О библейской критической теории
О библейской критической теории

О библейской критической теории

Как сделать видимыми глубинные механизмы культуры, чтобы выявить и изменить их

Как и многие другие, я читал различные формы критической теории на протяжении десятилетий. Однако только в последние пару лет этот термин (под названием «критическая расовая теория») ворвался в массовое сознание. Как христиане должны относиться к ней?

С одной стороны, многие осуждают ее как злую и токсичную и говорят, что ее следует избегать, как вируса. С другой стороны, некоторые говорят: «Давайте учиться у нее, но не глотать ее целиком».

В книге «Библейская критическая теория: как разворачивающаяся история Библии позволяет понять смысл современной жизни и культуры» Крис Уоткин «диагонализирует» эти альтернативы, принимая подход, который не игнорирует проблемы ни одной из них, но является более радикальным, чем обе.

Что такое критическая теория?

Цель критической теории — сделать видимыми глубинные механизмы культуры, чтобы выявить и изменить их. Уоткин, как исследователь современной европейской мысли и языков, хорошо знаком с различными формами критической теории, возникшими за последнее столетие. Большинство из них прямо или косвенно основаны на формах марксистского анализа. С середины 20 века и особенно с 1990-х годов множество «высоких теорий» в этой традиции — литературная теория, феминистская теория, критическая расовая теория, теория гомосексуализма — стремились разоблачить и подорвать угнетающие структуры западного общества.

Но термин «критическая теория» имеет более древнее и базовое значение. Он означает не просто согласие с тем, что культура говорит о себе, но и понимание того, что на самом деле происходит под поверхностью.

Каждая культура использует множество моделей — повествования, картины и образы, словарный запас — для создания «мира» (или «мировоззрения», или «социального образа»). Но Библия имеет свои собственные повествования, образы и модели, которые позволяют нам анализировать любую культуру на самом глубоком уровне, критиковать и ценить ее, в то же время не позволяя нам быть захваченными и поглощенными ею.

Поэтому библейская критическая теория может и должна быть разработана и использована христианами, живущими и служащими в любой точке мира. Сначала она должна раскрыть основные недостатки повествований доминирующей культуры, показав, как они не соответствуют ни человеческой природе, ни нашим глубочайшим представлениям о жизни — не говоря уже о нравственных идеалах и стремлениях культуры. (Как отмечает Уоткин, именно такого подхода придерживался Августин в бесподобном " О граде Божьем«). Затем христианская теория должна указать на красоту и истинность Евангелия как источника многочисленных исполненных контрнарративов.

Может ли у нас быть библейская критическая теория?

Библейская критическая теория утверждает, что критическая теория есть в самой Библии. Крис Уоткин проходит через Писание от начала до конца, давая нам наброски христианской социальной теории.

Мне особенно приятно, что Уоткин, демонстрируя необычайную широту познаний и начитанность, написал эту книгу не только для академической прессы или аудитории, но и для образованных мирян и христианских лидеров. Конечно, я считаю, что ученые, особенно христианские, обязаны опираться на это и выступать с докладами в своих профессиональных областях.

Однако я думаю, что проповедники (особенно молодые, работающие в более светской и плюралистической среде) получат огромную пользу от этого материала. Поскольку книга движется диахронически по сюжетной линии Библии, проповедникам и учителям, говорящим о конкретных доктринах, легко найти остроумные применения к социальным и культурным проблемам наших дней.

И последнее, что хотелось бы отметить. В течение последних нескольких лет я призывал к созданию «христианской высокой теории», и то, над чем Крис Уоткин работает в этой книге, как раз то, что я имел в виду. Он предпочитает называть это «библейской критической теорией», и он убеждает меня принять его терминологию. Его доводы хороши: (1) мы должны строить нашу критическую теорию не просто на основе богословия в целом, а в непосредственном контакте с Библией, и (2) наша позиция по отношению к культуре должна учитывать каждый крупный «поворот» в библейской искупительной истории, а не просто фокусироваться на одной части, как это делают многие деноминации и христианские традиции. Использование термина «библейский» помогает нам помнить об этой цели.

Я молюсь о том, чтобы библейская критическая теория принесла много интеллектуальных и духовных плодов в жизни многих людей в ближайшие десятилетия.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

18/11/2022
Темы:
Библия
432
2
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
38059
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
122547
Как именно женщины спасаются через чадородие?
Разбор 15-ого стиха 2-й главы 1-ого послания к Тимофею
Джон Пайпер
| 16 янв |
14148
Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли
Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.
Престон Спринкл
| 19 авг |
28589
Почему личные взаимоотношения с Богом не кажутся взаимными?
Есть иногда чувство, что «личные отношения со Христом» совсем обезличены.
Энн Свинделл
| 27 ноя |
12670
Работает на Cornerstone