Послал ли Иисус нас искать «сынов мира»?
Послал ли Иисус нас искать «сынов мира»?

Послал ли Иисус нас искать «сынов мира»?

Стратегия благовестия или ошибка толкователей?

В Евангелии от Луки 10 Иисус направляет команды из двух человек в первое краткосрочное миссионерское путешествие. Перед тем как отправить их, Он предупреждает их, что они будут уязвимы. Наставляя их полагаться на доброту незнакомых людей, Иисус говорит: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» (Луки 10:5-6).

Ссылаясь на этот отрывок и используя его язык, многие современные миссионеры считают «людей мира» секретным соусом в рецепте успешной миссии. Они часто определяют этого человека как местного жителя, который готов вести духовные беседы и служить социальным мостом в общине, а также может принимать у себя и проводить библейские занятия.

По мнению некоторых, найти человека мира очень важно для плодотворной стратегии миссионера. Однако такое толкование Евангелия от Луки 10 является экзегетически ошибочным, и следование этой философии для определения человека мира потенциально опасно.

Повеление Иисуса

Контекст Евангелия от Луки 10 и его место в искупительной истории важны для понимания наставлений Иисуса. В этом повествовании Иисус посылает своих последователей в деревни за пределами Иерусалима и по всему Израилю, чтобы возвестить о приходе Царства, прихода которого древние израильтяне давно ожидали.

Следует отметить, что в Евангелии от Луки 10 служение Иисуса еще не достигло своей кульминационной цели. Возвещение, с которым были посланы ученики, еще не было полностью сформированным Евангелием, которое Павел назвал «первостепенным» (1 Кор. 15:1-5). Поэтому мы не должны смешивать возвещение из 10 главы Евангелия от Луки с Евангелием после воскресения и вестью, доверенной современным миссионерам.

Более того, после событий, описанных в Евангелии от Луки 10, аудитория, к которой Иисус посылает учеников, меняется и расширяется, как и их подход. Незадолго до своей смерти Иисус поручает ученикам наставления, напоминающие Луки 10, но адаптирует их к другой ситуации (Луки 22:35-38). Его посланники больше не будут полагаться на приветствие и поддержку «сынов мира»; вместо этого они должны взять свои собственные запасы. После своего воскресения Иисус также говорит своим апостолам, что как свидетели его смерти и воскресения они должны проповедовать покаяние для прощения грехов «всем народам» (Луки 24:46-48).

Эти значительные изменения ставят под сомнение актуальность 10-й главы Евангелия от Луки как примера для современной миссии. Используя его для формулирования современных стратегий, сторонники вырывают повеление Иисуса из его искупительно-исторического окружения, сохраняя при этом терминологию, которая придает ему атмосферу библейского авторитета.

Метод Павла

Если бы это было универсальное повеление Иисуса о миссионерстве, можно было бы ожидать, что первые апостолы продолжали искать «людей мира» во время своих путешествий. Однако эта терминология и подход не встречаются в их служении.

Например, когда мы рассматриваем служение Павла, мы не находим никаких упоминаний о людях мира или убедительных доказательств того, что это было частью его стратегии. Кто-то может сослаться на Лидию или Иасона как на примеры людей мира. Или мы могли бы отметить, как Павел работал с другими людьми, такими как Прискилла и Акила. Но он постоянно называл подобных им людей партнерами или соработниками в Евангелии (Рим. 16:3-4). В отличие от некоторых представлений о человеке мира, эти соработники были теми, кто разделял веру во Христа и приверженность Его миссии.

Как и в наставлениях из Евангелия от Луки 10, Павел действительно работал в парах или командах, а не в одиночку. Он также стряхивал пыль со своих сандалий, когда его послание было ясно понято и отвергнуто (Деян. 13:46-49; ср. Лк. 10:10-12). Но Павел, похоже, не был озабочен тем, чтобы найти человека, который послужил бы социальным мостом в общину. На самом деле, хотя у него была привычка первым делом обращаться к иудеям в синагогах, он сразу же проповедовал Иисуса как их Мессию, вместо того чтобы пытаться получить их одобрение. Таким образом, он обычно терял доступ к общине, вместо того чтобы приобретать его.

Куда бы Павел ни пошел, он использовал каждую возможность, чтобы учить и проповедовать Евангелие, показать, что Иисус — Мессия и Господь, и осудить идолопоклонство. Это не было попыткой приобрести социальное влияние, но, напротив, «открытым изложением истины» (2 Кор. 4:2).

Все еще полезно?

На данный момент сторонники поиска человека мира могут возразить, что эта модель является социологически стратегической, даже если она не обязательна с библейской точки зрения. Например, часто бывает так, что социальные и семейные сети новообращенного являются семенами Евангелия (например, Деяния 10:24-48). Поэтому сторонники этого метода считают целесообразным намеренно найти гостеприимного местного жителя с обширными связями, который может поручиться за миссионера и познакомить других с его посланием.

Хотя это верно и полезно, когда это происходит, мы считаем, что есть разница между социологическим наблюдением и библейским предписанием. Когда эта модель становится обязательным компонентом миссионерской методологии, она становится потенциально опасной.

Такая методология рискует перевалить на миссионера его задачу. Если мы считаем, что плодотворного труда не будет, пока мы не найдем человека с обширной социальной сетью и влиянием, то мы предвзято относимся к тому, чтобы с верой и надеждой инвестировать в маргиналов или тех, кто менее связан с обществом. Мы также можем отложить провозглашение Евангелия на неопределенный срок, чтобы завоевать расположение слушателей, что было совершенно чуждо апостолам.

Более того, даже если вы не верите, что эта практика является библейским предписанием, настаивая на том, чтобы другие следовали ей, мы можем создать впечатление, что этот метод имеет больший авторитет, чем есть на самом деле. И если мы не будем внимательно читать и применять Писание, мы заставим других следовать нашим экзегетическим ошибкам. Плохое моделирование библейского толкования особенно вопиюще на миссионерском поле, потому что молодая церковь отчаянно нуждается в способности воспитывать ответственных лидеров, которые могут читать, понимать и верно применять Слово в своем контексте.

По этим причинам давайте оставим в прошлом стратегию «человек мира». Хотя мы ценим преимущества социальных связей для передачи Евангелия, мы считаем, что миссионеры должны использовать любую возможность для проповеди Евангелия и преподавания Писания всем людям, создавая учеников, которые будут поступать так же.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

02/10/2022
Темы:
Благовестие Миссионеры
223
3
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Как миссионеры могут научить долготерпению?
Настоящий миссионер остается с теми, кому служит, до конца.
Мэтт Родес
| 23 янв |
124
Играйте в мяч!
... как христиане.
Майкл Бетрус
| 14 ноя |
163
Памяти Стива Дугласа (1945-2022) 
Несколько слов о бывшем директоре Cru
Джерри Риендо
| 10 ноя |
167
Августин мог написать «О граде Божьем» в 2022 году
Быть частью культуры или не быть, вот в чем вопрос...
Крис Ваткин
| 7 ноя |
263
10 вещей, которые церковь может узнать о миссии от Иисуса, Петра и Павла
Несколько хороших мыслей для «ловцов человеков»
Экхард Шнабель
| 13 окт |
234
Работает на Cornerstone