Христианские добродетели, которые не христианские.
Христианские добродетели, которые не христианские.

Христианские добродетели, которые не христианские.

И их христианские альтернативы.

Нравится вам или нет, но культурная среда очень сильно влияет на наши представления о Христе. А что если некоторые из добродетелей, которые мы ассоциируем со следованием Христу, совсем не являются христианскими?

Если не определить эти лжепризнаки или заблуждения, наше время и силы, возможно, будут потрачены на выработку и укрепление добродетелей, которые на самом деле таковыми и не являются. Я не люблю, когда в тексте вдруг появляется почти «юридический отказ от ответственности», но сегодня сам вынужден сделать такую приписку-пояснение. Эти «добродетели» совсем не плохи. И я не прошу вас выкорчевывать их из своего характера, потому что обладать ими очень даже хорошо. Смысл нашего сегодняшнего размышления – серьезно задуматься над тем, что значит ходить по стопам Иисуса.

Итак, ниже мы поговорим о восьми христианских добродетелях, которые не такие уж христианские. И об их альтернативах.

Вежливость

Я вот думаю, чтобы люди подумали об Иисусе, окажись Он в современном мегаполисе. Напомню, что мы говорим сейчас о человеке, который своих самых близких друзей назвал сатаной. С религиозными лидерами Он говорил весьма неучтиво. Вежливость явно не была Его коньком. По крайней мере, слово вежливый для описания Христа мне пришло бы отнюдь не в самую первую очередь. Были ли Христос добр? Да, несомненно! Доброта – это плод Духа. Но вот в чем проблема. Вежливость и доброта – это не одно и то же. Вежливость – это дешевка. Она ничего не стоит. Вежливость избегает острых углов и подпитывает ваш эгоизм, даже если ежу понятно, что вам льстят. Вежливость не является прямой тропой к благочестию.

Доброта же, однако, говорит вам то, что вы должны услышать. Она не будет подпитывать ваше эго, намекая на ваше великолепие. Доброта слишком вас любит, чтобы это делать.  Семена доброты засеяны в почву любви. Плодородная земля не отпускает без усилия. Но в конце концов получается результат – плодотворная жизнь. Я не знаю, смог бы Иисус обзавестись друзьями в современном обществе чрезмерного потакания эгоистическим посылам человека. Я уверен, что Иисус приводил бы меня лично в бешенство. Большую часть своей жизни я ставил знак равенства между вежливостью и благочестием. Я размышлял так: друзья никогда не будут ругать своего. И христиане тоже не должны.

Но когда я читаю Евангелие, я не могу ставить этот знак равенства между вежливостью и благочестием. Наверное, нужно больше христиан, похожих на Иисуса. И друзей подобных Ему тоже нужно побольше. Мне, по крайней мере, точно.

Безотказность

Когда мы с женой закончили учебу в университете, мы тут же стали активно участвовать в жизни нашей поместной церкви. Первые два года мы соглашались делать все, о чем нас просили. «Проведёте молитвенное собрание на богослужении?» Да. «Нам не хватает помощников, можете приготовить еды к встрече?» Да. «Можете позаботиться о наших котах, пока мы в отпуске?»

Нет, за кошками я не ухаживаю. Иисус, кстати, тоже.

Хорошие христиане были услужливыми, казалось мне. Они были безотказными. Все время говорили «да» … для Иисуса. Когда вы служите в поместной церкви, тяжесть этих «да» может (и скорее всего – так и будет) вас покалечить. Те, кто всегда соглашается, чувствуют тяжесть этой ноши. И вот почему. Зачастую мы соглашаемся, потому что нам хочется быть нужными. И это все сводится к поиску одобрения людей, а не истинному служению Богу.

Отказаться от возможности помочь тяжело. Отказаться от «вредной, токсичной» дружбы больно. Противостоять стадному чувству, негативу, искушению и насилию – все это нелегко. И все-таки давайте не будет поклоняться божку «вечных да». Этот божок только берет, ничего не давая взамен.

Регулярное посещение церкви.

Я все еще залечиваю раны от нездорового увлечения этой нехристианской добродетелью.  Верные христиане не пропускают богослужения. Никогда! Они всегда посещают малые группы. И на всех церковных мероприятиях они всегда присутствуют. И точка! Разумеется, совместные встречи христиан крайне важны. Но можно быть самым верным посетителем церковных мероприятий, и при этом крайне мало знать о Боге. Точно так же, как посещение уроков не гарантирует хороших оценок. Богу гораздо важнее состояние вашего сердца, чем дислокация вашей пятой точки.

Следование правилам.

Я рос в среде, где следование Христу подразумевало следование правилам. Хорошие христиане правил не нарушают. Они вовремя возвращаются с прогулок, не списывают на экзаменах и не пьют алкоголь. А, да, совсем забыл – они не ругаются нехорошими словечками, и у них нет татуировок! Следование правилам ни в коей мере не дает вам права называться хорошим христианином. Как, впрочем, и алкогольная зависимость не лишает вас права быть христианином. Более того, некоторые правила нарушать даже нужно. Потому что эти правила изначально дефектны и деспотичны. Вместо приравнивания благочестия к следованию правилам, давайте приравнивать благочестие к Иисусу.

Отсутствие сомнений и вызовов Богу.

Опять же, когда я был ребенком, сомнения и вызывающие вопросы Богу считались у нас, в лучшем случае, неуважением, а в худшем – богохульством. Из-за этого история моей веры обрамлена в нездоровые представления о Боге. В моей голове Господь был этаким божественным существом с огромной дубиной (скорее всего, отломанной от того самого древа жизни), которую Он держит наготове: если кто засомневается или начнет задавать неуместные вопросы, тут же получит дубиной по башке. Когда я оказался в институте, мою веру начали посещать сомнения. И я не знал, что делать с этими сложными вопросами. С Богом разговаривать я не мог. С другими христианами тоже. Они же просто посоветуют мне молиться побольше.

А потом я открыл для себя Псалмы. Там картинка Бога крайне отличалась от моих представлений. Верные Ему мужи сомневались и спорили со Всевышним. А Он не уничтожал их. Он шел рядом с ними. Он был терпелив и чуток. У Бога любви есть способность и желание поступать именно так. Он остается рядом со мной посреди реки сомнений и радуется со мной, когда я перебираюсь на другой ее берег.

Христиане, у кого есть сомнения и вопросы, отнюдь не испытывают недостатка веры. Честно говоря, я считаю, что сомнения – это побочный эффект приближения к всесильному и непостижимому Богу.

Знание Библии.

Когда я трудился в молодежном служении, мне приходилось часто бывать в различных поездках. Перед тем, как загружаться в автобус, каждый мог получить возможность выстрелить из сигнального пистолета. Но мне хотелось, чтобы этим кто-то был только один человек. Почему? Потому что у меня было мобильное приложение с библейской викториной, и никто не мог меня победить.

Я мог назвать всех судей из книги Судей, выдать о каждом из них кучу странных, неважных фактов. Я знал Библию. Но это ведь неудивительно, правильно? Ну, как сказать. Апостол Павел говорит, что знание надмевает, а любовь назидает.  Моя христианская жизнь очень хорошо иллюстрирует этот стих. Если честно, одни знания – штука довольно опасная. Я вспоминаю это мое приложение с библейской викториной. Я очень редко тогда проигрывал. Но моей наградой тогда была лишь корона гордыни.

Иисус изменил картину благочестивой и святой жизни. Верные христиане могут хорошо знать Писание, но если эти знания не побуждают их служить ближнему, чего-то в этой картине не хватает. Лучшие ученики всегда лучшие слуги.

Проворство.

Давайте сразу тут перечислим и всех этих родственников: организованность, эффективность, напористость. Соглашусь, когда человек приходит вовремя – это проявление уважения и заботы о том, с кем он встречается. Но проворство нельзя назвать христианской добродетелью. Если бы Иисус жил в современном обществе, я не думаю, что его впечатлила бы наша пунктуальность и концентрация на списках задач. Сам Иисус частенько опаздывал куда-нибудь. Один раз настолько поздно пришел, что друг Его, Лазарь, уже умер. Иисус отвлекался на нищих и сборщиков податей. Он менял планы без предупреждения. Меня всю жизнь пассивно-агрессивно подкалывают за опоздания на богослужения. Я и сам много кого на эту тему подкалывал. Пунктуальность, несомненно, отличное качество. Но оно не является мерилом вашего благочестия или посвящения Богу.

Экспрессивность и эмоциональность.

Я человек эмоциональный. Часто могу пустить слезу. Не судите меня за это. Еще во время поклонения я могу размахивать руками. Настоящие христиане экспрессивны. Ну, так я раньше думал. Но потом мне довелось провести время с неэкспрессивными христианами, и я открыл в них глубочайшую любовь ко Христу. С другой стороны, я встречал экспрессивных, эмоциональных христиан, которым, как выяснялось, было скучно и пусто. Экспрессивные, эмоциональные христиане могут показать свою страсть. Но не всегда. Давайте свою перспективу не возводить в «абсолют». Наш Бог необычайно изобретателен и любит разнообразие. И носители Его образа – тоже.

Опубликовано с разрешения

Уведомления о появлении новых статей могут приходить к вам лично через разные каналы:

Фейсбук, ВКонтакте, Твиттер, Гуггл, Телеграм. Не упустите возможность быть в курсе.

15/03/2017
Темы:
Добродетели Характер
5642
4
мин
Поделиться:
Наши читатели помогли опубликовать уже тысячи статей.
Вы тоже можете
Другие материалы на эту тему
Не довольствуйтесь культурной добротой
Доброта без любви - лишь маска лицемерия.
Энн Керхулас
| 28 сен |
167
Задумайтесь об этом: «что́ только добродетель»
Размышления над 4-ой главой послания к Филиппийцам
Дж. А. Меддерс
| 24 ноя |
383
Остановитесь! Прежде чем отменить эти планы
Утраченное искусство приходить вовремя, выполнять обещанное и оставаться в неудобной ситуации.
Сара Барратт
| 12 окт |
722
Когда Бог становится суеверием
Мы можем превратить Живого Бога в Деда Мороза или бизнесмена, с которым нужно просто договориться.
Лиа Бау
| 21 май |
2147
Пять самых анти-культурных качеств христианина
Почему библейское учение до сих пор считается радикальным.
Стивен Мэтсон
| 23 июл |
3970
Работает на Cornerstone