесть стала слоганом одной из благотворительных организаций, заголовком, слегка переиначенным, хита известной группы и темой рекламного ролика крупной пивной компании. История эта, несомненно, способна тронуть даже самого черствого человека. Почему же я за то, чтобы ее изгнать из проповедей?
Да хотя бы из-за реакции моего дяди для начала. Все уже слышали эту историю. Все, на что эта история способна теперь – это на бесконечное количество пародий на данную тему. И в этих пародиях тонет главная мысль – настоящая любовь облегчает ношу. Я часто говорю своим студентам, что если они уже два раза слышали какой-то пример, не стоит приводить его в проповеди. Конечно, в наш век вирусных технологий, когда у каждого есть неограниченный доступ к хорошим историям и примерам, задача проповедника сильно усложнилась. И истории нужно применять только в том случае, если проповедник может предложить что-то свежее, еще не использованное ранее.
Еще одна часто встречающаяся сложность — это морализм и навязывание чувства вины. Да, любовь облегчает ношу. Но даже самые «любвеспособные» люди иногда настолько утомлены ношей, что нет сил продолжать идти. И худшее, что можно сделать – это сказать им, что если бы они еще чуть больше любили, им было бы легче переносить тяготы сложившейся ситуации. Иисус хоть и говорил, что его ноша не тяжела, но Он также и призывал Своих учеников нести крест – орудие казни. Проповеднику стоит найти правильный баланс между строгим посылом для укрощения гордых и словами ободрения для тех, чей дух сокрушен.
Самое же главное – подобные иллюстрации больше подавляют людей, чем помогают понять библейский текст. Как часто из всей проповеди мы помним только иллюстрацию, напрочь забыв ту библейскую истину, которую она должна была проиллюстрировать. А нацеленность иллюстрации на общечеловеческую идею как правило означает, что ее можно применять как в проповеди, так и в рекламе пива. Порой истина, скрытая в иллюстрации, не способна ни приблизить нас к Богу, ни дать нам евангельскую надежду.
Конечно, у иллюстрации и нет цели сделать всю работу за проповедника. В хорошей проповеди древний текст будет объясняем с позиции современных образов. Но материал, подаваемый в проповеди, должен подчеркивать библейский текст, а не размывать его среди ярких примеров. Должно быть понятно, что в конце концов Бог – центральный персонаж любой проповеди.
Следующая статья из этой серии вот тут.