Использование и злоупотребление Писанием
Использование и злоупотребление Писанием

Использование и злоупотребление Писанием

Как христианские проповедники пользуются Словом.

Возвращение в охотничий домик было долгим и постыдным.

Уже больше часа я сидел в охотничьей кабине, с удовольствием читая и наслаждаясь тихим утром. Затем я почувствовал, как в кармане зазвенели патроны. Я повернулся и посмотрел. О нет.

Я забыл свою винтовку.

Ничего не оставалось, как вернуться за ней. Остальные мужчины нашей большой семьи стояли на своих местах. Они не видели, как я вернулся за ружьем. Но они услышат об этом. О, они услышат. В хижине, кишащей нашими женами и детьми, с радостью рассказали бы о моей «охоте». Когда я подъезжал к грунтовой дороге, в окно было видно, как пары глаз таращатся на меня. Они собирались вокруг и встречали меня колкостями и смехом у дверей.

Прошли годы, а я до сих пор не могу забыть об этом (и вполне заслуженно). Теперь каждую осень мы слышим: «Помнишь, как дядя Дэвид…

Охота без ружья

Я ужасный охотник-любитель. Я легко улыбаюсь и хихикаю над тем, что однажды забыл свое ружье. Для меня истинная радость в тихом укрытии для оленей — это неторопливые размышления над Библией и молитва. Добыча крупного оленя — это далеко не главное.

Но как пастору, мне было бы очень стыдно, если бы я вышел на позицию без оружия. То есть если бы я взошел на кафедру без меча — без посоха, жезла, скальпеля для самых сложных операций, единственного инструмента нашего святого призвания. Без Книги христианский проповедник оказывается невооруженным и некомпетентным. Ему остается, как это ни трагично, проповедовать свои идеи, свои предпочтения, свои лайфхаки, свое «я». Если проповедь не начинается, не продолжается и не завершается верной передачей чужого послания, то это, по сути, притворная, а не настоящая проповедь.

Но с Книгой в руках, с Писанием, со словом истины о Христе и Его деле — и с единственным оружием, хорошо изученным и лелеемым, усвоенным и правильно используемым — обычный человек, ограниченный и падший, является Божьим человеком для проповеди. Этим клинком, хорошо известным и хорошо управляемым, можно отрубить голову злобному великану и сделать самую тонкую операцию на святых. С ним вы взойдете на кафедру со святой и смиренной уверенностью. Без него — долгая прогулка до хижины.

Применяйте слово на практике

В то время как апостол Павел поднимается на гору, чтобы достичь великой вершины «проповеди слова» во 2Тимофею 4:2, он поручает своему протеже и дорогому другу использовать Писание для выполнения своего призвания.

Использовать Писание — это может показаться странным. Но это не использование в целях эксплуатации или злоупотребления. Скорее, это использование внимания, благоговения и доверия. Берите его в руки. Применяйте его в работе. Бог дал нам Свою Книгу не для того, чтобы мы положили ее на полку, а для того, чтобы мы ее использовали. Читайте ее, объясняйте, проповедуйте. Повторяйте. И не смейте пытаться проповедовать без нее.

Все Писание вдохновлено Богом и полезно…

Писание выгодно, благотворно, полезно (если сильно преуменьшить!) в пасторском призвании. С Писанием в руках и в устах проповедник компетентен, способен, умеет выполнять различные аспекты своего призвания — «для научения, для обличения, для исправления и для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16). Но без этого он некомпетентен, неспособен, неумел — независимо от того, насколько элегантно он звучит или какой он «хороший коммуникатор».

Как же сегодня проповедники, как практикующие, так и начинающие, могут ответить на этот вечный призыв использовать Книгу?

1. Работать с ней наедине

Сначала мы держим ее в руках, прикасаемся к ней, пробуем ее на вкус, наедине с собой — и в идеале в течение нескольких лет, прежде чем регулярно выходить с ней на кафедру. А затем, проповедуя, мы продолжаем обращаться с ней в частном порядке во все времена и сезоны, которые мы переживаем как пасторы и как христиане.

Мы учимся использовать Писание для помощи другим, применяя его для питания и восстановления собственной души утро за утром. Сначала мы учимся — со временем, а не в одночасье — работать с Писанием самостоятельно, опираясь на Дух Божий. Он может с радостью дать первые проблески проницательности и надежную защиту от ошибок, но Он не создает проповедников, не заставляя их работать и не приучая их к долгому труду. Путь хорошей проповеди складывается годами, начиная с понимания и правильного применения Божьего Слова в наших собственных умах, сердцах и жизнях. Грамотное пастырское использование Слова возникает не в результате занятий, предшествующих публичным выступлениям, а в результате многолетнего сообразования с Божьим Словом в тайне.

Итак, сначала, задолго до проповеди, мы тихо учимся обращаться со Словом Божьим самостоятельно. Мы размышляем над ним, наслаждаемся им — и наслаждаемся Богом в нем. Мы годами погружаем свои души в Писание. Мы стремимся узнать Слово Божье как можно лучше, изнутри и снаружи, чтобы оно пустило в нас корни и принесло плоды.

2. Заниматься этим публично

Затем мы обращаемся к Слову Божьему и делаем его явным в публичном учении. В своих проповедях мы показываем, что Слово Божье является для нас авторитетом и источником вдохновения, а не наши собственные идеи, мнения, наблюдения и умные мысли. Мы получаем ключевые идеи, задерживаясь в Писании, и затем стараемся показать слушателям, откуда мы их взяли. Мы не предполагаем, что они увидят это без нашей помощи, поэтому мы стараемся, чтобы они увидели это сами.

Насыщение кафедрального служения Писанием происходит как напрямую, так и опосредованно. Прямо: путем привлечения внимания к отдельным словам и фразам, цитирования глав и стихов. Косвенно: путем подготовки и проповеди из такой души, которая постоянно формируется Писанием, чтобы думать и чувствовать в Божьем, а не в мирском и нашем собственном смысле.

3. Распоряжаться правильно

Когда современный человек в век торжествующего «я» осознает личную ценность Слова Божьего и решает проповедовать эту Книгу, а не свои собственные мысли и «я», он преодолевает первое критическое препятствие. Он обретает неизгладимое убеждение обращаться со Словом, использовать его в основе своей проповеди, и он это делает. Это славное начало. Чудо началось. Но чтобы в полной мере воплотить видение апостола в его последнем послании, необходимо преодолеть второе критическое препятствие: правильно обращаться со словом.

Старайся представить себя Богу достойным, делателем, не имеющим нужды в стыде, правильно обращающимся со словом истины. (2 Тимофею 2:15)

То есть опытной, твердой рукой направляйте слово по прямому пути.

Никаких искажений, никаких беспричинных надрезов, никаких ловких обходов, никаких хитростей. С мастерством святого знатока вынимайте клинок из ножен и орудуйте им с точностью, осторожностью и самообладанием.

Правильно обращаться с Писанием, то есть использовать его, не злоупотребляя им, можно бесчисленными способами, но здесь мы рассмотрим только две проблемы.

Понимать правильно

Во-первых, правильно обращаться с Писанием — значит не срезать углы в работе по пониманию того, что означает (и не означает) данный текст. Изучите отрывок самостоятельно задолго до того, как вам нужно будет уложиться в срок, и задолго до того, как вы обратитесь к комментариям и чужим мнениям. Найдите время, чтобы погрузиться в текст и поразмыслить над ним задолго до проповеди. И когда вы перейдете от широкого изучения к узкому конспекту и изложению этого послания, стройте свою проповедь на том, что вы увидели сами или можете искренне считать своим, если это первым сказал другой.

Правильно применять

Во-вторых, правильное обращение подразумевает отсутствие углов в работе по надлежащему применению, что для многих из нас может быть более сложной работой. Мы не должны довольствоваться тем, что послание остается далеким, и преодолевать пропасть между библейским и современным миром.

Это также требует предварительного планирования, предоставления пространства и терпения, чтобы понять, что этот текст действительно означает для нашей церкви (и не только). Мы не будем довольствоваться проповедью правильной этики на основе неправильных текстов. Мы будем стремиться к справедливому отношению к конкретному отрывку, лежащему перед нами. Мы не будем привыкать и оправдываться за то, что квадратное Писание можно приспособить к круглым колышкам. Если желаемого применения нет, мы найдем верный способ решить эту проблему и применим этот текст и/или другой текст, который действительно отвечает потребностям общины. Мы стремимся работать с зерном Божьего Духа, а не против него.

Кого возвеличивает проповедь?

Можно рассмотреть и другие случаи злоупотребления. Проповедник может использовать Писание, но слишком скупо, приправляя свои собственные идеи стихами, вырванными из контекста. Он может злоупотреблять Писанием, когда моральная нагрузка его проповеди исходит из другого источника, а библейские тексты искусственно отодвигаются в подчиненное положение, чтобы показать Бога на стороне какого-либо дела. Писание также может быть использовано технически, но без должного приоритета и центрального места. Возможности для ошибок безграничны.

Хорошая и верная проповедь — это не только наука, но и искусство. Это навык всей жизни, приобретаемый не за недели и месяцы, а за годы и десятилетия. Составьте список всех возможных требований к христианской проповеди (включая правильную направленность и достаточную краткость), и ни одна проповедь не будет отвечать всем требованиям. При всей сложности этого искусства, разнообразии библейских текстов и огромном разнообразии общин по всему миру и на протяжении всей истории человечества, создать единый лакмусовый тест для проповеди, скорее всего, невозможно. Но, возможно, одна проверка будет близка к этому: Кого проповедь возвеличивает?

В конце концов, можно спросить, а сам проповедник выглядит лучше всех? Чувствуют ли слушатели себя возвышенными над всеми? Или же Иисус возвышается над всеми? Проповедники, молодые и старые, стремящиеся правильно использовать Священное Писание как в своих молитвах, так и на кафедре, не могут не задавать себе вопрос: кто является главным в этой проповеди?

Опубликовано с разрешения
22/10/2023
Темы:
Библия Пастор Проповедь
513
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?
«Вари другим, как хотел бы, чтобы ...» (Парафраз известной всем цитаты)
Престон Спринкл
| 17 сен |
125554
Как именно женщины спасаются через чадородие?
Разбор 15-ого стиха 2-й главы 1-ого послания к Тимофею
Джон Пайпер
| 16 янв |
16965
Пять стихов из Библии, которые любят приводить не к месту
Тот, стих, что ты постоянно цитируешь… Он не совсем о том, о чем тебе кажется.
Бен Ирвин
| 18 ноя |
39170
Пять цитат из Библии, которые неправильно поняли
Не судите, да не судимы будете... и другие цитаты, полюбившиеся христианскому обывателю.
Престон Спринкл
| 19 авг |
30621
Почему личные взаимоотношения с Богом не кажутся взаимными?
Есть иногда чувство, что «личные отношения со Христом» совсем обезличены.
Энн Свинделл
| 27 ноя |
13057
Работает на Cornerstone