О библейской критической теории
О библейской критической теории

О библейской критической теории

Как сделать видимыми глубинные механизмы культуры, чтобы выявить и изменить их

Как и многие другие, я читал различные формы критической теории на протяжении десятилетий. Однако только в последние пару лет этот термин (под названием «критическая расовая теория») ворвался в массовое сознание. Как христиане должны относиться к ней?

С одной стороны, многие осуждают ее как злую и токсичную и говорят, что ее следует избегать, как вируса. С другой стороны, некоторые говорят: «Давайте учиться у нее, но не глотать ее целиком».

В книге «Библейская критическая теория: как разворачивающаяся история Библии позволяет понять смысл современной жизни и культуры» Крис Уоткин «диагонализирует» эти альтернативы, принимая подход, который не игнорирует проблемы ни одной из них, но является более радикальным, чем обе.

Что такое критическая теория?

Цель критической теории — сделать видимыми глубинные механизмы культуры, чтобы выявить и изменить их. Уоткин, как исследователь современной европейской мысли и языков, хорошо знаком с различными формами критической теории, возникшими за последнее столетие. Большинство из них прямо или косвенно основаны на формах марксистского анализа. С середины 20 века и особенно с 1990-х годов множество «высоких теорий» в этой традиции — литературная теория, феминистская теория, критическая расовая теория, теория гомосексуализма — стремились разоблачить и подорвать угнетающие структуры западного общества.

Но термин «критическая теория» имеет более древнее и базовое значение. Он означает не просто согласие с тем, что культура говорит о себе, но и понимание того, что на самом деле происходит под поверхностью.

Каждая культура использует множество моделей — повествования, картины и образы, словарный запас — для создания «мира» (или «мировоззрения», или «социального образа»). Но Библия имеет свои собственные повествования, образы и модели, которые позволяют нам анализировать любую культуру на самом глубоком уровне, критиковать и ценить ее, в то же время не позволяя нам быть захваченными и поглощенными ею.

Поэтому библейская критическая теория может и должна быть разработана и использована христианами, живущими и служащими в любой точке мира. Сначала она должна раскрыть основные недостатки повествований доминирующей культуры, показав, как они не соответствуют ни человеческой природе, ни нашим глубочайшим представлениям о жизни — не говоря уже о нравственных идеалах и стремлениях культуры. (Как отмечает Уоткин, именно такого подхода придерживался Августин в бесподобном " О граде Божьем«). Затем христианская теория должна указать на красоту и истинность Евангелия как источника многочисленных исполненных контрнарративов.

Может ли у нас быть библейская критическая теория?

Библейская критическая теория утверждает, что критическая теория есть в самой Библии. Крис Уоткин проходит через Писание от начала до конца, давая нам наброски христианской социальной теории.

Мне особенно приятно, что Уоткин, демонстрируя необычайную широту познаний и начитанность, написал эту книгу не только для академической прессы или аудитории, но и для образованных мирян и христианских лидеров. Конечно, я считаю, что ученые, особенно христианские, обязаны опираться на это и выступать с докладами в своих профессиональных областях.

Однако я думаю, что проповедники (особенно молодые, работающие в более светской и плюралистической среде) получат огромную пользу от этого материала. Поскольку книга движется диахронически по сюжетной линии Библии, проповедникам и учителям, говорящим о конкретных доктринах, легко найти остроумные применения к социальным и культурным проблемам наших дней.

И последнее, что хотелось бы отметить. В течение последних нескольких лет я призывал к созданию «христианской высокой теории», и то, над чем Крис Уоткин работает в этой книге, как раз то, что я имел в виду. Он предпочитает называть это «библейской критической теорией», и он убеждает меня принять его терминологию. Его доводы хороши: (1) мы должны строить нашу критическую теорию не просто на основе богословия в целом, а в непосредственном контакте с Библией, и (2) наша позиция по отношению к культуре должна учитывать каждый крупный «поворот» в библейской искупительной истории, а не просто фокусироваться на одной части, как это делают многие деноминации и христианские традиции. Использование термина «библейский» помогает нам помнить об этой цели.

Я молюсь о том, чтобы библейская критическая теория принесла много интеллектуальных и духовных плодов в жизни многих людей в ближайшие десятилетия.

Опубликовано с разрешения
18/11/2022
Темы:
Библия
495
2
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
124466
Как именно женщины спасаются через чадородие?
Разбор 15-ого стиха 2-й главы 1-ого послания к Тимофею
Джон Пайпер
| 16 янв |
15843
Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли
Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.
Престон Спринкл
| 19 авг |
29981
Не могу читать Библию
4 причины, по которым вы можете думать, что Библия скучна
Митч Чейз
| 5 сен |
78
Почему личные взаимоотношения с Богом не кажутся взаимными?
Есть иногда чувство, что «личные отношения со Христом» совсем обезличены.
Энн Свинделл
| 27 ноя |
12914
Работает на Cornerstone